Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 3:21:50
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОГО И SCM-ПОДХОДОВ

Уваров Сергей Алексеевич

д.э.н., профессор, зав. кафедрой торгового дела и товароведения

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: s_uvarov@mail.ru

Григорьев Михаил Николаевич

к.т.н., профессор кафедры экономики, организации и управления производством. Балтийский государственный технический университет «Военмех» имени Д. Ф. Устинова,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: grigorievmn@ya.ru

Управление цепями поставок (SCM) как концепция координации и интеграции деятельности  участников цепей поставок осуществляет межорганизационную координацию всех участников цепей поставок. В интегральной логистике эта функция была прерогативой логистического менеджмента; межфункциональная же координация, оставаясь сферой ответственности логистического менеджмента корпорации, стала сферой интересов и управления цепями поставок вследствие вхождения логистики в SCM. Здесь следует отметить различие между логистическим подходом и SCM – подходом.

Как известно, логистический подход, будучи системным подходом к исследованию социально-экономических и человеко-машинных систем, рассматривает объекты исследования во взаимосвязи, преемственности и развитии, в переходе к качественно новому состоянию [5]. Реализация логистического подхода состоит в нахождении оптимального решения в пространстве целей, которое формируют так называемые «шесть правил логистики»: следует предоставить нужный товар, в необходимом количестве, заданного качества, в заранее обусловленное место, к установленному сроку, за согласованную цену [9].

Логистический подход ориентирует на отказ от изолированного рассмотре­ния издержек и использует критерий минимума суммы перечисленных затрат, базирующийся на оптимальном значении каждого из слагаемых. В классической логистике применяется критерий оптимальности В. Парето, согласно которому эффективным решением в совокупности подсис­тем считается такое допустимое экономическое поведе­ние логистической системы (минимум суммарных зат­рат), при котором ни одна из подсистем (или система в целом) не может улуч­шить свое положение (минимизировать свои издержки), не ухудшая положения хотя бы одной из остальных подсистем. [2,3].

В отличие от вышеизложенного, SCM – подход охватывает значительно более широкую сферу. Исходя из определения Европейской логистической ассоциации, управление цепями поставок (SCM) – это интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, такие как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, реализация поддерживающих функций, систем и процедур. Сущность SCM – подхода ещё больше проясняет перечень ключевых функций управления цепями поставок:  управление взаимоотношениями с потребителями; управление обслуживанием потребителей; управление спросом; управление выполнением заказов; управление производственным потоком; управление снабжением; управление разработкой продукции и доведением её до коммерческого использования; управление возвратными потоками [5].

Проанализировав ключевые функции SCM, мы установим и основные отличия SCM – подхода. Этот подход предусматривает целеполагание на более масштабном воспроизводственном интервале - управление разработкой продукции и доведением её до коммерческого использования, то есть охватывает все этапы жизненного цикла товара: разработки товара, выведения его на рынок, этапы роста, зрелости и спада.

Исходя из вышеизложенного, сфера компетенции SCM – подхода распространяется на все этапы комплекса «проектирование – снабжение – производство – хранение – распределение – транспортировка – спрос – потребление – сервис - утилизация». Такой подход позволяет нам квалифицировать цепи поставок как эколого – социально – экономические системы [4].

SCM – подход, в отличие от логистического подхода, при поиске оптимального решения предполагает расширение зоны поиска за счет отказа от Парето – оптимума. Цель SCM – добиться максимальной конкурентоспособности и рентабельности бизнеса фокусной компании, а также всей сетевой структуры цепи поставок, от поставщиков до конечных потребителей.

Различия логистического и SCM – подходов проявляются  и в политэкономическом аспекте, в организации всей хозяйственной деятельности.

Востребованность, становление и распространение SCM – парадигмы в конце 1990-х годов во многом были вызваны с исчерпанием возможностей классических моделей построения конкурентных стратегий И. Ансоффа и М. Портера, основу которых составляла категория  конкурентных преимуществ. Под конкурентным преимуществом понимался результат реализации совокупности отдельных бизнес – активностей на всех этапах воспроизводственного процесса: проектирования, производства, доставки продукта потребителю.

Цепи поставок организационно позволяли это сделать, но новые формы должны были быть наполнены и новым содержанием, то есть требовались новые теоретические основы. В середине 1990-х годов была сформирована ресурсная концепция стратегического управления Г. Хамела и К.К. Прахалада, которая основывается на понятии «ключевые компетенции». Согласно этой концепции, борьба за будущее состоит не столько в попытке расширения существующей доли определенного рынка, сколько в формировании новых рынков, которые непременно возникнут вследствие высоких темпов научно-технического прогресса и диверсификации экономики. По мнению  Г. Хамела и К.К. Прахалада конкуренция – это конкуренция за будущее, конкуренция за интеллектуальное лидерство, за максимизацию доли будущих возможностей, к которым компания могла бы получить потенциальный доступ [8]. Исходя из этого, компания – сочетание ключевых базисных компетенций, представляющих совокупность навыков, умений и технологий, позволяющих предоставлять блага (продукты и услуги) потребителям (в SCM – парадигме – конечным для данной цепи поставок потребителям).

