Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 7:26:08
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Роль интегрированного управления в экономике торговой организации

Агеева Татьяна Юрьевна

Соискатель ученой степени кандидата экономических наук ,

СФУ, ИЭУиП, г. Красноярск,  Россия

E-mail: t.ageyeva@gmail.com


   Любая организация как субъект коммерческой деятельности имеет своей главной  экономической  целью  получение  прибыли  [1]  в  результате  ее осуществления.  На  достижение  этой  цели  влияет  многообразие  факторов организационной  среды  и  сложность  их  взаимодействия.  Рассматривая внутреннюю среду с использование модели внутренней организационной среды Д.Бодди  и  Р.  Пэйтона  [2],  мы  видим,  что  в  центре  модели    (рисунок  1) расположены  цели,  на  достижение  которых  направлена  деятельность организации. Они, без сомнения, являются системообразующим внутренним фактором.  Поскольку  главная  экономическая  цель  представляет  собой определенное  желаемое  значение  прибыли  организации,  то  необходимым представляется раскрыть содержание других факторов из названной модели. Бизнес – процессы – группы видов деятельности, посредством которых члены  организации  в  процессе  совместного  труда  преобразуют  ресурсы  и создают полезный результат, новую ценность. Технология здесь – это средства труда, используемые людьми для превращения ресурсов в полезный результат. Структура – способ разделения и координации труда в организации, логическое соотношение функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения целей организации. Люди – это участники организации, которые занимают  свое  место  в  структуре.  Культура  –  это  традиции  и  правила выполнения  бизнес-процессов.  Члены  организации  вырабатывают  свою 
профессиональную  культуру,  ценности,  отношения,  установки,  которые способствуют успешному выполнению рабочих заданий и реализации целей организации.  Власть    это  обеспечение  устойчивой  приоритетности  общих цели над индивидуальными целями участников организации
c4ca4238a0b923820dcc509a6f75849b.jpg 

Рисунок 1. Интегральная модель организации Бодди и Пэйтона

 Интеграция в общепринятом  смысле  – это объединение в одно целое каких-либо  частей  [6].  Применительно  к  экономике    это  объединение хозяйствующих  субъектов,  углубление  их  взаимодействия,  развитие  тесных связей между ними. В психологии интеграция как внутригрупповой процесс – создание  внутреннего  единства,  сплоченности,  что  выражается  в идентификации  коллективной,  сплоченности  группы  как  ее  ценностно- ориентационном  единстве,  объективности  в  возложении  и  принятии ответственности за успехи и неудачи в деятельности совместной. К торговой организации  применимы  оба  этих  подхода,  так  как  она  с  одной  стороны является экономическим субъектом, а с другой – группой людей.

Под управлением мы понимаем целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления. Схема управления представлена на рисунке

2.где субъект - это управляющая подсистема, а объектом является управляемая подсистема. Управленческое воздействие и получение обратной связи  – это необходимые  действия  для  обеспечения  процесса  управления,  который  в наилучшем виде отражает цикл управления (рисунок 3). 
c81e728d9d4c2f636f067f89cc14862c.jpg 

Рисунок 2. Подсистемы управления в организации 

eccbc87e4b5ce2fe28308fd9f2a7baf3.jpg
Рисунок 3. Цикл управления организацией

 

Теперь  встает  вопрос  о  формулировании  определения  понятия «интегрированное управление». Исходя из результатов нашего исследования общепризнанного термина «интегрированное управление» на текущий момент не  имеется.  Существуют  определения  этого  понятия  в  различных  областях знаний.  Наиболее  подходящая  область  к  нашей  тематике  –  компьютерные науки. Здесь, в частности, можно встретить определение интегрированной базы данных как – базы данных, объединяющей несколько логических баз данных, где логическая база данных – база данных с точки зрения пользователя или прикладного программиста. Интегрированные базы данных ориентированы на решение разнородных задач многих пользователей (в том числе относящихся к разным организациям, подразделениям и т.п.).

