Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 8:56:48
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Транспортный аутсорсинг крупных предприятий

Курганов Валерий Максимович

д.т.н., профессор кафедры математики,  статистики и информатики в экономике, Тверской государственный университет,

г. Тверь, Россия

E-mail: glavreds@gmail.com

Грязнов Михаил Владимирович

д.т.н., профессор кафедры логистики 

и  управления транспортными системам, Магнитогорский государственный технический университет  им. Г.И. Носова,

г. Магнитогорск,     Россия

E-mail: gm-autolab@mail.ru 

Компании  различных  отраслей  экономики  нередко  приходят  к необходимости выбора между двумя стратегиями транспортного обеспечения:

 

1.    создавать и развивать собственное автотранспортное хозяйство (стратегия инсорсинга); 2) избавляться от непрофильных бизнес-процессов и заключать договоры  с  перевозочными  фирмами  или  транспортно-экспедиционными компаниями (стратегия аутсорсинга). Имеется  пример  успешной  передачи  технического  обслуживания  и ремонта  автомобильного  подвижного  состава  на  металлургическом предприятии [1, с. 46; 2, с. 86].

Относительно недавно появилась такая разновидность аутсорсинга, как аутстаффинг  водительского  персонала,  когда  за  подготовку    водителей  и предоставление их для работы на предприятии клиента несет ответственность стороннее предприятие по соответствующему договору [3].

Рынок аутсорсинговых транспортных  услуг является привлекательным также и для компаний, которые специализируются в области консалтинга и разработки программных продуктов для автоматизации и учета транспортной деятельности, в том числе и в области спутниковых навигационных систем . Поскольку компании такого типа, собственно, перевозки не осуществляют, их роль  сводится,  как  можно  предположить,  к  предварительной  диагностике потенциального клиента (предприятия, желающего отдать транспортировку на аутсорсинг), и подбору для него партнера для заключения договора [4]. Предложение  аутсорсинговых  услуг  сопровождается  аргументами, насколько это является привлекательным для потенциального клиента. Обычно гарантируется  снижение  транспортных  издержек,  улучшение  у  клиентов условий  ведения  основного  бизнеса  и  оптимизация  численности управленческого персонала за счет исключения необходимости предприятию- клиенту решать вопросы, связанные с транспортом [5]. 

Наиболее  популярным  (а  часто  и  единственным)  показателем эффективности передачи услуг в аутсорсинг является сокращение численности автопарка при обеспечении работы предприятия клиента [6]. 

Получить  более  полное  представление  о  механизме  воздействия аутсорсинговой компании на снижение транспортных издержек у клиента и о результатах ее деятельности можно, изучив более подробные экономические показатели  [7, с. 26-33].  Достоинством  характеристики  данного  опыта аутсорсинга  является  логически  последовательный  показ  этапов  работы  и источников  получения  экономии.  Для  удобства  изложения  и  восприятия стоимостные  оценки  приведены  в  сокращенном  виде  и  представлены  в национальной валюте.

Московское производственное подразделение международной компании имело в собственности 62 крупнотоннажных автомобиля возрастом 5 - 6 лет, используемых для доставки продукции в клиентам в Московской области и регионах  России.  Была  сформулирована  задача  достигнуть  экономии транспортных издержек в размере 15%. Фактически, после передачи автопарка в  аутсорсинг, по итогам года экономия составила 34%. То есть, аутсорсинговая компания выполнила условие договора и дополнительно 19% экономии затрат компании  -клиента  смогла  использовать  для  своих  целей  [7].  Динамика количественных показателей по статьям затрат в течение года приведена на диаграмме. 
33e75ff09dd601bbe69f351039152189.jpg 

Рис. Итоги деятельности компании-аутсорсера в течение года в сравнении с аналогичными показателями в компании - собственнике транспортных средств перед переходом на аутсорсинг

В  данном случае [7, с. 28-29] компанией-аутсорсером в течение года были реализованы следующие решения:

1.   Сокращение численности водителей и более полное использование их рабочего времени. 

2.   Сокращение расхода топлива за счет устранения приписок пробега в путевых  листах  и  контроля  соответствия  фактического  расхода  топлива реальному пробегу автомобиля. 

 3.  Заключение  договора  с  дистрибьютором  ГСМ  на  оптовые  поставки топлива по более низкой цене.

4.   Сокращение затрат на ТО и ремонт. 

5.   Контроль ходимости шин и сроков их замены. 

6.    Отказ от страхования КАСКО. 

7.    Экономия  на парковочных местах  за  счет  увеличения длительности времени нахождения автомобилей в междугородных рейсах.

Анализ проведенных мероприятий показал, что их большая часть, если не все, могут быть реализованы не только специализированными транспортными компаниями,  но  также  коллективом  квалифицированных  менеджеров, управляющих транспортным подразделением, с опорой на поддержку высшего руководства  компании.  Кроме  того,  приведенные  мероприятия  [7, с. 28-29] нельзя считать исчерпывающими. Имеются дополнительные резервы снижения транспортных издержек.       

Целесообразно  сопоставить  приведенные  на  диаграмме  результаты  с итогами 9 месяцев транспортного аутсорсинга другой компании — АО «Химия Подмосковья» (здесь и далее названия компаний изменены). Акционерное  общество «Химия Подмосковья»     -         одно из  крупнейших  предприятий химической  промышленности региона, производит  и  реализует востребованную  на  внутреннем  и  внешнем  рынках  продукцию.  Для автотранспортного  обслуживания  на  базе  бывшего  автотранспортного  цеха компанией    ООО  «Транс-Аутсорсер»    было  создано ООО  «Транс-А50», действующего в интересах ООО «Транс-Аутсорсер». АО  « Химия  Подмосковья  »  передало  ООО  «Транс-А50»  на  условиях

аренды  свою  транспортную  инфраструктуру  (здания  административно- бытового корпуса, складские помещения, гаражные, стояночные и ремонтные боксы, АЗС и др.), парк автомобильного подвижного состава и спецтехники. Договором  аренды  предусмотрено  предоставление  арендатором  графика выкупа арендуемого подвижного состава и спецтехники. Также в ведение ООО «Транс-А50»  был  передан  штат  водителей,  ремонтного  и  вспомогательного персонала АО « Химия Подмосковья ». Затраты на эксплуатацию арендованного имущества были возложены на вновь созданную компанию ООО «Транс-А50». Согласно договору, ООО  «Транс-А50» обязано предоставлять для  АО « Химия  Подмосковья»  транспортные  услуги,  выполняя  технологические  и прочие перевозки с целью обеспечения беспрерывной и бесперебойной работы технологического производства АО «                               Химия Подмосковья    ». 

Администрация  ООО  «Транс-А50»  заключила  с  большей  частью водителей и ремонтных рабочих подрядные договоры гражданско-правового характера, согласно которым в случае временного снижения объемов работ можно предложить им неоплачиваемый отпуск без компенсации вынужденного простоя. В первую очередь на такие договоры перевели водителей пенсионного и   предпенсионного  возрастов.  Исключены  выплаты  ремонтным  рабочим  в связи  с  вредными  условиями  труда.  Как  следствие,  произошло  снижение уровня социальной защищенности водителей и ремонтного персонала.

 В    итоге  за  9  месяцев  работы  в  условиях  аутсорсинга  затраты  на транспортное  обслуживание  снизились  за  счет  уменьшения  уровня  средней оплаты труда водителей и сокращения списочного автопарка почти на 40% (со 110  единиц  до  66).  Резко  уменьшилось  выделение  средств  на  содержание производственных,  служебных  и  бытовых  помещений,  площадки  открытого хранения  транспорта,  из-за  чего  ухудшилось  их  состояние.  Одновременно более. чем в 2 раза увеличился тариф на перевозки (с 10,34 до 35,32 руб./т-км). Вместе  с  тем  снизилось  качество  оказываемых  транспортных  услуг. Произошло  более,  чем  4-кратное  увеличение  простоев  цехов  непрерывного производственного  цикла  (с  1,4  до  7,6  чел-мес)  из-за  срывов  подачи транспортных  средств.  Процент  выполнения  суточной  заявки  на  транспорт упал с 95 до 71. Соответственно, появились претензии к ООО «Транс-А50», сумма которых в отдельные месяцы достигает 600 тыс. руб.Сведений по уплате штрафов установить не удалось. 

Выводы.

1.   Экономия затрат на транспортное обеспечение может быть достигнута не  только  передачей  транспортного  обслуживания  на  аутсорсинг,  но  и осуществлением  специального  плана  мероприятий,  разработанного  и реализуемого квалифицированным персоналом предприятия.

2.   Анализ динамики затрат не даёт полную картину изменений после передачи перевозочной деятельности на аутсорсинг, так как он должен быть дополнен  сравнением  объемных  и  качественных  показателей  транспортного обслуживания. 

Библиографический список:        

1.                 Грязнов  М.В.,  Шайдулин  Ф.Г.,  Семенов  В.А.  Расчет дифференцированных  нормативов  КТГ  при  сервисном  обслуживании карьерных автосамосвалов // Автотранспортное предприятие. – 2009. № 2. С. 44-47.

2.                 Курганов  В.М.,  Грязнов  М.В.  Обеспечение  надежности  в  системе управления  перевозками  и  производством  на  автомобильном  транспорте /Магнитогорск: Изд-во «Магнитогорский Дом печати», 2012. - 128 с.

3.                 Шперлик К. Аутстаффинг: что означает закон о запрете заемного труда с  2016  года.  [Электронный  ресурс]  URL  https://kontur.ru/articles/4199  (дата обращения: 13.03.2018)

4.                 Реализация  аутсорсинга.  Вывод  транспортного  цеха.  [Электронный ресурс] URL http://avtoplan.ru/ (дата обращения: 13.03.2018)

5.                 Транспортный  аутсорсинг.  [Электронный  ресурс]  URL http://tss555.ru/autsorsing.html (дата обращения: 13.03.2018)

6.                 Возможности  транспортного  аутсорсинга  //  Генеральный  директор. Управление  промышленным  предприятием,  2011,  декабрь.  [Электронный ресурс]  URL  http://www.grantmotors.ru/articles_61.htm  (дата  обращения: 13.03.2018)

7.                 Доценко А.И. Аутсорсинг – что это? // Автоперевозчик, 2006, №2 (65). С. 26-33 


Количество просмотров: 2620
теги:
05.05.2018 11:17 | qazaблог автора

Еще публикации: