Регион: Выбрать регион
Сейчас: 25 ноября 11:11:40
Понедельник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Идентификация и анализ динамики транспортной компоненты совокупных логистических затрат

Долгов Александр Петрович
доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
г. Санкт-Петербург,     Россия
E-mail: ad-logman@yandex.ru 

В  современной глобализированной экономике логистика играет всё более важную роль. При этом рациональная организация логистических процессов в значительной  мере  предопределяет  как  конкурентоспособность  и результативность бизнес-деятельности на микроуровне, так и эффективность функционирования макроэкономических систем [1; 2].

Деятельность  в  сфере  логистики,  включая  организацию  (построение) цепей поставок, достаточно многогранна, и не может быть охарактеризована каким-либо  одним  показателем.  На  любом  уровне  иерархически организованных  экономических  систем  их  логистическая  составляющая характеризуется целой системой показателей. Набор этих показателей может несколько варьироваться в зависимости от целого ряда факторов, но главным образом он определяется уровнем экономической системы (макро, мезо или микро).  В зависимости от  уровня логистической системы методика расчета отдельных показателей (например, показатель запасоёмкости) может несколько различаться, но содержательно они характеризуют одни и те же процессы (за определенный период) или явления (на конкретный момент времени).

С  экономической точки зрения основным показателем, характеризующим масштабы  логистических  процессов  в  национальной  экономике,  выступают совокупные  затраты  на  логистику  (  total  logistics  cost  ),  представляющие суммарные расходы на осуществление логистических процессов по всем видам экономической деятельности за определенный период времени [4, с. 153-154].  Совокупные затраты на логистику в ряде развитых стран относят к числу основных  макроэкономических  индикаторов.  Поскольку  эти  затраты  в номинальном денежном исчислении (т.е. в текущих ценах и тарифах) включают и  инфляционный компонент, то это не дает возможности проводить анализ динамики  этого  показателя  за  продолжительный  период.  Поэтому  более объективную картину дает относительный показатель – отношение этих затрат к  произведенному ВВП, который принято измерять в процентах [2, с. 52-53]. Такой подход позволяет производить уже и более корректные международные (межстрановые) статистические сопоставления.

Так, совокупные логистические издержки в бизнес-секторе национальной экономики США превысили 1 трлн долларов еще в 2000 г., и, несмотря на некоторое  их  снижение  в  отдельные  годы,  имеют  общую  тенденцию  к дальнейшему росту. В 2015 г. они достигли своего исторического максимума –  1414 млрд долларов, но в 2016 г. несколько снизились и составили 1393 млрд долларов [3, с. 71; 12, с. 43].

В  этот же период в экономике США наблюдалась тенденция снижения относительных  затрат  на  логистику.  Так,  если  в  1990  г.  относительные логистические издержки составляли 11,4 % от ВВП США, то в 2015 г. они составили  7,8 %, а в 2016 г.  – 7,5 %. Наибольший  уровень логистических издержек  в  рассматриваемом  периоде  наблюдался  именно  в  1990  г.,  а наименьший (абсолютный минимум) – 7,4 % в 2009 г. [2, с. 53; 12, с. 43]. При общей тенденции к снижению наблюдались и некоторые колебания значений динамического ряда данного макрологистического показателя.

Помимо  динамики  абсолютных  и  относительных  совокупных логистических издержек важное значение имеет также и анализ их структуры. Согласно  принятой  в  ряде  стран  методологии  подсчета  совокупных логистических издержек они включают в себя три основные группы [2, с. 55]:

1.      Затраты на содержание запасов ( inventory carrying costs).

2.     Транспортные затраты (transportation costs).

3.    Управленческие  расходы  или  затраты  на  логистическое администрирование (administrative costs), которые в последнем американском отчете [12] названы «прочими».

Так, в 2016 г. структура затрат на логистику в национальной экономике США была следующей: содержание запасов – 29,4 %, транспортные издержки – 64,3 % и управленческие расходы – 6,3 % [12, с. 43].

Отчеты  о  текущем  состоянии  и  тенденциях  развития  логистики выпускаются с разной периодичностью не только в США, но и в некоторых других странах (Финляндия, ЮАР, Австралия, Индонезия, Китай и др.). На этом  фоне  возникает  закономерный  вопрос:  А  каков  размер  и  структура совокупных логистических затрат в Российской Федерации? К сожалению, на этот  вопрос  нет  четкого  и  однозначного  ответа.  Отдельные  инициативные исследования отечественных ученых [4; 5; 10] не решают проблему в целом, и не дают конкретного обоснованного и достоверного результата.

В   проекте  правительственной  «Транспортной  стратегии  Российской Федерации  на  период  до  2030  года»,  который  продолжительное  время находился на официальном сайте Минтранса РФ, было продекларировано, что реализация  ряда  мероприятий  позволит  сократить  общие  транспортно- логистические издержки с 20 % до 10 % в 2030 г. Здесь сразу же возникает целый ряд вопросов, главными из которых будут: а) что разработчики проекта Программы понимают под термином «транспортно-логистические издержки» и их состав? б) откуда взялось число «20 %», кто и когда их определил? в) какие конкретно мероприятия и как повлияют на двукратное сокращение суммарных затрат? Поскольку проект документа ответы на эти и ряд других вопросов не давал,  то  в  более  высоких  инстанциях  не  стали  заниматься  откровенным прожектерством и в окончательный вариант Стратегии [11] указанная фраза с сомнительными цифрами не вошла.

Правда, к самому термину транспортно-логистические издержки (ТЛЗ) претензий  нет,  поскольку  под  ними  понимаются  не  только  затраты  на собственно транспортировку, но также и на так называемую «вспомогательную и   дополнительную  транспортную  деятельность»  (в  основном  это грузопереработка,  консолидация  и  временное  хранение  ресурсов  на транспортно-логистических  терминалах).  Именно  транспортно-логистические издержки национальной экономики можно выделить из показателей Системы национальных  счетов  (СНС),  публикуемых  Росстатом  в  открытой  печати. Результаты расчета транспортно-логистических затрат в экономике России за последние 10 лет представлены в табл. 
e2c420d928d4bf8ce0ff2ec19b371514.jpg 

  Предлагаемая методика расчета ТЛЗ для макроэкономического уровня достаточно  простая.  За  основу  принимается  показатель  Выпуска  по исследуемому  виду  экономической  деятельности  Счета  производства  СНС. Выпуск – это стоимость реализованных товаров и услуг в основных ценах за период. Поскольку транспорт перевозит не только грузы, но и пассажиров, необходимо очистить значения данного показателя от стоимости транспортных услуг, предоставленных домашним хозяйствам (населению). При таком расчете возникает  некоторая  погрешность,  поскольку  в  стоимости  пассажирских перевозок отдельными видами транспорта и для отдельных социальных групп населения заметна доля субсидий, но до такой степени детализации Росстат в своих открытых публикациях (справочниках) не доходит.

Из  расчетных  данных  табл.  следует,  что  транспортно-логистические затраты в экономике России за десятилетие увеличились в 2,8 раза и в 2016 г. составили почти 9,3 трлн руб. Поскольку эти затраты учитываются в текущих ценах, то в них имеется и значительная инфляционная составляющая. Поэтому больший интерес представляет анализ временного ряда относительных ТЛЗ, т.е. отношение этих затрат к произведенному ВВП.

За рассматриваемый период относительные ТЛЗ несколько увеличились (коэффициент роста 1,09) и колебались в пределах от 9,9 до 10,8 % при среднем значении 10,45 % от ВВП. Коэффициент вариации данного динамического ряда составляет 2,7 %, а коэффициент корреляции рангов (коэффициент Спирмена) +0,41. Отсюда можно сделать вывод  о том, что  транспортно-логистические затраты  в  экономике  России  достаточно  стабильны  относительно  среднего значения за десятилетие, но умеют неустойчивую тенденцию роста.  Определенный  интерес  представляет  сравнительный  анализ относительных  ТЛЗ  национальных  экономик  США  и  России,  которые  в графической форме представлены на рис. (данные табл. и [12, с. 43]).
32bb90e8976aab5298d5da10fe66f21d.jpg 

В    рассматриваемом  периоде  ТЛЗ  в  экономике  США  колебались  в пределах от 4,3 до 5,1 % от ВВП, при среднем значении в 4,89 %. Коэффициент вариации  составил  5,7  %  и  наблюдалась  крайне  неустойчивая  тенденция  к снижению (коэффициент Спирмена –0,14). При этом годовые относительные ТЛЗ американской экономики были ниже аналогичного российского показателя

в  1,9–2,5 раза. Этот момент, несмотря на различия в геологистических факторах является как минимум настораживающим.

Недостаточное внимание федеральных органов управления в России к логистическим процессам отнюдь не способствует повышению конкурентного потенциала  страны,  является  одним  из  сдерживающих  факторов  развития национальной экономики.

Библиографический список:

1.    Долгов  А.П.  Материальные  запасы  и  логистические  процессы  в макроэкономических системах. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 240 с.

2.    Долгов  А.П.  Индикаторы  логистических  процессов  макроэкономических систем: сравнительная динамика и тенденции // Логистика сегодня. – 2007. – № 1. – С. 50-63.

3.  Долгов А.П. Тенденции в динамике и структуре логистических  издержек национальной экономики США // Проблемы подготовки профессиональных кадров по логистике в условиях глобальной конкурентной среды : Сб. докладов V Междунар. науч.-практ. конф. Киев, 4-6 октября 2007 г. – Киев : НАУ, 2007. – С. 69-74.

4.  Долгов  А.П.  Проблема  оценки  совокупных  логистических  издержек  в национальной экономике // Логистика: современные тенденции развития : Материалы ХIV Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 9-10 апреля  2015 г.  – СПб. : ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, 2015. – С. 153-156.

5.   Лукинский  В.С.,  Семенов  И.А.    Оценка  уровня  логистических  затрат  в Российской Федерации // Логистика и управление цепями поставок. – 2012. – № 6 (53). – С. 26-33.

6.  Национальные счета России в 2007-2014 годах : Стат. сб. / Росстат. – M., 2015.     – 304 c.

7.   Национальные счета России в 2011-2016 годах : Стат. сб. / Росстат. – M., 2017.     – 263 c.

8.   Российский статистический ежегодник. 2010 : Стат. сб. / Росстат. – М., 2010.  813 с.

9.    Российский статистический ежегодник. 2017 : Стат. сб. / Росстат. – М., 2017.  686 с.

10.  Сергеев  В.И.,  Зинина  Д.И.  Анализ  международной  практики  учета  и классификации логистических  затрат в цепях поставок // Логистика и  управление цепями поставок. – 2014. – № 6 (65). – С. 21-37.

11.   Транспортная стратегия Российской  Федерации на период до 2030 года. Утв.  распоряжением  Правительства  РФ  от  22  ноября  2008  г.  №  1734-р  (в  ред. распоряжения правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 1032-р) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/13190/.

12.   Accelerating in to Uncertainty : The 28th  Annual State of Logistics Report / A.T. Kearney. – Washington, DC : CSCMP, 2017. – 44 p. 


Количество просмотров: 1164
теги:
06.05.2018 10:39 | qazaблог автора

Еще публикации: