Уваров Сергей Алексеевич
д.э.н., профессор, зав. кафедрой торгового дела и товароведения
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: s_uvarov@mail.ru
Григорьев Михаил Николаевич
к.т.н., профессор кафедры экономики, организации и управления производством. Балтийский государственный технический университет «Военмех» имени Д. Ф. Устинова,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: grigorievmn@ya.ru
Управление цепями поставок (SCM) как концепция координации и интеграции деятельности участников цепей поставок осуществляет межорганизационную координацию всех участников цепей поставок. В интегральной логистике эта функция была прерогативой логистического менеджмента; межфункциональная же координация, оставаясь сферой ответственности логистического менеджмента корпорации, стала сферой интересов и управления цепями поставок вследствие вхождения логистики в SCM. Здесь следует отметить различие между логистическим подходом и SCM – подходом.
Как известно, логистический подход, будучи системным подходом к исследованию социально-экономических и человеко-машинных систем, рассматривает объекты исследования во взаимосвязи, преемственности и развитии, в переходе к качественно новому состоянию [5]. Реализация логистического подхода состоит в нахождении оптимального решения в пространстве целей, которое формируют так называемые «шесть правил логистики»: следует предоставить нужный товар, в необходимом количестве, заданного качества, в заранее обусловленное место, к установленному сроку, за согласованную цену [9].
Логистический подход ориентирует на отказ от изолированного рассмотрения издержек и использует критерий минимума суммы перечисленных затрат, базирующийся на оптимальном значении каждого из слагаемых. В классической логистике применяется критерий оптимальности В. Парето, согласно которому эффективным решением в совокупности подсистем считается такое допустимое экономическое поведение логистической системы (минимум суммарных затрат), при котором ни одна из подсистем (или система в целом) не может улучшить свое положение (минимизировать свои издержки), не ухудшая положения хотя бы одной из остальных подсистем. [2,3].
В отличие от вышеизложенного, SCM – подход охватывает значительно более широкую сферу. Исходя из определения Европейской логистической ассоциации, управление цепями поставок (SCM) – это интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, такие как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, реализация поддерживающих функций, систем и процедур. Сущность SCM – подхода ещё больше проясняет перечень ключевых функций управления цепями поставок: управление взаимоотношениями с потребителями; управление обслуживанием потребителей; управление спросом; управление выполнением заказов; управление производственным потоком; управление снабжением; управление разработкой продукции и доведением её до коммерческого использования; управление возвратными потоками [5].
Проанализировав ключевые функции SCM, мы установим и основные отличия SCM – подхода. Этот подход предусматривает целеполагание на более масштабном воспроизводственном интервале - управление разработкой продукции и доведением её до коммерческого использования, то есть охватывает все этапы жизненного цикла товара: разработки товара, выведения его на рынок, этапы роста, зрелости и спада.
Исходя из вышеизложенного, сфера компетенции SCM – подхода распространяется на все этапы комплекса «проектирование – снабжение – производство – хранение – распределение – транспортировка – спрос – потребление – сервис - утилизация». Такой подход позволяет нам квалифицировать цепи поставок как эколого – социально – экономические системы [4].
SCM – подход, в отличие от логистического подхода, при поиске оптимального решения предполагает расширение зоны поиска за счет отказа от Парето – оптимума. Цель SCM – добиться максимальной конкурентоспособности и рентабельности бизнеса фокусной компании, а также всей сетевой структуры цепи поставок, от поставщиков до конечных потребителей.
Различия логистического и SCM – подходов проявляются и в политэкономическом аспекте, в организации всей хозяйственной деятельности.
Востребованность, становление и распространение SCM – парадигмы в конце 1990-х годов во многом были вызваны с исчерпанием возможностей классических моделей построения конкурентных стратегий И. Ансоффа и М. Портера, основу которых составляла категория конкурентных преимуществ. Под конкурентным преимуществом понимался результат реализации совокупности отдельных бизнес – активностей на всех этапах воспроизводственного процесса: проектирования, производства, доставки продукта потребителю.
Цепи поставок организационно позволяли это сделать, но новые формы должны были быть наполнены и новым содержанием, то есть требовались новые теоретические основы. В середине 1990-х годов была сформирована ресурсная концепция стратегического управления Г. Хамела и К.К. Прахалада, которая основывается на понятии «ключевые компетенции». Согласно этой концепции, борьба за будущее состоит не столько в попытке расширения существующей доли определенного рынка, сколько в формировании новых рынков, которые непременно возникнут вследствие высоких темпов научно-технического прогресса и диверсификации экономики. По мнению Г. Хамела и К.К. Прахалада конкуренция – это конкуренция за будущее, конкуренция за интеллектуальное лидерство, за максимизацию доли будущих возможностей, к которым компания могла бы получить потенциальный доступ [8]. Исходя из этого, компания – сочетание ключевых базисных компетенций, представляющих совокупность навыков, умений и технологий, позволяющих предоставлять блага (продукты и услуги) потребителям (в SCM – парадигме – конечным для данной цепи поставок потребителям).
И всё же главным отличием логистического и SCM – подхода является временной аспект: логистический менеджмент реализуется в режиме реального времени, а SCM направлен в будущее. Далее для нас это будет очень важно.
В соответствии с этим предлагаем рассмотреть виды координирования соответственно типам стратегического планирования, исходя из типологии, предложенной Р. Акоффом [1].
Данный подход может предложить алгоритмы, дополняющие вышеуказанный характер осуществляемой логистической координации. Согласно предлагаемому подходу акцент делается не на характере предполагаемого результата, а на временно`м характере процесса координации. Тогда можно детерминировать следующие типы логистической координации:
- реактивная (reactive) - с преобладанием ориентации на прошлое;
- инактивная (inactive) – с ориентацией на существующее положение;
- преактивная (preactive) – упреждение с ориентацией на будущее;
-интерактивная (interactive) – ориентация на взаимодействие объектов координации; прошлое, настоящее и будущее учитываются в равной степени как различные, но неразделимые аспекты координации.
Интерактивный подход в корне отличается от предыдущих тем, что предполагает воздействие на окружающую социально-экономическую среду, ее преобразование в направлении, соответствующим решению стоящим перед корпорацией задач. Разумеется, в практическом плане речь может идти только об областях окружающей среды, имеющих непосредственное отношение лишь к данной проблеме (превалирование организационно-экономического, а не социально-политического аспекта) [3].
Р. Акофф формулирует три типа ориентиров, к которым стремится (или может стремиться) любая организация [1]: задачи, решение которых предполагается в рамках планируемого (нам кажется, точнее говорить о бюджетном) периода; цели, достижение которых предполагается за рамками данного планируемого (бюджетного) периода; в этом же планируемом периоде предполагается четко определенное приближение к этим целям; идеалы, достижение которых в принципе невозможно, но ориентация на них в значительной мере определяет как конкурентную стратегию, так и корпоративную миссию фирмы.
Исходя из этого можно сформулировать основные типы как планирования изменений, так и координационной деятельности фирмы (см. табл. 1).
Таблица 1 – Типы координационной деятельности корпорации и адекватные им типы планирования
Тип координационной деятельности |
Задачи |
Цели |
Идеалы |
Средства |
Тип планирования |
Инактивизм |
Заданы |
Заданы |
Заданы |
Выбираются |
Операциональное |
Реактивизм |
Выбираются |
Заданы |
Заданы |
Выбираются |
Тактическое |
Преактивизм |
Выбираются |
Выбираются |
Заданы |
Выбираются |
Стратегическое |
Интерактивизм |
Выбираются |
Выбираются |
Выбираются |
Выбираются |
Нормативное |
Думаем, именно интерактивный характер логистической координации необходим в управлении цепями поставок, который представляет собой интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц [2].
Для успешного управления цепями поставок необходимо выполнение таких требований, как наличие квалифицированного лидера (лица принимающего решение), готовность внедрять инновации и наделение функционеров необходимыми полномочиями. Управление цепями поставок представляет собой интерактивный, системный и комплексный подход, который требует одновременного рассмотрения и учета многих алгоритмов воспроизводственного процесса.
Библиографический список:
1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. д.э.н. В.И. Данилова – Данильяна. – М.: Прогресс, 1985. – 328 с.
2. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс. В 2 т. Т. 1: учебник для бакалавриата и магистратуры. – 4-е изд., перераб. и доп. Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. М.: Изд-во Юрайт, 2016. 472 с.
3. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс. В 2 т. Т. 2: учебник для бакалавриата и магистратуры. – 4-е изд., перераб. и доп. Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. М.: Изд-во Юрайт, 2016. 341 с.
4. Григорьев М.Н., Ткач В.В., Уваров С.А. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для бакалавров. – 2-е изд., перераб. и доп. учебник для студентов экономических направлений и специальностей М.: Изд-во Юрайт, 2016. 490 с.
5. Григорьев М.Н., Уваров С.А Логистика: учебник для бакалавров. – 4-е изд., исп. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2016. 836 с.
6. Логистика. Методы анализа направлений развития комплексных аэрокосмических систем: учебное пособие / под ред. М.Н. Григорьева и С.А. Уварова.// К.А. Афанасьев М.Н. Григорьев, Н.Н. Дигусов, М.Н.Охочинский, С.А Уваров, С.А. Чириков. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 123 с.
7. Логистика. Анализ перспективных задач развития вооружения и военной техники: учебное пособие / под ред. М.Н. Григорьева и С.А. Уварова. // К.А. Афанасьев М.Н. Григорьев, Н.Н. Дигусов, С.А. Матвеев, М.Н.Охочинский, С.А.Уваров, С.А. Чириков. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 128 с.
8. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2002. – 288 с.
9. Grigoriev M.N., Uvarov S.A. Logistics: the fundamentals of science: textbook. Multipart edition in English. Volume II. Logistics firms SPb.: Publisher Saint-Petersburg State University of Economics, 2017. 123 p.