Лю Дань
аспирант, Санкт-Петербургский
государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: aspirantura@unecon.ru
Научный руководитель – Парфенов
Александр Викторович
д.э.н., профессор
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
Утвержденная в России «Стратегия развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы» приводит определение цифровой экономики, как хозяйственной деятельности, в которой ключевым фактором является то, что учет и обработка информации проводится в цифровом виде и позволяют повысить показатели эффективности различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. Логистика, применяющая методологию и парадигмы развития на цифровых технологиях, кластеры новой интеллектуальной экономики формируются за счет инновационного развития, что позволяет сформировать интегрированные логистические пространства.
Оптимизация системы управления на уровне групп компаний и отдельных организаций, в совокупности с усилением роли финансового планирования представляет собой фактор развития на микро- и мезоуровне.
На основании логистического подхода к управлению денежным запасом на микро уровне можно систематизировать сходства модели остатка денежных средств [2] и модели запасов материальных ресурсов в масштабе организации [3], что представляет собой теоретическую основу логистической концепции управления разными потоками [1], изложенную представителями Санкт- Петербургской научной школы логистики достаточно подробно применительно к финансовому рынку в монографии [4] и в перспективе обладающей потенциалом охвата более высокого уровня объектов исследования, в том числе группы организаций.
Для успешного построения цепей поставок в логистике внешнеэкономической деятельности необходимо видение прогрессивного развития цифровой интегрированной логистики.
Интеграция – процесс расширения сотрудничества в экономике и производственной деятельности, путем объединения и глобализации хозяйственной жизни в международном сообществе с применением:
- инновационных парадигм;
- интеграции методов и методик экономико-математических вычислительных структур;
- высокотехнологичных каналов связи;
- доверительных социальных, экономических отношений в области научных разработок и исследований;
- политики ведения переговоров по принятию международных договоренностей в области внешнеэкономической деятельности и сотрудничества стран как хозяйствующих субъектов.
Интеграция – это экономическое и производственное объединение методов и решений хозяйствующих субъектов и форм интернационализации производственной деятельности, ведущая к формированию единого хозяйственного комплекса [5]. Она проявляется в объединении ресурсов, капиталов, в создании условий для взаимовыгодного сотрудничества, эффективной внешнеэкономической деятельности, осуществлении действий, направленных на сближение стратегических интересов.
Термин «интеграция» в теоретических подходах к международной деятельности в логистике предполагает внедрение инновационной парадигмы в развитие логистики, внедрение логистики и управления цепями поставок с расширением технических, технологических возможностей информационно- компьютерных систем, изменение представлений о планировании и контроле сложнейших бизнес-процессов [7].
Сопоставляя теоретические и практические подходы к интеграции, остановимся на соотнесении двух подходов к пониманию последнего этапа развития логистики: инновационная парадигма с одной стороны и интегральная парадигма с другой, их отличия кроются в наполнении концептуальных технологических инструментариев.
Инновационная парадигма предполагает значительное увеличение масштабов интеграции в цепях поставок и внедрение интегрированных логистических технологий и ориентирована на:
- расширенное использование технологий интегрированного планирования и управления запасами;
- интеграцию логистических бизнес-процессов в цепях поставок;
- межорганизационную логистическую интеграцию;
- создание единого логистического информационного пространства;
- совместное стратегическое планирование и контроллинг в цепи поставок.
Для снижения логистических издержек, включающих в себя затраты на
реализацию основных логистических функций, на качественный логистический менеджмент и
сервис методология управления
должна стать цифровой интегрированной парадигмой
и инструментом снижения рисков и повышения конкурентоспособности предприятия.
Этот необходимо обоснованный качественный переход приведет к возникновению синергетического эффекта.
В условиях высокой степени неопределенности при принятии управленческих решений для осуществления эффективной качественной доставки товаров и услуг в транснациональном пространстве, требуется определить собственно инструмент управления и алгоритм применения его в прикладной части, т.е. в международных торговых сделках и их осуществлении предпочтительно по единому унифицированному шаблону.
Для определения предмета международной логистики должно быть выяснено, что же представляет собой собственно предмет логистики, причем под логистикой внутреннюю, национальную (по принадлежности экономического и экономико-географического пространства) логистику [8].
Интеграционные процессы в логистике позволяют экономить на диверсификации и комбинировании ресурсов [6].
Интегрированные логистические концепции в их прикладном значении применяются как:
- совместное планирование, приобретение и прогнозирование;
- запасы, управляемые клиентом;
- управление запасами клиента продавцом/поставщиком;
- моделирование, планирование и управление производственными компаниями и цепочками поставок;
- планирование ресурсов, синхронизированное с запросами потребителей;
- расширенное управление цепочкой добавленной стоимости.
Для достижения синергетического эффекта в едином логистическом пространстве необходимо сформирован информационный обмен, совместно используемые подходы к транспортировке, управлению запасами и ведению складского хозяйства.
Общепринятая на сегодня парциальная функция международной логистики – это агрегированная группа логистических операций, которые направлены на реализацию одной или группы связанных целей логистической системы.
Классификация парциальных функций выглядит следующим образом:
- предконтрактная;
- контрактная;
- упаковочная;
- документарная;
- страховая;
- валютно-финансовая;
- транспортная;
- складская;
- таможенная;
- контрольная;
- информационно-коммуникативная;
- лингвокоммуникативная.
Применительно групп операций цифровая парадигма логистики должна еще развить агрегированный инструмент управления международными сетями поставок.
Также необходимо развить концепцию маркетингового канала до концепции комплексного логистического канала и построения сетей поставок, где должны проходить платежи, документооборот (как в бумажной, так и в электронной форме).
В ходе дальнейшего развития логистики уровень интеграции непрерывно повышается, обеспечивая получение мощного инструмента, основанного на усилении синергетического эффекта.
Библиографический список:
1. Барыкин С.Е., Лукинский В.В. Модели управления запасами материальных и финансовых ресурсов в логистической системе корпорации//Аудит и финансовый анализ, 2008. – № 1. с. 231-238.
2. Барыкин С.Е., Лукинский В.В. совершенствование моделей управления логистическими финансовыми потоками корпорации//Аудит и финансовый анализ, 2008. – № 2. с. 163-176.
3. Лукинский В.В. Управление запасами в цепях поставок: оптимальный размер заказа: монография/В.В. Лукинский. – Ставрополь: ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2007. – 124 с.
4. Кролли О.А., Парфенов А.В., Синяков Р.В. Введение в фондовую и банковскую логистику: очерки и размышления / под ред. О.А. Кролли. – СПб.: «Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2015. – 392 с.
5. Орлов, А.С. Исторический словарь / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, И.Г. Георгиева. – М.: Проспект, 2014. – 592 с.
6. Гальперин В. Теория фирмы / В. Гальперин и др. – М.: Экономическая школа, 1995. – 534 с.
7. Модели и методы теории логистики: учеб. пособие / под ред. В. С. Лукинского. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 448 с.
8. Черенков В. И. Основы международной логистики: учебно-методическое пособие/ С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016. – 488 с.