Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 9:55:32
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Совершенствование логистической инфраструктуры железнодорожного транспорта

Шарапиева  Мадина  Дузбайевна
докторант 1 курс
Казахский Национальный университет имени аль-Фараби,
г. Алматы,   Казахстан
E-mail:aliaisha1415@gmail.com

Научный руководитель – Энтони  Алфонз 
PhD, вице-президент Европейской ассоциации логистики, 
г. Будапешт,  Венгрия 
E-mail:aantoni@t-online.hu

 Рынок транспортно-логистических услуг – один из самых динамичных в мире.  Рост  экономики  Республики  сопровождается  бурным  ростом  рынка транспортных,  экспедиторских  и  других  логистических  услуг.  Перемены  в экономике страны сейчас неизбежны,  и, прежде всего, необходима срочная модернизация  и  строительство  современной транспортно-логистических инфраструктуры.  «Одной из основных  проблем современного этапа  развитья  железных  дорог  Казахстана  является  обновление  их материально-технической  базы,  создание  и  ввод  в  эксплуатацию  более совершенных  устройств,  которые  отвечали  бы  требуемому  уровню безопасности,  способствовали  улучшению  качественных  и  количественных показателей  использование  подвижного  состава,  снижали  существенный уровень  затрат  на  перевозки  грузов  и  пассажиров. Последние  годы  уровень  инвестиций  в  основные  фонды  реального  сектора экономики,  прежде  всего  транспорта,  существенно  снизился  на  перевозку грузов и пассажиров» [1, c.125].   

Железнодорожный  транспорт  играет  исключительно  важную  роль  в развитии  экономики  страны.  Это  доказано  классиками  экономики  и практическим  опытом  развития  хозяйствования,  ведь  транспорт  является общим условием общественного производства. Железнодорожный транспорт не получает  необходимых  инвестиций  для  расширенного  воспроизводства. Вследствие  этого  начал  резко  возрастать  износ  основных  фондов  и  достиг предельной  величины.  Поэтому  одной  из  важнейших  задач  экономической стратегии управления железными дорогами является обновление технических средств транспортного производства, ввод в эксплуатацию более совершенных орудий труда, обеспечивающих устойчивую безопасность движения поездов, улучшения  качественных  показателей  использования  подвижного  состава, снижения  уровня  затрат  на  перевозку  грузов  и  пассажиров,  улучшение транспортного обслуживания пользователей транспортных услуг. 

В   сложившейся  экономической  ситуации  в  стране,  реализуемые комплексные  инвестиционные  проекты  в  транспортной  отрасли  являются важным  стабилизирующим  фактором  для  многих  регионов,  в  которых  они реализуются  и  являются  важнейшим  инфраструктурным  проектом  роста экономики  страны,  обеспечивая  стратегические  интересы  государства, закладывая  основы  для  ее  динамичного  развития.

В  последние десятилетия уровень инвестиций в основные фонды реального сектора экономики прежде всего транспорта существенно снизился что привело к  высокой степени износа, которые последние годы стал критическим. При сохранении  сложившейся  ситуации  с  техническим  состоянием железнодорожного  транспорта  становится  лимитирующим  фактором экономического развитья страны в целом. 

Эффективность  логистической  системы  характеризуется  набором показателей  работы  данной  системы  при  заданном  уровне  логистических издержек.  Любая  организация  бизнеса,  внедряя  логистику  и  формируя соответствующую ее целям логистическую систему, прежде всего, стремится оценить ее фактическую или потенциальную эффективность. Под ключевыми показателями  результативности  логистической  деятельности,  понимается необходимый и достаточный ряд сравнительно легко применимых показателей результативности  (производительности),  позволяющих  связать  выполнение логистического  плана  с  основными  функциями  и  результатами  управления товарным потоком (маркетингом/продажами, производством и логистикой) и таким образом определить потребность в корректирующих действиях. Качество работы  логистической  системы  зависит  от  множества  факторов.  Но  при определенном  уровне  издержек,  которые  не  меняются  для  одной  и  той  же логистической  схемы,  есть  возможность  оценить  эффективность  заданной логистической системы.  «Показатель эффективности логистической системы определяет, насколько вероятен успех осуществления логистических операций при  установленном  критерии  оптимальности.  Для  потребителя  же,  как конечного звена логистической цепи,  наиболее важны два  показателя:  цена обслуживания и качество обслуживания» [2, c.562].

Продвижение  материальных  потоков  осуществляется квалифицированным  персоналом  с  помощью  разнообразной  техники: транспортные  средства,  погрузочно-разгрузочные  устройства  и  т.  д.  В логистический  процесс  вовлечены  различные  здания  и  сооружения,  ход процесса  существенно  зависит  от  степени  подготовленности  к  нему,  самих движущихся и периодически накапливаемых в запасах грузов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов, лучше или хуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место материальные потоки,  то  всегда  имеет  место  какая-то  материал  производящая  система. Традиционно  эти  системы  специально  не  проектируются,  а  возникают  как результат деятельности отдельных элементов. 

Эффективность функционирования системы зависит от эффективности управление  технологическими,  организационными  и  другими  процессами. Следовательно,  наиболее  важным  становится  обеспечение  непрерывности управляемых процессов в узловых точках, где осуществляется прохождение грузов между сетями различных транспортных агентов и тем самым там, где осуществляется  прохождение  информации  между  различными  сетями.  Это касается, например, перевалочных пунктов (портов, железнодорожных станций, аэровокзалов и т.д.), а также организации бесперебойных смешанных перевозок (железнодорожный транспорт).

