Гладкий Владимир Романович
аспирант 1 курса,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург,Россия
E-mail: itimes09@mail.ru
В   сложившихся  обстоятельствах  транспортного 
рынка  классические методы
доставки товаров от производителей к покупателям отнюдь не всегда имеют  возможность 
гарантировать  желаемо  низкий 
уровень  расходов  на транспортное  обслуживание. 
Транспортное  обслуживание  по-прежнему остаётся  связывающим 
звеном  в  экономической 
системе,  но  с 
целью максимизации 
логистического  эффекта  работы 
транспорта  его  деятельность следует расценивать и улучшать в
рамках логистической концепции. В научных трудах  американских 
учёных  Доналда  Бауэрсокса 
и  Дейвида  Клосса замечается, что с целью наибольшего
вклада в  результат  работы 
компании следует  отвлечься  от 
«туннельного»  мышления,  свойственного 
для многофункциональных структур с выделением различных сфер
специализации. Организация 
деятельности  транспортного  обслуживания 
обязана рассматриваться  не  как 
цель,  а  являться 
составляющей  логистики  и способствовать достижению единых целей
компании.
Так,  то  что  на  сегодняшний 
день  мы  именуем 
логистикой  –  не нововведение,  а 
явление,  образовавшееся  с 
возникновением  цивилизации,  а прогрессивная  наука 
применяет  и  развивает 
наиболее  безупречные  и прогрессивные ее достижения. В 1976 г.
Совет логистического менеджмента Соединённых Штатов Америки (Councilof
Logistics Management) предоставил определение 
понятия  «физического  распределения»,  позднее 
сменив  его  на слово «логистика» - процедура планирования
и предоставления (в том числе контроль) 
успешного  и  постоянного 
поступления  продуктов,  услуг 
и сопутствующей  информации  с 
того  места,  где 
они  формируются,  к покупателям,  направленная 
на  максимальную  удовлетворенность потребительских запросов.
[5, с. 25]
В  течении продолжительного
периода логистика никак не выделялась в отдельную  академическую 
дисциплину,  а  ее 
вопросы  решались  разными способами  в 
рамках  теории  менеджмента. 
Логистика  –  дисциплина синтетическая и содержит в себе
тенденции, сопряженные с производственным процессом,  маркетингом, 
экономической  деятельностью,  транспортным обслуживанием, математикой и
т.д. В случае если проанализировать область проблем, какие затрагивает
логистика в совокупности, в таком случае едиными для  них  станут  проблемы 
управления  и  оптимизации 
различных  потоков. «Логистика –
наука об управлении вещественными потоками, потоками услуг и сопряженными с
ними информационными и экономическими потоками с целью уменьшения итоговых
расходов на развитие данных потоков». [4, с. 13] Главным  фактором 
появления  логистики,  согласно 
взгляду  учёных, явилась  «справедливая 
потребность  увеличения  производительности экономических  систем 
в  обстоятельствах  возрастающего 
уровня платёжеспособного 
спроса,  уменьшения  доступности 
источников  сырья  и увеличения 
конкурентной  борьбы».  [4, 
с.  27].  В 
ходе  изменения международный
экономической системы в сервисную экономику с рыночным приоритетом на
покупателя логистика приобрела сильный стимул к развитию. Увеличение  производительности  экономической 
системы  с  помощью логистических способов осуществляется
путём формирования в ней новейших организационных  форм, 
направленных  на  сокращение 
и  переработку вещественных  и  иных  потоков. 
Такого  рода  организационной  формой выступает логистическая система,
которая способна формироваться как путём коалиции некоторых компаний,  так и в 
рамках одной.  При этом важно не
столько  число  компонентов 
в  логистической  системе, 
сколько  присутствие между  ними 
установленных  взаимосвязей  и 
осуществление  данными компонентами  установленных 
функций.  Подобным  способом, 
в  основе методологии  логистики 
находится  комплексный  аспект, 
который  состоит  в анализе 
абсолютно  всех  компонентов 
логистической  системы  равно 
как взаимозависимых  и  взаимодействующих  с 
целью  достижения  общей 
цели управления.  При  этом 
в  рамках  системного 
подхода  выполняется
самооптимизация не единичных компонентов, а целой логистической системы в  целом.
Один из первых в Российской Федерации предпринял попытку классифицировать концепцию, практику и иностранный опыт логистики А.А.Смехов. В своем труде «Основы транспортной логистики» ученый подчёркивает значимость транспортного обслуживания как инструмента физического распределения произведенных товаров в области реализации. Замечается, что «подбор каналов распределения – лишь одна из наиболее непростых проблем, с какими доводится обладать дело фирме при доставке продукции на рынок» [1, с. 7]. В основе достижений зарубежной транспортной логистики подчёркивается потребность предоставления принципа «точно в срок».
Основным объектом рассмотрения в данной работе является транспортное обслуживание как связывающий элемент логистической системы, целью которого считается предоставление слаженной деятельность абсолютно всех компонентов путём оперативной доставки материальных потоков с наименьшими издержками.
На настоящий период транспортная составляющая логистики акцентируется многочисленными учеными в отдельную область науки, чему содействуют следующие ключевые факторы [6, с. 52]:
- способность транспорта осуществить главную идею логистики – сформировать надёжную, стабильную и приемлемо функционирующую систему «обеспечение-изготовление-распределение-потребление»;
- неизбежность решения единого ряда непростых транспортных трудностей при подборе каналов распределения материала, полуфабрикатов и отделанной продукции в рамках логистической системы;
- высокий уровень транспортных потерь, наибольшая часть которых доходит до 50% в общих логистических расходах на развитие продукта с первичного источника материала вплоть до конечного покупателя отделанной продукции;
- наличие существенного количества транспортно-экспедиционных компаний, исполняющих значительную роль в организации подходящей доставки продуктов как во внутренних транспортировках, так и при международной перевозке.
Одним из основных вопросов транспортного обслуживания состоит в организации и выполнения передвижения материальных потоков в логистической системе с наименьшими расходами и при условии удовлетворение требований к качеству материального потока и качествах транспортных услуг. Реализация данной задачи становится возможным благодарю регулированию, управлению параметрами материальных потоков, обрабатываемых транспортными элементами и рационального сочетания их с потоками транспортных услуг.
Экспертами  акцентируются 
три  ключевые  предпосылки 
потребности применения  методологии  логистики 
на  транспорте  в 
современных обстоятельствах глобализации экономики [6, с. 49]: 
- всеобщая информатизация транспортного обслуживания. Сведения о пребывании груза и транспортного средства, о сопроводительных документах поступают в электронном варианте и обрабатываются программным обеспечением, совместимым для абсолютно всех участников торговой деятельности;
- развитие мультимодальных транспортировок. Инновационные технологические процессы доставки грузов вынуждают отказываться от межвидовой конкурентной борьбы транспорта в пользу тесной координации стараний по привлечению добавочных грузопотоков;
- усложнение организации транспортировок. На первый план выходит диспетчер смешанной (комбинированной) транспортировки – фирма, обеспечивающая доставку «точно в срок», «от двери до двери» и владеющая надлежащими технологиями и корпоративными взаимосвязями.
В настоящий период существует большое число суждений о сути и задачах транспортной логистики и замечается некая индивидуальность в представлениях о ней - различные участники движения товародвижения вкладывают в представление о транспортной логистике значение, принадлежащий к той области работы, которой они занимаются. Таким образом, с точки зрения грузовладельца, транспортная логистика призвана гарантировать подбор метода транспортировки и транспортного средства, а кроме того определение маршрутов доставки, которые обеспечивают удовлетворенность его критериев выбора. Для перевозчика транспортная логистика — это наличие технологий перевозочного процесса, а кроме того определенных промышленных средств, какие гарантируют его нужность при создании определенной транспортно-логистической цепочки. Логистический провайдер включает в представление транспортной логистики совокупность проблем, сопряженных с оформлением отношений с перевозчиком в условиях, предельно удовлетворяющих покупателя, а кроме того обеспечение взаимодействия разных типов транспорта при организации транспортировки определенного груза в рамках комбинированной транспортировки.
