Курганов Валерий Максимович
д.т.н., профессор кафедры математики, статистики и информатики в экономике, Тверской государственный университет,
г. Тверь, Россия
E-mail: glavreds@gmail.com
Грязнов Михаил Владимирович
д.т.н., профессор кафедры логистики
и управления транспортными системам, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,
г. Магнитогорск, Россия
E-mail: gm-autolab@mail.ru
1. создавать и развивать собственное автотранспортное хозяйство (стратегия инсорсинга); 2) избавляться от непрофильных бизнес-процессов и заключать договоры с перевозочными фирмами или транспортно-экспедиционными компаниями (стратегия аутсорсинга). Имеется пример успешной передачи технического обслуживания и ремонта автомобильного подвижного состава на металлургическом предприятии [1, с. 46; 2, с. 86].
Относительно недавно появилась такая разновидность аутсорсинга, как аутстаффинг водительского персонала, когда за подготовку водителей и предоставление их для работы на предприятии клиента несет ответственность стороннее предприятие по соответствующему договору [3].
Рынок аутсорсинговых транспортных услуг является привлекательным также и для компаний, которые специализируются в области консалтинга и разработки программных продуктов для автоматизации и учета транспортной деятельности, в том числе и в области спутниковых навигационных систем . Поскольку компании такого типа, собственно, перевозки не осуществляют, их роль сводится, как можно предположить, к предварительной диагностике потенциального клиента (предприятия, желающего отдать транспортировку на аутсорсинг), и подбору для него партнера для заключения договора [4]. Предложение аутсорсинговых услуг сопровождается аргументами, насколько это является привлекательным для потенциального клиента. Обычно гарантируется снижение транспортных издержек, улучшение у клиентов условий ведения основного бизнеса и оптимизация численности управленческого персонала за счет исключения необходимости предприятию- клиенту решать вопросы, связанные с транспортом [5].
Наиболее популярным (а часто и единственным) показателем эффективности передачи услуг в аутсорсинг является сокращение численности автопарка при обеспечении работы предприятия клиента [6].
Получить более полное представление о механизме воздействия аутсорсинговой компании на снижение транспортных издержек у клиента и о результатах ее деятельности можно, изучив более подробные экономические показатели [7, с. 26-33]. Достоинством характеристики данного опыта аутсорсинга является логически последовательный показ этапов работы и источников получения экономии. Для удобства изложения и восприятия стоимостные оценки приведены в сокращенном виде и представлены в национальной валюте.
Московское производственное
подразделение международной компании имело в собственности 62 крупнотоннажных
автомобиля возрастом 5 - 6 лет, используемых для доставки продукции в клиентам
в Московской области и регионах
России. Была сформулирована задача
достигнуть экономии транспортных
издержек в размере 15%. Фактически, после передачи автопарка в аутсорсинг, по итогам года
экономия составила 34%. То есть, аутсорсинговая компания выполнила условие
договора и дополнительно 19% экономии затрат компании -клиента
смогла использовать для
своих целей [7].
Динамика количественных показателей по статьям затрат в течение года
приведена на диаграмме.
Рис. Итоги деятельности компании-аутсорсера в течение года в сравнении с аналогичными показателями в компании - собственнике транспортных средств перед переходом на аутсорсинг
В данном случае [7, с. 28-29] компанией-аутсорсером в течение года были реализованы следующие решения:
1. Сокращение численности водителей и более полное использование их рабочего времени.
2. Сокращение расхода топлива за счет устранения приписок пробега в путевых листах и контроля соответствия фактического расхода топлива реальному пробегу автомобиля.
3. Заключение договора с дистрибьютором ГСМ на оптовые поставки топлива по более низкой цене.
4. Сокращение затрат на ТО и ремонт.
5. Контроль ходимости шин и сроков их замены.
6. Отказ от страхования КАСКО.
7. Экономия на парковочных местах за счет увеличения длительности времени нахождения автомобилей в междугородных рейсах.
Анализ проведенных мероприятий показал, что их большая часть, если не все, могут быть реализованы не только специализированными транспортными компаниями, но также коллективом квалифицированных менеджеров, управляющих транспортным подразделением, с опорой на поддержку высшего руководства компании. Кроме того, приведенные мероприятия [7, с. 28-29] нельзя считать исчерпывающими. Имеются дополнительные резервы снижения транспортных издержек.
Целесообразно сопоставить приведенные на диаграмме результаты с итогами 9 месяцев транспортного аутсорсинга другой компании — АО «Химия Подмосковья» (здесь и далее названия компаний изменены). Акционерное общество «Химия Подмосковья» - одно из крупнейших предприятий химической промышленности региона, производит и реализует востребованную на внутреннем и внешнем рынках продукцию. Для автотранспортного обслуживания на базе бывшего автотранспортного цеха компанией ООО «Транс-Аутсорсер» было создано ООО «Транс-А50», действующего в интересах ООО «Транс-Аутсорсер». АО « Химия Подмосковья » передало ООО «Транс-А50» на условиях
аренды свою транспортную инфраструктуру (здания административно- бытового корпуса, складские помещения, гаражные, стояночные и ремонтные боксы, АЗС и др.), парк автомобильного подвижного состава и спецтехники. Договором аренды предусмотрено предоставление арендатором графика выкупа арендуемого подвижного состава и спецтехники. Также в ведение ООО «Транс-А50» был передан штат водителей, ремонтного и вспомогательного персонала АО « Химия Подмосковья ». Затраты на эксплуатацию арендованного имущества были возложены на вновь созданную компанию ООО «Транс-А50». Согласно договору, ООО «Транс-А50» обязано предоставлять для АО « Химия Подмосковья» транспортные услуги, выполняя технологические и прочие перевозки с целью обеспечения беспрерывной и бесперебойной работы технологического производства АО « Химия Подмосковья ».
Администрация ООО «Транс-А50» заключила с большей частью водителей и ремонтных рабочих подрядные договоры гражданско-правового характера, согласно которым в случае временного снижения объемов работ можно предложить им неоплачиваемый отпуск без компенсации вынужденного простоя. В первую очередь на такие договоры перевели водителей пенсионного и предпенсионного возрастов. Исключены выплаты ремонтным рабочим в связи с вредными условиями труда. Как следствие, произошло снижение уровня социальной защищенности водителей и ремонтного персонала.
В итоге за 9 месяцев работы в условиях аутсорсинга затраты на транспортное обслуживание снизились за счет уменьшения уровня средней оплаты труда водителей и сокращения списочного автопарка почти на 40% (со 110 единиц до 66). Резко уменьшилось выделение средств на содержание производственных, служебных и бытовых помещений, площадки открытого хранения транспорта, из-за чего ухудшилось их состояние. Одновременно более. чем в 2 раза увеличился тариф на перевозки (с 10,34 до 35,32 руб./т-км). Вместе с тем снизилось качество оказываемых транспортных услуг. Произошло более, чем 4-кратное увеличение простоев цехов непрерывного производственного цикла (с 1,4 до 7,6 чел-мес) из-за срывов подачи транспортных средств. Процент выполнения суточной заявки на транспорт упал с 95 до 71. Соответственно, появились претензии к ООО «Транс-А50», сумма которых в отдельные месяцы достигает 600 тыс. руб.Сведений по уплате штрафов установить не удалось.
Выводы.
1. Экономия затрат на транспортное обеспечение может быть достигнута не только передачей транспортного обслуживания на аутсорсинг, но и осуществлением специального плана мероприятий, разработанного и реализуемого квалифицированным персоналом предприятия.
2. Анализ динамики затрат не даёт полную картину изменений после передачи перевозочной деятельности на аутсорсинг, так как он должен быть дополнен сравнением объемных и качественных показателей транспортного обслуживания.
Библиографический список:
1. Грязнов М.В., Шайдулин Ф.Г., Семенов В.А. Расчет дифференцированных нормативов КТГ при сервисном обслуживании карьерных автосамосвалов // Автотранспортное предприятие. – 2009. № 2. С. 44-47.
2. Курганов В.М., Грязнов М.В. Обеспечение надежности в системе управления перевозками и производством на автомобильном транспорте /Магнитогорск: Изд-во «Магнитогорский Дом печати», 2012. - 128 с.
3. Шперлик К. Аутстаффинг: что означает закон о запрете заемного труда с 2016 года. [Электронный ресурс] URL https://kontur.ru/articles/4199 (дата обращения: 13.03.2018)
4. Реализация аутсорсинга. Вывод транспортного цеха. [Электронный ресурс] URL http://avtoplan.ru/ (дата обращения: 13.03.2018)
5. Транспортный аутсорсинг. [Электронный ресурс] URL http://tss555.ru/autsorsing.html (дата обращения: 13.03.2018)
6. Возможности транспортного аутсорсинга // Генеральный директор. Управление промышленным предприятием, 2011, декабрь. [Электронный ресурс] URL http://www.grantmotors.ru/articles_61.htm (дата обращения: 13.03.2018)
7. Доценко А.И. Аутсорсинг – что это? // Автоперевозчик, 2006, №2 (65). С. 26-33