Уровень  развития  инфраструктуры  определяет  степень  эффективности транспортной  системы.  Развитие  инфраструктуры  будет  осуществляться  по следующим направлениям:

  создание  глобальной  системы  информационного  обеспечения транспортных средств;

  формирование  оптимальной  транспортной  инфраструктуры  с использованием  принципов  логистики,  создание  мультимодальных транспортных  коридоров,  сети  терминалов  и  транспортно-логистических центров,  обеспечивающих  технологическое  взаимодействие  между  всеми видами  транспорта  в  процессе  организации  и  осуществления  перевозок пассажиров и грузов на основе модифицированный модели меридионального и широтного  расположения  по  направлениям  Восток-Запад  и  Север-Юг. Транспорт как структурная составляющая экономики республики – это отрасль, которая  обеспечивает  функционирование  и  совершенствование  различных отраслей,  их  взаимосвязь,  взаимодействие  и  комплексное  развитие.  В транспортной системе Казахстана железнодорожному транспорту принадлежит ведущее  место,  он  играет  решающую  роль  в  удовлетворении  потребностей населения, фирм, компаний, предприятий и организаций в транспортировке. На долю  железнодорожного  транспорта  приходится  75  %  всех  внутренних, транзитных и международных перевозок» [3, c.96].

В   сфере  железнодорожного  транспорта  —  создание  необходимых условий  для  интенсивного  развития  железнодорожной  отрасли  Республики Казахстан путем повышения качества и безопасности услуг железнодорожного транспорта, строительства новых железнодорожных магистралей, повышения уровня электрификации железнодорожных путей, дальнейшего формирования и  совершенствования деятельности международных транспортных коридоров для  выхода  внешнеторговых  грузов  страны  на  основные  мировые  и региональные  рынки,  применения  гибкой  тарифной  политики,  повышения инвестиционной  привлекательности  отрасли.  Совершенствования логистических  услуг  и  рационализации  взаимодействия  между  различными видами транспорта» [4, c. 3].

Основными  задачами  для  достижения  указанных  целей  являются:  - развитие современной эффективной транспортно-логистических транспортно- логистической инфраструктуры;

-повышение  доступности  услуг  транспорта  для  населения; -повышение  комплексной  безопасности  населения  на  транспорте; -трансформация транспортно-логистических  системы» [5, c.43].

Мероприятия, направленные на решение поставленных задач:

1.  создание  устойчиво  функционирующей,  экономически  эффективной  и доступной для всех слоев населения системы пассажирского транспорта общего пользования;

2. оснащение объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств инженерно-техническими средствами и системами транспортной безопасности;

3.  улучшение инфраструктуры пассажирских перевозок;

4. обеспечение  сбалансированного  развития  транспортно-логистической инфраструктуры,  основанного  на  рациональном  размещении  транспортно- логистических объектов; 

5.   развитие научного и кадрового потенциала, обеспечивающего транспортный комплекс;

6.   обеспечение безопасности дорожного движения;

7.   организация  высокоскоростного  и  скоростного  железнодорожного пассажирского движения;

8.   формирование межрегиональных  транспортных коридоров  на территории республики;

9.   внедрение инновационных технологий, техники, материалов, оборудования в транспортном комплексе» [6, c.11].

Инвестиции необходимо сгруппировать в зависимости от степени риска.

В  обосновании инвестиций с высоким риском необходимо детально показать влияние степени риска на величину инвестиций. Поскольку железнодорожный транспорт оказывает большое влияние на формирование хозяйственных связей, то следует  усилить  обоснование  общественной  эффективности.

В   целом  проекты  реконструкции  и  обновления  существующей инфраструктуры в первую очередь направлены на обеспечение безопасности перевозочного процесса при осуществлении перевозок.

Это достигается за счет мероприятий, направленных на снижение износа основных фондов, увеличение надежности работы  устройств, оборудования, машин и механизмов, а также на обеспечение соответствия их современным требованиям перевозочного процесса. Кроме того, в ходе реализации проектов обновления  и  реконструкции  основных  фондов  компании,  вместо выбывающего  оборудования,  машин  и  механизмов  внедряются  передовые разработки,  при  этом  осуществляется  переход  на  новые  технологические  и инновационные  решения.  Реализация  заданий  инвестиционной  программы позволила удовлетворить спрос на перевозки грузов и пассажиров в полном объёме с высокими качественными показателями, зависящими от реализации инвестиционных проектов. Этот вывод подтверждается динамикой изменения качественных  показателей  использования  подвижного  состава  на  сети железных дорог» [7, c.64].

Библиографический список:

1.  Задворный  Ю.В.,  Николаев  В.А.  Транспортная  инфраструктура  в экономической интеграции северных регионов. – Мурманск: Север, 2008.

2.  Морозова И. А. Маркетинговое обеспечение развития инфраструктуры рынка транспортных услуг: Автореф. дисс. … д-ра экон. наук. – Волгоград, 2008.

3. Федеральная  целевая  программа  «Модернизация  транспортной  системы России (2002–2010 годы)».

4. ВознюкХ. Логистика и транспорт: Пер. с пол. — М.: НИИ МС, 1998. — 88 с. 5.Гаджинский  А.М.  Основы  логистики:  Учеб.  пособие.  —  М.:  ИВЦ «Маркетинг» — 124 с.

6.Логистика: Учеб. пособие // Под. ред. Б.А.Аникина. — М.: ИНФРА-М, 1999- 326 с.

7.Темирбеков  Ж.,  Давлятов  У.Р.,  Алымкулов  А.Ш.,  Курманов  У.Э. Транспортно-логистические  системы  управления  грузовыми  потоками  // Международный  журнал  прикладных  и  фундаментальных  исследований.  – 2017.  – № 7-2. – С. 318-321;  


Количество просмотров: 1353
теги:
06.05.2018 10:26 | qazaблог автора

Еще публикации: