Бегеза Анастасия Алексеевна
студент 3 курса,
Брестский государственный технический университет,
г. Брест, Беларусь
E-mail: nastja.begesa@mail.ru
Марчук Екатерина Александровна
студент 3 курса,
Брестский государственный технический университет,
г. Брест, Беларусь
E-mail: katya.marchuk@list.ru
Научный руководитель – Вакулич
Наталья Александровна
ассистент кафедры экономической теории и логистики, магистр экономических наук
Брестский государственный технический университет,
г. Брест, Беларусь
E-mail: vna_brgtu@mail.ru
Агротуризм – это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта. Обязательным условием является то, чтобы средства размещения туристов (как правило, индивидуальные, специализированные) находились в сельской местности (или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки)
Принципиально важным является :
а) либо наличие в сельской местности свободных или условно свободных домовладений (усадеб, коттеджей, площадок на территории усадеб для размещения палаточных городков, в некоторых странах – исторических зданий сельских дворцов, монастырей и т.д.), изначально не создававшихся как гостиницы, но пригодных для переоборудования их в средства размещения туристов;
б) либо строительство специальных агротуристических объектов – средств размещения туристов («национальные деревни», «дома охотника/рыбака», "культурные центры", кемпинги и т. п.), выполняющих функцию сельских гостиниц.
Причины развития агротуризма:
1. Передел европейского аграрного рынка в связи с образованием ЕЭС и в дальнейшем ЕС
2. Высокая конкурентоспособность агротуристического продукта
3. Государственные программы по развитию агротуризма
4. Ассоциации субъектов агротуристического бизнеса
5. Информационная форма турпродукта: интерактивные базы данных
Основные критерии эффективности развития агротуризма:
• ориентацию на организацию отдыха в сельской местности;
• учет специфики местного сельскохозяйственного природопользования;
• ориентация на устойчивое развитие экономики и повышение социального благополучия местного населения, не нарушая экологическую систему (экосистему) и уклад жизни;
Формы аграрного туризма
Агротуризм, руководствуясь доминирующей мотивацией потребителей можно классифицировать на следующие группы:
- сельский туризм;
- экотуризм;
- этнотуризм;
- кулинарный туризм;
- геотуризм;
Таким образом, с одной стороны агротуризм следует рассматривать как сектор экономики, ориентированный на использование природных, культурно- исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристического продукта.
Мировые тенденции и модели развития агротуризма
Анализируя развитие агротуризма в зарубежных странах, можно выделить существование четырех основных моделей агротуризма, условно называя их западноевропейской, восточноевропейской, англоамериканской и азиатской.
Европейский агротуризм
Обобщая описание составляющих турпродукта, предоставляемого в рамках европейских моделей агротуризма, можно выделить основные составляющие:
• Ночлег и завтрак. Гостей размещают в фермерском доме и кормят завтраком, что входит в комплекс услуг;
• Полный пансион или полупансион. Гостю к комплексу услуг предлагают добавить ужин (полупансион) или обед и ужин вместе (полный пансион), который готовит фермер;
• Активный отдых. Гостям предлагают комплекс услуг, связанных с активным отдыхом: верховые поездки на лошадях, рыбалка, охота, водные виды спорта, образовательные поездки, мероприятия в стиле «собери себе еду сам». Специалисты выделяют несколько этапов или «волн» в развитии европейского агротуризма.
Первый этап или «волну» можно охарактеризовать как классические, в рамках которых возникли универсальные модели агротуризма (британская, германская, итальянская, французская модели). Практически ни одна страна "первой волны" (Италия, Франция и др.) не обращалась к агротуризму как форме малого бизнеса на селе от хорошей жизни.
Второй этап или «волна» характеризует возникновение и развитие агротуризма в Болгарии, Венгрии, Греции, Польше, Румынии и других европейских странах, а варианты агро-туризма в этих регионах могут рассматриваться как «альтернативные», производные «классических» моделей со своей экономической, историко-культурной и этнической спецификой.
