Погорелов Илья Зиновьевич
Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, Доцент, к.э.н., профессор кафедры менеджмента
г. Красноярск, Россия
E-mail: Pogor53@mail.ru
В Российской Федерации в настоящее время разработаны и действуют несколько нормативных актов, которые регламентируют развитие транспортной инфраструктуры, в частности, «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» (в действующей редакции от 2014 года), Постановление Правительства РФ от 25.12.2015 №1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов».
В действующей федеральной программе развития автомобильных дорог предусмотрены как реконструкция, так и строительство инфраструктурных объектов в регионах. При этом, в Приоритетном проекте «Безопасные и качественные дороги» содержится требование к регионам ко 2 июля 2018 года разработать и утвердить ряд документов, которые должны регламентировать развитие их транспортной инфраструктуры на семь лет [1].
Согласно требованиям, содержащимся в Постановлении №1440, крупные муниципалитеты должны разработать собственные программы комплексного развития транспортной инфраструктуры. Это в дальнейшем позволит им претендовать на получение софинансирования при реализации федеральных целевых проектов для приведения состояния автомобильных дорог в соответствие с существующими нормативами.
Кроме того, к концу 2018 года в регионах России должны быть не только разработаны, но и пройти государственную экспертизу по всем проектируемым к созданию в рамках Приоритетного проекта инфраструктурным объектам. Предыдущий опыт реализации инвестиционных проектов показывает, что реальный временной лаг от технического задания до прохождения государственной экспертизы по объектам составляет от одного года до полутора лет [1].
На наш взгляд, есть обоснованные сомнения, что в некоторых сибирских регионах и их столицах, такие документы будут разработаны в срок и с надлежащим качеством. В Красноярском крае «Транспортная стратегия Красноярского края на период до 2030 года» приказом министра транспорта региона от 15 января 2018 года была утверждена приказом министра транспорта.
Постановлением Правительства края утверждена государственная программа Красноярского края «Развитие транспортной системы (в ред. от 30.11.2017)». В этой программе есть приложение №5 «Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Красноярской агломерации».
Напротив, ни в Новосибирской области, ни в г. Новосибирске по состоянию на начало весны 2018 года не разработаны документы по транспортной стратегии региона и муниципалитета.
Что угрожает регионам и их столицам сложившаяся ситуация с отставанием в разработке программных документов? Во-первых, высок риск того, что в итоге к концу 2018 у них могут быть стратегические важные документы недостаточно высокого качества либо они не будут разработаны вообще. Во-вторых, при срыве сроков по разработке качественной по объектной документации, есть риск недополучения или неполучения вообще софинансирования со стороны Российской Федерации на период 2019-2025 гг. для реализации таких инвестиционных проектов.
Так, в утвержденной «Транспортной стратегии Красноярского края» не содержатся конкретных сроков и этапов реализации крупных инвестиционных инфраструктурных проектов. Прошедший визит в город Красноярск в феврале 2018 года Президента РФ Путина В.В. показал, что до сих пор нет ясности с состоянием проектной документацией. В частности, есть поручению Правительству России оказать содействие строительству метро в городе, а также аэроэкспресса, но нет определенности в сроках и с источниками финансирования по проектам строительства метро в г. Красноярске и аэроэкспресса Красноярск-Емельяново. Есть существенное отставание по срокам реализации ряда инфраструктурных проектов Зимней Универсиады 2019 года.
Не все ясно и с тем, как эти объекты будут использоваться после проведения Универсиады. На наш взгляд, для решения этих проблем целесообразно более активно использовать механизм ГЧП (МЧП).
Дефицит времени по разработке и прохождению государственной экспертизы инфраструктурных транспортных проектов, смена управленческих команд в исполнительной власти Красноярского края и столицы края, с одной стороны, повышают вероятность реализации вышеупомянутых рисков, а с другой стороны, создает новые возможности для организации по настоящему эффективному сотрудничеству исполнительной и законодательной властей региона и муниципалитета.
На наш взгляд, существенный вклад в успех этого сотрудничества может внести широкое использование механизма государственно-частного и муниципально-частного партнерства. В отработке его могут помочь, как существующие в рамках ВУЗов научные коллективы, специализирующиеся в области транспортной логистики, например, СибГУ, СФУ, Красноярского агроуниверситета, так и имеющиеся в крае институты экспертного сообщества, в частности, комитет по ГЧП, созданный в конце 2016 года при Центрально- Сибирской ТПП. В деятельности комитета активное участие принимают представители администрации города Красноярска.
В составе этого комитета в настоящее время не только представители предпринимательского сообщества, но и банкиры, в частности, представители ВС СБ РФ, а также научные работники СФУ, СибГУ, СУБУП, имеющие публикации по проблемам ГЧП и МЧП (см. [2-7]). В 2016-2017 гг. комитет принял участие в ряде круглых столов по вопросам ГЧП и МЧП, организованных администрацией города Красноярска и Красноярского края. Вопросы обмена опытом в области реализации ГЧП и МЧП-проектов в сибирских регионах были рассмотрены на научно-производственных конференциях, проведенных в 2016-2017 гг. в СИБУП.
Администрация города Красноярска предлагает во второй половине
2018 года включить вопросы, связанные с проблемами реализации ГЧП и МЧП- проектов
в повестку дня круглого стола в рамках конференции Ассоциации сибирских и
дальневосточных городов. Кроме
того, администрация
поддерживает идею комитета
по разработке и
проведению обучающих
семинаров, посвященных механизму
ГЧП (МЧП) для
субъектов малого и среднего предпринимательства.
Библиографический список:
1. И. Степанов Транспортная стратегия: не везет. Эксперт-Сибирь, №07-08, 12-25.02.2018/
2. Владимирова О.Н., Погорелов И.З. Государственно-частное партнерство как механизм инновационного развития региона. Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. М.Ф. Решетнева Выпуск 4 (30), Красноярск, 2010.
3. Владимирова О.Н., Погорелов И.З. Подход к формированию российской концепции ГЧП с учетом региональной специфики. Вестник алтайской науки, 2014 - №4
4. Комогорцев В.И., Погорелов И.З. Оценка уровня управления финансовой устойчивостью предприятий розничной торговли при проведении тендеров по реализации ГЧП-проектов. Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2013. №7.
5. Организация и финансирование инновационной деятельности: уч. Пособие / под ред. М.К. Хусаинова, О.Н. Владимировой. М.: Финансы и статистика, 2016. – 264 с.: ил.
6. Погорелов И.З. О российской концепции государственно-частного партнерства. Шестая международная научная конференция «Инновационное развитие экономики России: региональное разнообразие» Москва, МГУ, 17-19 апреля 2013 г.
7. Погорелов И.З. Использование финансовых инноваций в ГЧП (МЧП) проектах при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог. Материалы НПК Логистические системы в глобальной экономике, Красноярск, СибГАУ им. М.Ф. Решетнева, март 2017 г