аспирант 1 курса, Белорусский государственный экономический университет,
г. Минск, Беларусь
E-mail: aljonaschischko@mail.ru
Научный руководитель – Зенькова Лариса Петровна
д.э.н., профессор кафедры экономики и управления Белорусский государственный экономический университет,
г. Минск, Беларусь
E-mail: lovekak@mail.ru
Эффективная организация и управление цепью поставок оказывает существенное влияние на темпы экономического развития национальной экономики страны. Выполняя функции распределения и обмена, уже сформированные цепи поставок определяют динамику товарно-материальных, финансовых и информационных потоков в процессе воспроизводства. Стратегия цепи поставок является относительно новой и это одно из проявлений расширенного использования логистики. Все больше в последнее время участники цепей поставок осмысливают необходимость не только внутреннего объединения потоковых процессов, но и налаживания контактов и координации между процессами других хозяйствующих субъектов цепи: клиентами, поставщиками и непосредственно самим предприятием.
При осуществлении управлении цепью поставок возникает задача объединения рынка, производственного процесса, сбытовой сети, закупочной деятельности таким образом, чтобы сделать обслуживание клиентов на высоком уровне и с наименьшими затратами.
Логистика способствует решению проблемы сокращения материальных потоков по всей цепи поставок в целом. Объединенный алгоритм используемых инструментов в логистике направлен на увеличение качественных и количественных параметров всех элементов схемы поставок. Он ориентирует на такой подход, при котором потребности рынка преобразуются в план и стратегию производства, связывая при этом его со стратегией и планом закупок на предприятии.
Одним из важнейших условий эффективной работы цепей поставок является сокращение логистических издержек в процессе товародвижения. Решающую роль в подсчете издержек на конкретные виды деятельности, осуществляемые в цепи поставок, оказывает влияние идентификация затратоемких элементов в логистической цепи и их количественная оценка, а также выявление факторов риска. Осуществить это возможно используя атрибутивные характеристики издержек вида деятельности по каждому типу покупателя и определения рыночного сегмента обслуживания потребителей, выявления факторов, обеспечивающих возможные варианты затрат на обслуживание с учетом специфических ресурсов, которые используются для поддержки покупательских сегментов. Под риском понимается вероятность наступления страхового случая, а также возможный размер ущерба от него.
В результате рыночных изменений, которые произошли в Республике Беларусь за последние десять лет, национальная экономика столкнулась с противоречиями и новыми условиями ведения бизнеса. Необходимость формирования и внедрения новой системы управления затронула все уровни экономики, включая как отрасли в целом, так и отдельные предприятия.
В экономической литературе понятие «логистическая цепь» стали использовать в начале 90-х годов 20 столетия.
Сокращению затрат в сфере производства и обращению в полной мере отвечает сетевая форма организации межфирменного взаимодействия, в основе которой лежит товаропроводящая логистическая цепь. В экономической литературе под такой цепью чаще всего понимают линейно упорядоченное множество физических или юридических лиц, которые осуществляют логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной хозяйственной системы до другой или до конечного потребителя [2, с. 122].
Цепи могут строиться как на основе прямых поставок (прямые хозяйственные связи поставщика и потребителя товарно-материальных ценностей) так и в более сложном случае цепи поставок могут включать так же различных участников-посредников в процессе товародвижения.
В экономической литературе по логистике очень часто применяется понятие «слабое звено» в логистической цепи [2, с. 123]. Этим термином, обычно, характеризуют какие-либо операции или функции (например, складирование, перевозка), ненадлежащее выполнение которых оказывает негативное воздействие на эффективность функционирования всей логистической цепи.
Логистическая цепь предприятия включает в себя географически распределенные объекты и каналы распределения. В географически распределенных объектах приобретаются, преобразуются, хранятся или продаются: сырье, незавершенная и готовая продукция. Каналы распределения соединяют эти объекты, по которым перемещается продукция. [1, с. 46].
Цель управления цепями поставок – это сокращение общих логистических затрат при удовлетворении данного фиксированного спроса. Эти затраты включают: стоимость сырья и материалов и других приобретений предприятия, внутренние и внешние транспортные затраты, инвестиции в оборудование, производственные издержки, издержки центров по распределению, издержки по содержанию запасов и другие виды затрат.
В настоящее время среди специалистов нет однозначного мнения о цели управления цепями поставок. Некоторые из них читают, что сокращение общих затрат не является основной целью предприятия при анализе долгосрочных и среднесрочных планов относительно цепи поставок. Наоборот, предприятие должно стремиться к увеличению чистой прибыли.
Планирование и моделирование цепи поставок на предприятии представляет практический интерес для белорусских специалистов, которые связаны с решением логистических проблем своих предприятий, по следующим причинам:
1. сложные, многофакторные, нестационарные потоковые процессы требуют для своего описания и последующей оптимизации управленческих решений привлечения адекватных источников информации, мощного аналитического аппарата и современных компьютерных технологий;
2. разработка достоверной и надежной стратегии развития предприятия не может быть выполнена суммированием простых решений отдельных логистических задач. Сложность и противоречивость протекающих социально- экономических процессов требуют координации, интеграции и взаимодействия трех направлений в современной экономической науке: менеджмента, маркетинга и логистики.
Руководство и управление цепями поставок на предприятии является эффективной стратегией для получения конкурентных преимуществ и привлекает ученых, которые пытаются изучить и объяснить суть этой концепции, найти истоки ее появления и проанализировать перспективы дальнейшего развития. Одним из таких направлений исследователи считают объединение таких наук как маркетинг и управление цепями поставок, что, во- первых, дает возможности для повышения эффективности цепи поставок на предприятии, а во-вторых – требует серьезного изучения самой основы данной концепции [3, С. 97].
Главная цель процесса планирования логистической цепи состоит в том, чтобы обеспечить предприятие как можно более точными прогнозами спроса, пересмотреть программы по пополнению запасов, сформировать реальные планы по производству и создать возможность для отслеживания товарных потоков на всем протяжении логистической цепи.
Это позволяет в любых случаях гарантировать своевременную доставку товаров в нужное место и в необходимом количестве. Любые преобразования в структуре потребительского спроса или условиях поставки обнаруживаются еще на начальном этапе, что делает возможным принятие необходимых мер по корректировке.
Планы по использованию мощностей позволяют гарантировать, что для удовлетворения долгосрочного спроса имеющихся у предприятия мощностей будет достаточно. Под мощностью операции, как правило, понимают ее максимальную пропускная способность в заданный промежуток времени. Ограничения по мощности означают, что предприятие может произвести не более, заданного нормами, количества продукции за неделю. Различают проектную мощность и эффективную мощность. Проектная мощность – это максимальная мощность, которую предприятие может развить в идеальных условиях при отсутствии сбоев, проблем. Эффективная мощность – это максимальную мощность, которую предприятие может осуществить в реальных условиях с учетом временных сбоев.
Основной целью планирования в использовании мощностей является сопоставление имеющихся мощностей отдельных элементов с предъявляемым к ним спросом. Любое несоответствие может оказаться для предприятия дорогостоящим. Если мощность ниже спроса, то узкие места сдерживают перемещение материалов, и качество обслуживания потребителей снижается; если мощность выше уровня спроса, предприятие часть мощности не использует, что также приводит к неэффективным затратам. Сформулируем алгоритм к любому типу планирования, который можно назвать планированием требований по ресурсам, для планирования мощностей:
1. изучение прогноза спроса и определение требуемой мощности;
2. определение мощности, которая имеется в настоящее время;
3. выявление разницы между требуемой и имеющейся мощностью;
4. разработка альтернативных вариантов;
5. сравнение планов и выбор из них лучшего;
6. реализация лучшего варианта, при необходимости корректировка;
7. контроль результатов.
Системы управления цепями поставок разработаны для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения. Система SCM позволяет наилучшим образом удовлетворить спрос на продукцию предприятия и значительно снизить издержки на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепями поставок: месторасположение, запасы, поставки, транспортировка, производство и информация.
Управление цепями поставок – это процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса. Основной задачей понятия «управления цепями поставок» является рассмотрение и изучение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла товара, то есть процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание [2, С. 98].
Стратегическое планирование, его значимость и кому необходимо заниматься разработкой является актуальными вопросами в настоящее время. В последнее время все чаще приходится сталкиваться с разными мнениями по этому поводу. Существуют отдельные примеры успешно реализованных в нашей стране логистических проектов в области вертикального объединения крупных предприятий, но есть и зарубежный опыт возникновения и развития цепей поставок. Отличия имеются существенные. Чтобы иметь представление о состоянии дел в области систем управления цепями поставок в мире, представляют интерес результаты исследований зарубежных предприятий. Проанализировав выводы и рекомендации для предприятий разного уровня: от отстающих до наиболее продвинутых, большинство предприятий рассматривают цепи поставок и управление ими, как один из наиболее важных и ценных активов. Сразу становится понятна необходимость управления, планирования, оптимизации ценного актива. Для любого предприятия ценными были бы пожелания и советы по обеспечению детальной прозрачности, видимости и соответственно мониторинга своих цепей поставок: от производителя до покупателя продукции, чтобы было что планировать и оптимизировать. Это уже создаст принципиальную возможность реагировать на изменения, которые неизбежно возникают во внешней среде и которые оказывают влияние на его цепи поставок, от погоды до мировых кризисов.
Библиографический список:
1. Аникина, Б. А. Логистика: Учебник / Б. А. Аникина – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 276 с.
2. Николайчук, В. Е. Логистика в сфере распределения / В. Е. Николайчук – СПб: Питер, 2014. – 188 с.
3 Сивохина, Н. П. Логистика / Н.П. Сивохина – учеб. пособие. – М.: ООО "Издательство АСТ", ЗАО "РИК Русанова", 2010. – 136 с.