Возможно выделить должные ключевые задачи транспортного обслуживания:
- выбор рационального метода транспортировки и транспортных средств;
- определение оптимальных маршрутов доставки;
- скоординированное составление плана действий доставки на разных типах транспорта при исполнении комбинированной транспортировки;
- транспортировка;
- техническое и научно-техническое усовершенствование транспортного движения.
В настоящий период, согласно мнению специалистов, с невысокой эффективностью организации внутренней логистики компаний и транспортно- логистической системы государства в целом сопряжен высокий уровень логистических расходов в Российской Федерации. В валовом внутреннем продукте РФ часть логистических потерь достигает вплоть до 19%, в то время как в Китае составляет 18,1%, в Бразилии и Индии – в пределах 11-13%, в Соединенных Штатов Америки – 8,5%, в Италии – 9,4%, в Японии и Германии –8,7% и 8,3%, соответственно. Средний мировой показатель логистических издержек в 2011 г. расценивается Armstrong&Associates Inc. в 11,3%. [2, с. 56]
С целью увеличения объёмов реализации высококачественной продукции и предложения услуг, логистическая система ужесточает условия к любому основополагающему ее компоненту. В ином случае совершается вытеснение логистической системы с рынка, или неэффективный транспортный компонент в составе системы сменяется наиболее эффективным, который может эластично, вовремя и высококачественно удовлетворять потребности других логистических компонентов. Всё более увеличиваются требования к адаптивности транспортного обслуживания в логистической системе. Анализируя железнодорожный транспорт как главный компонент транспортно-логистической системы Российской Федерации, немаловажно заметить, что в минувшие года его позиции слабеют по сравнению с главным соперником - автотранспортом. Обслуживание, предоставляемое железной дорогой, прекратило удовлетворять множество грузоотправителей, требующих гибкого подхода к распределению собственных материальных потоков. После более 10 лет реформирования на железнодорожном транспорте случилась децентрализация управления оказанием транспортно-логистических услуг, в следствии чего поменялись формы взаимодействия транспортных учреждений с экономическими субъектами рынка. Так как теперь отправитель нацелен на подбор транспортно-логистической услуги, соответствующей его определенным условиям, основная цель транспортной логистики состоит в создании конкурентоспособных групповых услуг на базе 3PL и 4PLтехнологий с применением разных типов транспорта, а кроме того с перспективой большей интеграции в логистические процессы покупателя с целью повышения производительности услуг.
Таким образом, в данной работе рассмотрены такие основные понятия, как логистика и транспортное обслуживание. Систематизированы различные понятия о задачках транспортного обслуживания в рамках логистической науки, проанализировано его роль в экономической системе государства, а кроме того отмечена значимость использования методологии логистики при работе транспорта. Кроме того, в работе проанализированы трудности и направленности формирования транспортно-логистического рынка в Российской Федерации и произведены заключения по предстоящему пути его формирования с учётом существенной роли железных дорог в экономике государства.
Библиографический список:
1.     Смехов А.А. Основы
транспортной логистики:Учеб. Для вузов. М.:Транспорт, 1995. – 197с. 
2. РосБизнесКонсалтинг: «Рынок транспортно-логистических услуг в 2011-2012 годах и прогноз до2015 года», аналитический обзор, седьмое издание.
3. Журавлева Н.А. «Экономика транспорта высокихскоростей». Сборник научных трудов Sworld. 2014.Т. 25. № 3. С. 19-30.
4. Гавришев С.Е., Дудкин Е.П., Корнилов С.Н., Рахмнгулов А.Н., Трофимов С.В. Транспортная логи-стика: Учеб.пособие. – С-Пб.: ПГУПС, Табл.10,Ил.28, 2003 – 279 с.
5. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логи-стика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд./[Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера]. –М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008 – 640 с.: ил.
6. Балалаев А.С., Леонтьев Р.Г. Транспортно-логисти-ческое взаимодействие при мультимодальных пе-ревозках: монография. – М.: ФГБОУ «Учебно- методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012. – 268 с.