Англо-американская модель агротуризма (США, Канада)
Данная модель возникла в англоязычных странах после Второй мировой войны. Этот тип туризма стал средством для выхода из кризиса. Основными потребителями данного вида услуг сельского туризма были автотуристы, что обусловило следующие ключевые черты модели:
- ориентированность на внутренний туризм;
- предоставления необходимого списка услуг;
- пренебрежение национальной спецификой.
В данной модели предоставляемыми услугами являются пешие и конные прогулки, хождение по природным и живописным местам, охота, рыбалка. В последнее время востребованным становится сельский туризм, направленный на изучение исторических мест отдельных эпох.
Азиатская модель агротуризма (Шри-Ланка, Малайзия)
В менее развитых (тропических) странах, где частные дома не в том состоянии, чтобы стать средствами размещения туристов, но имеется исключительный турпотенциал (климатический, природный, ландшафтный, историко-культурный и т. д.), практикуют иной подход – в сельской местности вне курортных зон создаются крупные частные туристические центры.
Также для азиатской модели характерен аграрный туризм, при котором используется активный отдых в сельской местности, к примеру, горный сплав, альпинизм, подводное плавание и сафари.
Особенности агротуризма в Республике Беларусь
Законодательная база
1. В Беларуси импульсом развития агроэкотуризма послужил Указ Президента № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» от 2 июня 2006 года. Он послужил толчком бурному развитию отрасли.
2. Также был принят Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. №185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма» .
3. 26 ноября 2010 г. Президент подписал Указ №614, которым внесены изменения и дополнения в указ от 2 июня 2006 года №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь».
4. На реализацию проектов в сфере агроэкотуризма открытым акционерным обществом «Белагропромбанк» в 2010–2020 годах предоставляются кредиты в сумме до 2000 базовых величин. Национальной программой предусматриваются следующие направления развития агроэкотуризма: создание туристических деревень, организация сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах, создание агротуристических комплексов на базе СПК, организация активного отдыха на природе.
Развитие агроэкотуризма в областях Беларуси
Возможностями для развития агроэкотуризма обладают все регионы республики, однако распределены сельские усадьбы по областям неравномерно. Больше всего усадеб по данным за 2017 год в Витебской (605)
и Минской (597) областях. В Брестской области гостей принимают 346 объектов, Гродненской - 303, Могилевской - 216, Гомельской - 196. Факторов, которые способствуют развитию сельского туризма в этих областях, несколько. Общими для всего региона являются хорошо развитая транспортная сеть и благоприятная экологическая ситуация, что немало важно для привлечения иностранных туристов.
Модели развития сельского туризма на основе инновационных моделей
1. «Зеленые маршруты»(Greenways)- это не просто туристический маршрут или дорога, связывающая между собой определенные пункты назначения. «Зеленые маршруты»–это экотуристические трассы природного и культурного наследия, которые проходят вдоль рек, традиционных,
исторических торговых путей, естественных природных коридоров.
2. Кластеры в агроэкотуризме. В последние годы агроэкотуризм развивается по принципу кластерной модели, когда хозяева нескольких близ расположенных усадеб на основе разделения труда совместно принимают и обслуживают гостей.
3. Фестивали в сфере агроэкотуризма. Фестивали являются действенным инструментом развития и продвижения туризма в регионах. В Беларуси в последние годы активизировалось фестивальное движение.
В настоящее время в Республике Беларусь имеется широкий спектр агротуристических хозяйств – от самых скромных усадеб с малым количеством оказываемых услуг до хорошо благоустроенных, комфортабельных с большой номенклатурой дополнительных услуг. Есть усадьбы-коттеджи, которые готовы удовлетворить самых взыскательных туристов . Есть усадьбы на базе деревенских домов, которые постепенно улучшаются и приспосабливаются к новой деятельности. В стране созданы все необходимые условия для развития международного туризма. Беларусь — открытое государство и готово к сотрудничеству, в том числе в области туризма, со всеми странами. В нашей стране есть огромный потенциал в развитии международного агротуризма благодаря многочисленным экоресурсам.
Библиографический список:
1. Я. И. Аношко «Сельский туризм Беларуси: современное состояние и перспективы развития», 2011, с.218
2. В. Лысяков «Правовые основы осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма на территории Республики Беларусь»/2009
3. А.Б. Здоров «Комплексное развитие туризма в сельской местности»