И всё же главным отличием логистического и SCM – подхода является временной аспект: логистический менеджмент реализуется в режиме реального времени, а SCM направлен в будущее. Далее для нас это будет очень важно.

В соответствии с этим предлагаем рассмотреть виды координирования соответственно типам стратегического планирования, исходя из типологии, предложенной Р. Акоффом [1].

Данный подход может предложить алгоритмы, дополняющие вышеуказанный характер осуществляемой логистической координации. Согласно предлагаемому подходу акцент делается не на характере предполагаемого результата, а на временно`м характере процесса координации. Тогда можно детерминировать следующие типы логистической координации:

- реактивная (reactive) - с преобладанием ориентации на прошлое;

- инактивная (inactive) – с ориентацией на существующее положение;

- преактивная (preactive) – упреждение с ориентацией на будущее;

-интерактивная (interactive) – ориентация на взаимодействие объектов координации; прошлое, настоящее и будущее учитываются в равной степени как различные, но неразделимые аспекты координации.

Интерактивный подход в корне отличается от предыдущих тем, что предполагает воздействие на окружающую социально-экономическую среду, ее преобразование в направлении, соответствующим решению стоящим перед корпорацией задач. Разумеется, в практическом плане речь может идти только об областях окружающей среды, имеющих непосредственное отношение лишь к данной проблеме (превалирование организационно-экономического, а не социально-политического аспекта) [3].

Р. Акофф формулирует три типа ориентиров, к которым стремится (или может стремиться) любая организация [1]: задачи, решение которых предполагается в рамках планируемого (нам кажется, точнее говорить о бюджетном) периода; цели, достижение которых предполагается за рамками данного планируемого (бюджетного) периода; в этом же планируемом периоде предполагается четко определенное приближение к этим целям; идеалы, достижение которых в принципе невозможно, но ориентация на них в значительной мере определяет как конкурентную стратегию, так и корпоративную миссию фирмы.

Исходя из этого можно сформулировать основные типы как планирования изменений, так и координационной деятельности фирмы (см. табл. 1).

 

Таблица 1 – Типы координационной деятельности корпорации и адекватные им типы планирования

Тип координационной деятельности

 

Задачи

 

Цели

 

Идеалы

 

Средства

Тип планирования

Инактивизм

Заданы

Заданы

Заданы

Выбираются

Операциональное

Реактивизм

Выбираются

Заданы

Заданы

Выбираются

Тактическое

Преактивизм

Выбираются

Выбираются

Заданы

Выбираются

Стратегическое

Интерактивизм

Выбираются

Выбираются

Выбираются

Выбираются

Нормативное

 

Думаем, именно интерактивный характер логистической координации необходим в управлении цепями поставок, который представляет собой интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц [2].

Для успешного управления цепями поставок необходимо выполнение таких требований, как наличие квалифицированного лидера (лица принимающего решение), готовность внедрять инновации и наделение функционеров необходимыми полномочиями. Управление цепями поставок представляет собой интерактивный, системный и комплексный подход, который требует одновременного рассмотрения и учета многих алгоритмов воспроизводственного процесса.

 

Библиографический список:

1.                Акофф Р. Планирование будущего корпорации. Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. д.э.н. В.И. Данилова – Данильяна. – М.: Прогресс, 1985. – 328 с.

2.                Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс. В 2 т. Т. 1: учебник для бакалавриата и магистратуры. – 4-е изд., перераб. и доп. Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. М.: Изд-во Юрайт, 2016. 472 с.

3.                Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс. В 2 т. Т. 2: учебник для бакалавриата и магистратуры. – 4-е изд., перераб. и доп. Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. М.: Изд-во Юрайт, 2016.  341 с.

4.                Григорьев М.Н., Ткач В.В., Уваров С.А. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для бакалавров. – 2-е изд., перераб. и доп. учебник для студентов экономических направлений и специальностей М.: Изд-во Юрайт, 2016. 490 с.

5.                Григорьев М.Н., Уваров С.А Логистика: учебник для бакалавров. – 4-е изд., исп. и доп.  М.: Изд-во Юрайт, 2016. 836 с.

6.                Логистика. Методы анализа направлений развития комплексных аэрокосмических систем: учебное  пособие / под ред. М.Н. Григорьева и С.А. Уварова.// К.А. Афанасьев М.Н. Григорьев, Н.Н. Дигусов, М.Н.Охочинский, С.А Уваров, С.А. Чириков. -  СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 123 с.

7.                Логистика. Анализ перспективных задач развития вооружения и военной техники: учебное  пособие / под ред. М.Н. Григорьева и С.А. Уварова. // К.А. Афанасьев М.Н. Григорьев, Н.Н. Дигусов, С.А. Матвеев, М.Н.Охочинский, С.А.Уваров, С.А. Чириков. -  СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 128 с.

8.                Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2002. – 288 с.

9.                Grigoriev M.N., Uvarov S.A. Logistics: the fundamentals of science: textbook. Multipart edition in English. Volume II. Logistics firms SPb.: Publisher Saint-Petersburg State University of Economics, 2017.  123 p.


Количество просмотров: 1819
теги:
03.04.2018 15:17 | stacyблог автора

Еще публикации: