Мишагин Роман Андреевич
аспирант 2 курса, Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: RomanMishagin@yandex.ru
Научный руководитель – Лукиных
Валерий Фёдорович
д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики
Красноярский государственный аграрный
университет ,
г. Красноярск, Россия
E-mail: somcl@mail.ru
Красноярский край начиная с 2012 г. стабильно лидирует среди регионов Сибирского федерального округа по обороту розничной торговли [1].
Из таблицы 1 видно, что оборот розничной торговли по Красноярскому краю за 2017 г. составил 515,8 млрд. рублей, в том числе: 235,5 млрд. рублей – пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия; 280,3 млрд. рублей – непродовольственными товарами [2].
В структуре розничной
торговли просматривается принцип
«золотого сечения». Доля розничной торговли в Красноярском крае
формируется за счет сетевой
торговли (60 %) и
несетевой торговли (40 %). К
сетевой торговле относятся компания
«Командор», «Красный яр», «Окей», «Лента» и прочие[3, 358].
На сегодняшний день рынок Красноярского края довольно насыщен различными розничными торговыми сетями, реализующими как продовольственные, так и не продовольственные товары. На местном рынке активно функционируют как федеральные сети, которые имеют свои торговые точки в любом крупном городе России, так и локальные торговые сети. Открываются торговые объекты современных форматов и прогрессивных форм обслуживания (гипермаркеты, супермаркеты, магазины-дискаунтеры, магазины формата "Cash & Carry", торгово-развлекательные комплексы) (табл.2).
Следует
отметить, что с
каждым годом все
больше товаров в крае
реализуется через розничные торговые сети, так как сети являются одним из
крупных и современных сегментов рынка.
Основную пищевую продукцию на полках красноярских магазинов можно условно разделить на товары местных производителей и завезенную из соседних регионов и заграницы. Среди местных сельхозтоваропроизводителей на рынке Красноярского края существует Ассоциация «Енисейский стандарт». Данная Ассоциация при поддержке краевых властей и с участием местных производителей разработала программу борьбы с продажей продуктов, фактическое содержание которых отличается от заявленного.
Задача «Енисейского стандарта» сделать качественную продукцию заметной, и по возможности обезопасить покупателя от фальсификата. Так, продукция, прошедшая сертификацию, будет отмечена специальным знаком качества «Енисейского стандарта».
На основе данных сайта Ассоциации, структурированы по группам основные ее участники - сельхозтоваропроизводители и переработчики, продукция которых была признана качественном самим «Енисейским стандартом» [4]. Выделены пять основных групп (табл. 3):
· молочная продукция;
· мясная продукция;
· хлебобулочные изделия;
· кондитерские изделия;
· крупа, мука, макаронные изделия.
По таблице 3 можно сказать, что производители «Енисейский стандарт» создают практически всю основную молочную продукцию. Всего насчитывается шесть товаропроизводителей. Мясная продукция представлена более скудно, чем молочная. Отсутствует мясо говядины и свинины, а производством мяса кур занимается только одно предприятие - АО "ЕнисейАгроСоюз", остальные два производят мясные полуфабрикаты. Кондитерская продукция отличается разнообразием ассортимента, но можно заметить, что ее выпуском занимается незначительное количество предприятий-участников Ассоциации, всего четыре. Таблица 3 показывает, что производство круп, муки и макаронных изделий не отличается большим числом участников товаропроизводства. К примеру, макаронные изделия производит всего одна организация – АО «Краскон», несмотря на высокий спрос и потребление данного товара. ООО «Мельник» и ИП Безматерных О.С. производят муку и крупы.
Был проведен анализ отдельных торговых объектов четырех розничных сетей: О’кей на ул. 9 Мая 77 (ТРЦ «Планета»), Аллея (гипермаркет сети Командор) на ул. Новосибирская 7 (ТЦ «Славянский»), Командор на ул. Новосибирская 9а и Красный Яр на ул. Менжинского 10а. Анализ необходим для понимания состояния рынка розничной торговли по группам товаров, производящихся участниками Ассоциации «Енисейский стандарт» и определения ценовой конкуренции с другими товаропроизводителями не входящими в данное объединение. К пяти основным группам продукции, указанным выше, добавляется еще одна немаловажная группа – овощная продукция.
По результатам исследования можно сделать вывод, что ни в
одной из перечисленный сетей не
представлена овощная продукция
под маркой «Енисейский стандарт»,
но стоит отметить,
что почти в
каждой сети присутствуют краевые
товаропроизводители. Исходя из
этого можно дать рекомендацию о
вступлении в Ассоциацию,
такой шаг позволит
увеличить объем продаж до 30% за шесть месяцев, как это было установлено
19.03.2018 со слов представителя «Енисейский стандарт». Такое может произойти
благодаря синергетическому эффекту, а также эффекту масштаба.
Предлагается
уделить особое внимание
оценке стоимости молочной продукции, так как это
самая обширная группа
представленная производителями «Енисейский стандарт» (таблица 4).
По молоку 2,5% и 3,2% жирности средняя цена для производителей «Енисейский стандарт» составляет 48, 34 руб. и 54,10 руб. за литр соответственно, в то время как у продукции конкурентов эти показатели находятся на уровне 59, 84 руб./л и 74,77 руб./л. Разница в стоимости составляет 19,22% и 27,64% и показывает на сколько продукция «Енисейского стандарта» дешевле конкурентов.
Расчеты по 5% творогу показали следующее: в начале товар приравняли к общему весовому значению 200г, получились средние цены на продукции 85, 19 руб./200г – «Енисейский стандарт» и 84,02 руб./200г конкурентов или 1,4% ценовой разницы.
По сливочному маслу 72,5% жирности, расчеты и вовсе не в сторону более низкой стоимости «Енисейский стандарт». Так как даже, если не приравнивать товары к одному значению по массе продукта, средняя цена «Енисейский стандарт» составляет 134,23 руб./200г, а у товаров конкурентов – 105,03 руб./180г или 21,73%.
Конечно, данный анализ не говорит однозначно за или против продукции товаропроизводителей «Енисейский стандарт», т.к. не учитывался ряд данных, например, качества продукции, которое часто влияет на увеличение себестоимости, что неминуемо ведет к увеличению конечной стоимости для потребителя.
Анализ по другим группам товаров не приводится, т.к. в рассматриваемой группе торговых объектов практически не обнаружена мясная продукция и в незначительной степени для сравнения и анализа обнаружены товары прочих групп. Это связано отчасти с тем, что многие из участников Ассоциации имеют свои фирменные магазины или торговые точки другого формата и не участвуют в логистических каналах рассматриваемых торговых сетей.
В заключении, выводы можно сделать следующие:
· на продовольственном рынке города Красноярска сложилась
эффективность создания подобных кооперационных взаимодействий групп сельхозтоваропроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также возможность их влиять на механизм равновесия на продовольственном рынке;
· потенциал Ассоциации «Енисейский стандарт» не раскрыт в полной
мере, для этого необходимо расширять ассортимент продукции и число ее участников, но уже сейчас можно считать подобный опыт положительным и рекомендовать к использованию другими регионами.
Библиографический список:
1. Торговля /Министерство промышленности, энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Красноярского края. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.krskstate.ru/promtorg/torg . (дата обращения: 23.03.2018).
2. Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/statistics/krsnStat/ enterprises/trade/. Copyright 1999 – 2017 Федеральная служба государственной статистики.
3. Лубягина Ю. В. Обзор розничной торговли в России и Красноярском крае // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 358-361. — URL https://moluch.ru/archive/137/38404/ (дата обращения: 12.03.2018).
4. Ассоциация «Енисейский стандарт» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eniseystandart.ru/uchastniki. 15 марта 2018 г.