Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 9:07:02
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Теоретические основы формирования и развития аграрного туризма

Бегеза Анастасия Алексеевна
студент 3 курса,
Брестский государственный технический  университет,
г. Брест,         Беларусь
E-mail: nastja.begesa@mail.ru 

Марчук Екатерина Александровна
студент 3 курса,
Брестский государственный технический  университет, 
г. Брест,         Беларусь
E-mail: katya.marchuk@list.ru 
Научный руководитель – Вакулич Наталья Александровна
ассистент кафедры экономической теории и логистики,  магистр экономических наук
Брестский государственный технический университет,
г. Брест,  Беларусь
E-mail: vna_brgtu@mail.ru 

Агротуризм – это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта. Обязательным условием является то, чтобы средства размещения туристов (как правило,  индивидуальные,  специализированные)  находились  в  сельской местности (или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки)

Принципиально важным является : 

а) либо наличие в сельской местности свободных или условно свободных домовладений  (усадеб,  коттеджей,  площадок  на  территории  усадеб  для размещения палаточных городков, в некоторых странах – исторических зданий сельских  дворцов,  монастырей  и  т.д.),  изначально  не  создававшихся  как гостиницы, но пригодных для переоборудования их  в средства  размещения туристов;

б) либо  строительство  специальных  агротуристических  объектов  – средств  размещения  туристов  («национальные  деревни»,  «дома охотника/рыбака»,  "культурные  центры",  кемпинги  и  т.  п.),  выполняющих функцию сельских гостиниц.

Причины развития агротуризма:

1.               Передел европейского аграрного рынка в связи с образованием ЕЭС и  в дальнейшем ЕС

2.               Высокая конкурентоспособность агротуристического продукта

3.               Государственные программы по развитию агротуризма

4.               Ассоциации субъектов агротуристического бизнеса

5.               Информационная форма турпродукта: интерактивные базы данных

Основные критерии эффективности развития агротуризма:

 ориентацию на организацию отдыха в сельской местности;

 учет специфики местного сельскохозяйственного природопользования;

  ориентация  на  устойчивое  развитие  экономики  и  повышение социального  благополучия  местного  населения,  не  нарушая  экологическую систему (экосистему) и уклад жизни;

Формы аграрного туризма

Агротуризм,  руководствуясь  доминирующей  мотивацией  потребителей можно классифицировать на следующие группы:

-  сельский туризм;

-  экотуризм;

-  этнотуризм;

-   кулинарный туризм;

-  геотуризм;

Таким образом, с одной стороны агротуризм следует рассматривать как сектор экономики, ориентированный на использование природных, культурно- исторических  и  иных  ресурсов  сельской  местности  и  ее  специфики  для создания комплексного туристического продукта.

Мировые тенденции и модели развития агротуризма

Анализируя развитие агротуризма в зарубежных странах, можно выделить существование четырех основных моделей агротуризма, условно называя их западноевропейской, восточноевропейской, англоамериканской и азиатской.

Европейский агротуризм

Обобщая  описание  составляющих  турпродукта,  предоставляемого  в рамках  европейских  моделей  агротуризма,  можно  выделить  основные составляющие:

 Ночлег и завтрак. Гостей размещают в фермерском доме и кормят завтраком, что входит в комплекс услуг;

  Полный пансион или  полупансион.  Гостю к комплексу  услуг предлагают добавить  ужин  (полупансион)  или  обед  и  ужин  вместе  (полный  пансион), который готовит фермер;

 Активный отдых. Гостям предлагают комплекс услуг, связанных с активным отдыхом: верховые поездки на лошадях, рыбалка, охота, водные виды спорта, образовательные поездки, мероприятия в стиле «собери себе еду сам». Специалисты  выделяют  несколько  этапов  или  «волн»  в  развитии европейского агротуризма.

Первый этап или «волну» можно охарактеризовать как классические, в рамках  которых  возникли  универсальные  модели  агротуризма  (британская, германская, итальянская, французская модели). Практически ни одна страна "первой волны" (Италия, Франция и др.) не обращалась к агротуризму как форме малого бизнеса на селе от хорошей жизни. 

Второй  этап  или  «волна»  характеризует  возникновение  и  развитие агротуризма  в  Болгарии,  Венгрии,  Греции,  Польше,  Румынии  и  других европейских  странах,  а  варианты  агро-туризма  в  этих  регионах  могут рассматриваться как «альтернативные», производные «классических» моделей со своей экономической, историко-культурной и этнической спецификой.

Англо-американская модель агротуризма (США, Канада)                                   

Данная модель возникла в англоязычных странах после Второй мировой войны. Этот тип туризма стал средством для выхода из кризиса. Основными потребителями данного вида услуг сельского туризма были автотуристы, что обусловило следующие ключевые черты модели:

  • ориентированность на внутренний туризм;
  • предоставления необходимого списка услуг;
  • пренебрежение национальной спецификой. 

