Некрасов Алексей Германович
д.э.н., профессор, профессор Московский
автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ),
г.Москва, Россия
E-mail:tehnologistic@mail.ru
Атаев Керим Ибадуллахович
к.т.н., доцент, доцент
Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ)
г.Москва, Россия
E-mail:klsf64@mail.ru
Тенденцией развития транспортно-логистических систем (ТЛС) является их цифровизация, замещение физических объектов инфраструктуры альтернативными, основанных на цифровых активах. Распределенные базы данных, классификаторы, стандарты, информационно-коммуникационные технологии и высокоэффективные ТЛС составляют основу системной трансформации для перевода транспортных процессов и логистических услуг в цифровую инфраструктуру, что обеспечивает устойчивость обслуживания и клиентоориентированность [1,2].
Результатом
рассматривается формирование адаптивной
(устойчивой) транспортно-логистической системы (ТЛС), представляющей
собой сложный организационно-технический
объект (СОТО) (см.
рисунок), для управления которым следует использовать
цифровую киберфизическую систему (Cyber- Physical Systems – CPS). Применение
технологии Интернета вещей (Internet of Things
– IoT) позволяет
обеспечить непрерывный обмен
данными между элементами CPS.
Ключевой проблемой становится формирование цифровой модели ТЛС, как эффективного способа борьбы с неопределенностью (рисками) внешней среды, формирования архитектуры и процессов жизненного цикла с помощью проактивной системы управления [3, 4].
При проектировании, внедрении
и функционировании ТЛС
важным вопросом является формальное
описание подобной системы
и разработка стандартной архитектуры
для различных состояний
целостной системы. Особую
актуальность приобретают вопросы совместимости системных методов (например,
логистического инжиниринга) и методик описания данного класса систем с
обеспечением их автономного функционирования и взаимодействия друг с другом и с
окружающей средой.
Указанные обстоятельства требуют пересмотра существующих подходов к формированию модели СОТО(ТЛС), направленных на самоконтроль, самовосстановление и в условиях сбойных ситуаций [5].
Для эффективной реализации механизма описания процессов ТЛС на различных этапах жизненного цикла следует использовать методы виртуализации цифровых данных и их трансформации в физическую среду бизнеса при проактивном управлении. Один из подходов заключается в процессах интеграции не только транспортно-технологических процессов, но и их взаимодействия со сферой реального бизнеса.
Необходимо также учитывать тенденцию, связанную с постановкой и решением задачи многокритериального оценивания и анализа вклада информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в логистическую деятельность, включая оценку эффективности ТЛС и ее модели на различных этапах жизненного цикла. Целевая ориентация концепции проактивного управлении направлена на обеспечение принятия управленческих решений в течение всего ЖЦ ТЛС, которая будет функционировать по схеме, основанной на обработке и управлении цифровыми данными:
Данные ®Информация®Знания ® Решение®Действие ®Данные
Архитектура системы, ориентированная на сочетание инженерии процессов и цифрового сервиса, позволяет обеспечить «бесшовное» взаимодействие элементов (модулей), создают системную среду по формированию принципиально новых подходов в управлении ТЛС. Такие системы по своим свойствам будут приближаться к свойствам живых организмов.
Общая закономерность формирования цифровой инфраструктуры ТЛС предусматривает ориентацию на конкретного потребителя и широкое использование больших данных, с учетом индивидуальных особенностей конкретного клиента и принципов цифровой экономики [6].
Для роста производительности транспортно-логистической системы и увеличения ценности логистических услуг предлагается адаптивная 4D-модель трансформации объекта любой сложности в цифровой среде. Целевая направленность модели связана с клиентоориентированностью, образующей ядро взаимодействующих модулей.
В основе построения 4D-модели лежит гипотеза, что устойчивое функционирование и последующая трансформация (изменение состояний) ТЛС может быть достигнуты на основе интеграции взаимодействующих модулей и функционально-устойчивых информационных систем на различных этапах жизненного цикла ТЛС. Основными модулями, которые трансформируются и развертываются через частные структуры и процессы на основе уже действующих стандартов, являются:
1 модуль – системная архитектура предприятия.
2 модуль – управление производственными и цифровыми активами/услугами.
3 модуль – управление жизненным циклом продукции.
4 модуль – бизнес-процессы расширенного цифрового предприятия.
В рамках целостной клиентоориентированной транспортно- логистической системы находит применение принцип адаптации модулей на основе методологии инженерии предприятия, обеспечивающей новое качество комплексного прогноза состояний объекта в процессе жизненного цикла (по принципу «кубик Рубика»).
Модули содержат данные о различных элементах (продукции, активах, услугах) на различных стадиях жизненного цикла единой цифровой инфраструктуры и бизнес-процессов. Ячейки в модулях представлены классификацией и описанием сущностей (объектов) ТЛС. Функционирование 4Д-модели поддерживается требованиями и согласованным описанием частных моделей процессов, отраженным в стандартах PLM, безопасности цепей поставок, логистических процессов и архитектуры жизненного цикла, обеспечивающей безопасность цепи поставок [7].
Выводы: Таким образом, системная трансформация транспортно-
логистической деятельности в условиях цифровизации должна осуществляться преимущественно на основе моделирования сложных организационно- технических объектов на принципах адаптации и интеграции автономных модулей для преодоления проблем неопределенности и функционирования в условиях сбойных ситуаций.
В современных условиях цифровая инфраструктура ТЛС может способствовать созданию спроса на робото-ориентированное погрузочно- транспортное оборудование и современные эффективные цифровые умные решения. Технологии проактивного управления ТЛС являются перспективными для многоструктурных объектов (транспортно-логистических систем), благодаря которым они в складывающейся (прогнозируемой) обстановке смогут выполнять более эффективно задачи с требуемой степенью устойчивости.
Библиографический список:
1. Повышение эффективности грузовых перевозок на основе создания устойчивой транспортно-логистической системы модульного типа для высокоскоростной обработки и доставки грузов/ Л.Б. Миротин, А.Г. Некрасов, В.А. Гудков и др. Под ред. Л.Б. Миротина и А.Г. Некрасова. – М.: Техполиграфцентр, 2013. – 232 с.
2. Соколов Б.В., Некрасов А.Г., Миротин Л.Б. Разработка и реализация методологии и методик совместного многокритериального синтеза и адаптивного управления созданием, применением и развитием функционально- устойчивых интегрированных транспортно-логистических и информационных систем нового поколения// Вестник транспорта, 2011. – №6. – с. 25-30.
3. Соколов Б.В., Птушкин А.И. Аналитический обзор «Состояние исследований по проблеме управления жизненным циклом искусственного созданных объектов». Грант РФФИ №09-07-11004-ано. СПб.: СПИИРАН, 2010.
– 56 с.
4. Некрасов А.Г, Синицына А.С. Трансформация интегрированных транспортно-логистических систем в цифровую индустрию// Логистика, 2017. – №8. – с. 36-41.
5. Некрасов А.Г., Соколов Б.В., Атаев К.И. Система управления жизненным циклом (трансформация в цифровую инфраструктуру). – Уч. пособие. – М.: Техполиграфцентр, 2017. – 155 с.
6. Куприяновский В.П., Куприяновская Ю.В., Синягов С.А., Добрынин А.П., Черных К.Ю. Цифровая экономика – различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие) // International Journal of Open Information Technologies, 2016. – Т. 4. – № – с. 4-11.
7. Trofimenko V.V., Nekrasov A.G. Methodological issues of Ensuring Operational Sustainability and Logistics Systems//Science Journal of Ttansportation.ISSN 2410-9088. Especial lssue No. 07 International cooperation Journals MADI-SWJTU-UTC. – Moscow-Chengdu-Hanoi 10-2016. – P. 23-28.