Сформулируем  определение  интегрированного  управления  –  это целенаправленное  воздействие  управляющей  подсистемы  на  управляемую подсистему  с  соблюдением  всех  этапов  цикла  управления,  объединяющее функциональные области, ориентированное на создание внутреннего единства, сплоченность  людей  в  ходе  их  совместной  деятельности.  Общеизвестные функциональные  области  здесь  –  это  закупки,  управление,  производство, финансы,  персонал  и  др.,  особенные  с  точки  зрения  ответственного руководителя за эту область бизнес-процессов.

Для уточнения роли интегрированного управления в экономике торговой организации представим ее внутреннюю среду с точки зрения такого элемента как бизнес-процессы. Этот элемент раскрывается в модели цепочки стоимости М.Портера [5]. Основываясь на идеях Портера, и используя результаты анализа нормативно-правовых актов [3, 2, 4] построим цепочку создания ценности для торговой организации.

 a87ff679a2f3e71d9181a67b7542122c.jpg

Рисунок  4.  Цепочка  создания  ценности  (стоимости)  в  розничной  и оптовой торговле товарами потребительского назначения.

Теперь  нам  открывается,  что  достижение  экономической  цели  –  это процесс объединения взаимодействия всех представленных на рисунке 4 этапов цепочки ценности. Как известно, разрабатывая цепочку ценности, М.Портер признавал значимость функциональных видов менеджмента, одновременно с этим  акцентировал,  что  создание  ценности  в  организации  имеет  единую экономическую  цель,  и  все  бизнес-процессы  должны  быть  этой  цели подчинены.  Деятельность  (отдельные  операции,  функции,  процессы  или межфункциональные и межорганизационные взаимодействия), прежде всего, являются объектами интегрированного управления.

Интеграция  проявляется  как  в  расширении  и  углублении  связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг  другу  благоприятных  условий  осуществления  экономической деятельности,  снятии  взаимных  барьеров.  Известны  следующие  методы интеграции, представленные в существующей теории:

1.                 Вертикальная интеграция

2.                 Горизонтальная интеграция

3.                 Внутренняя интеграция

4.                 Внешняя интеграция

5.                 Интеграция  участников  цепи  поставок  через  доступ  к  системе планирования

6.                 Совместное  использование  информации:  совместное  использование информации,  или  обмен  информацией,  в  электронных системах. Информация об ассортименте и уровне запасов.

7.                 Совместное  планирование:  стратегический,  тактический  и операционный обмен

8.                 Совместное планирование периодичности доставки, концепция «точно в  срок»

9.                 Совместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов 

10.             Общее логистическое оборудование, контейнеры, склады

11.            Использование логистических услуг третьих сторон

12.            Эффективная реакция заказчика

13.            Мероприятия по стимулированию сбыта

Нам представляется необходимым уточнить условия их применения для раскрытия  многогранности  результатов  интегрированного  управления  в торговой организации.

Библиографический список:

1.      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) – Режим доступа:                  http://www.consultant.ru/ 

2.     Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" :  [Электронный ресурс] : федер. закон от 28.12.2009 № 381- ФЗ ред. от 31.12. 2014 г. // Справочная правовая Система ГАРАНТ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/  

3.     Общероссийский классификатор видов экономической  деятельности ок 029-2014 (кдес ред. 2).  – Режим доступа:       http://www.consultant.ru/ 

4.     Национальный стандарт российской федерации. Торговля. Термины и определения. Trade. Terms and definitions. ГОСТ Р 51303-2013.  – Режим доступа:  http://www.consultant.ru/       

5.     Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость/ Майкл Е. Портер; Пер. с англ.  М.: Альпина Паблишер, 2016. — 716 с.

6.     Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – Режим доступа: http://gramota.ru/          

7.     Management: An Introduction/ David Boddy, Steve Paton - Pearson Education, Limited, 2013- 720 p., ISBN 129200424X, 9781292004242 


Количество просмотров: 1257
теги:
04.05.2018 16:30 | qazaблог автора

Еще публикации: