Левкин Григорий Григорьевич
к.в.н., доцент
Омский государственный университет путей сообщения,
г. Омск, Россия
E-mail:lewkin_gr@mail.ru
Каноническим источником развития и совершенствования концепции логистики в письменных источниках большинства авторов признано военное дело. В то же время материальные потоки являются универсальной категорией, которая проявляется в разных сферах хозяйственной деятельности человека, поэтому можно сказать, что технологии логистики исторически развивались в таких областях как коммерческая и торговая деятельность, производство товаров и услуг, сельское хозяйство и домашние хозяйства.
Любое знание, используемое
для целенаправленной созидательной деятельности, до
времени может быть
латентным, то есть
не отражено в письменной форме. Одним из важных отличий
научного знания и обыденного знания (можно назвать его практическим) является
формальное (символьное) отражение научного знания, возможность критического
анализа письменных источников и их осмысления.
При этом не
всегда научное знание
может точно характеризовать реальные процессы, так как не
всегда учитывается масштаб систем. То, что приемлемо на уровне предприятия, может быть ошибкой в
макросистемах и наоборот. В этом случае важно использовать системный
подход.
Обыденное знание существует продолжительное время и передается от поколения к поколению в том случае, если приносит конкретный практический результат. Научное же знание существует и поддерживается до тех пор, пока бывает не опровергнуто при смене научных парадигм. Но оно полностью не отрицается, а входит элементом или частью в целое новой парадигмы. Обыденное знание выдерживает испытание временем и используется интуитивно каждым последующим поколением. В то же время оно может утрачивать свою ценность в том случае, если меняются окружающие обстоятельства (смена технологических укладов). В этом случае обыденное знание становится стереотипом, которое препятствует правильности суждений
1. конкретных обстоятельствах. Следовательно, обыденное знание в сфере логистики и в хозяйственной жизни обладает ценностью тогда, когда существует устойчивая внешняя среда и состояние организации (семьи, общества).
В этом отношении в России произошел коренной слом в общественном сознании, когда вначале возникло социалистическое общество, а затем произошел переход к капиталистическим отношениям. Поэтому на настоящий момент обыденное знание народов, населяющих Россию, является непознанным пластом знаний, о чем свидетельствует народное творчество и поговорки, в которых отражены практические и хозяйственные аспекты деятельности, включая логистическую деятельность.
Можно сказать, что изучение главного стратегического ресурса России - пространства является источником логистических знаний, применительно к особым условиям России: обширностью территорий и экстремальными природными условиями, поэтому использование опыта разработки логистических систем Германии и Японии является не корректным, так как обе страны являются по территории малыми (одно из них островное), а по климатическим условиям на их территории - однородными.
По словам И.Д. Афанасенко [1] Россия является единственно северной цивилизацией, которая существует на протяжении веков. Расшифровать знание об особенностях региональной логистики, включая функционирование крестьянских хозяйств, можно исходя из эволюции развития экономических отношений в России, в том числе при заселении северных территорий.
Таким образом, изучение специфики макро- и микрологистических систем в России является актуальной задачей, направленной на развитие как отдельных предприятий, так и территорий. Осмысление знаний об особенностях пространственно-временных характеристик экономических систем в городской и сельской местности позволит выработать правильные подходы при реформировании отечественной экономики.
Библиографический список:
1. Афанасенко И.Д. Логистика снабжения: Учебник для вузов / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова. Спб.: Питер, 2010. 336 с.