В  данной модели предоставляемыми услугами являются пешие и конные прогулки, хождение по природным и живописным местам, охота, рыбалка. В  последнее время востребованным становится сельский туризм, направленный на изучение исторических мест отдельных эпох.

Азиатская модель агротуризма (Шри-Ланка, Малайзия)

В   менее  развитых  (тропических)  странах,  где  частные  дома  не  в  том состоянии,  чтобы  стать  средствами  размещения  туристов,  но  имеется исключительный  турпотенциал  (климатический,  природный,  ландшафтный, историко-культурный и т. д.), практикуют иной подход – в сельской местности вне курортных зон создаются крупные частные туристические центры. 

Также для азиатской модели характерен аграрный туризм, при котором используется активный отдых в сельской местности, к примеру, горный сплав, альпинизм, подводное плавание и сафари.

Особенности агротуризма в Республике Беларусь          

Законодательная база

1.     В  Беларуси импульсом развития агроэкотуризма послужил Указ  Президента    372  «О  мерах  по  развитию  агроэкотуризма  в  Республике Беларусь»  от  2  июня  2006  года.  Он  послужил  толчком  бурному  развитию отрасли. 

2.     Также был принят  Указ  Президента  Республики  Беларусь от 27 марта 2008 г. №185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма» . 

3.     26  ноября  2010  г.  Президент  подписал  Указ  №614,  которым внесены изменения и дополнения в указ от 2 июня 2006 года №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». 

4.      На  реализацию  проектов  в  сфере  агроэкотуризма  открытым акционерным  обществом  «Белагропромбанк»  в  2010–2020  годах предоставляются кредиты в сумме до 2000 базовых величин. Национальной программой  предусматриваются  следующие  направления  развития агроэкотуризма: создание туристических деревень, организация сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах, создание агротуристических комплексов на базе СПК, организация активного отдыха на природе.

Развитие агроэкотуризма в областях Беларуси

Возможностями  для  развития  агроэкотуризма  обладают  все  регионы республики,  однако  распределены  сельские  усадьбы  по  областям неравномерно. Больше всего усадеб  по данным за  2017 год в Витебской (605)

и   Минской  (597)  областях.  В  Брестской  области  гостей  принимают  346 объектов,  Гродненской  -  303,  Могилевской  -  216,  Гомельской  -  196. Факторов, которые способствуют развитию сельского туризма в этих областях, несколько. Общими для всего региона являются хорошо развитая транспортная сеть  и  благоприятная  экологическая  ситуация,  что  немало  важно  для привлечения иностранных туристов.

Модели  развития  сельского  туризма  на  основе  инновационных моделей

1.            «Зеленые  маршруты»(Greenways)-  это  не  просто  туристический маршрут  или  дорога,  связывающая  между  собой  определенные  пункты назначения. «Зеленые маршруты»–это экотуристические трассы природного и культурного  наследия,  которые  проходят  вдоль  рек,  традиционных,

исторических торговых путей, естественных природных коридоров.          

2.   Кластеры  в  агроэкотуризме.    В  последние  годы  агроэкотуризм развивается по принципу кластерной модели, когда хозяева нескольких близ расположенных усадеб на основе разделения труда совместно принимают и обслуживают гостей. 

3. Фестивали в сфере агроэкотуризма. Фестивали являются действенным инструментом  развития  и  продвижения  туризма  в  регионах.  В  Беларуси  в последние годы активизировалось фестивальное движение. 

В   настоящее  время  в  Республике  Беларусь  имеется  широкий  спектр агротуристических хозяйств – от самых скромных усадеб с малым количеством оказываемых услуг до хорошо благоустроенных, комфортабельных с большой номенклатурой  дополнительных  услуг.  Есть  усадьбы-коттеджи,  которые готовы удовлетворить самых взыскательных туристов . Есть усадьбы на базе деревенских домов, которые постепенно улучшаются и приспосабливаются к новой деятельности. В стране созданы все необходимые условия для развития международного  туризма.  Беларусь  —  открытое  государство  и  готово  к сотрудничеству, в том числе в области туризма, со всеми странами. В нашей стране  есть  огромный  потенциал  в  развитии  международного  агротуризма благодаря многочисленным экоресурсам.

Библиографический список:

1.     Я.  И.  Аношко  «Сельский  туризм  Беларуси:  современное  состояние  и перспективы развития», 2011, с.218

2.     В.  Лысяков  «Правовые  основы  осуществления  деятельности  в  сфере агроэкотуризма на территории Республики Беларусь»/2009

3.    А.Б. Здоров «Комплексное развитие туризма в сельской местности»           


Количество просмотров: 2360
теги:
06.05.2018 12:18 | qazaблог автора

Еще публикации: