Черников Константин Сергеевич
студент 4 курса
Омский государственный университет путей сообщения,
г. Омск, Россия
E-mail: kon.cher.96@gmail.com
Научный руководитель – Левкин Григорий Григорьевич
к. в. н., доцент
Омский государственный университет путей сообщения,
г. Омск, Россия
E-mail: lewkin_gr@rambler.ru
Логистический менеджмент – это процесс администрирования логистической системы, т.е. выполнение основных управленческих функций (планирование, мотивация, контроль, координация) для достижения целей логистической системы.
Целью данной статьи является изучение соответствия между системами управления затратами и основными целями и задачами логистического менеджмента.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать логистические операции в существующей системе учета затрат;
выявить существующие недостатки с точки зрения логистического менеджмента;
предложить механизм учета и контроля логистических затрат или рассмотреть более подходящие.
Объектом логистического менеджмента является все то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено специалистом по логистике, например, различного рода потоки, любые процессы, связанные с перемещением сырья, материалов, незавершенной продукции и товара т.е. на всех стадиях жизненного цикла продукции.
Назначение логистического менеджмента – поддержание корпоративной стратегии фирмы с оптимальными затратами ресурсов, а также обеспечение системной устойчивости фирмы на рынке за счет сглаживания внутренних противоречий между подразделениями организации: закупка, производство, маркетинг, финансы и продажи. Также это относится и ко внешним связям: межорганизационные взаимоотношения с поставщиками, потребителями и логистическими посредниками.
Логистическое управление обеспечивает точный учет временных и производственных факторов в целях координации, а соответственно, и совершенствование управления материальными и связанными с ними финансовыми, информационными, сервисными а также внутренними и внешними материальными потоками.
Традиционное организационно-функциональное разделение в компании неизбежно приводит к возникновению конфликтов между структурными подразделениями по параметрам, относящимся к логистическому менеджменту. Каждое подразделение или отдел, объединенное по предписанным функциям, может быть занято выполнением и совершенствованием своих локальных задач и не принимает во внимания потребности других подразделений. Основная задача логистического менеджмента на предприятии – создание эффекта синергии за счет слаженной работы логистической системы.
При работе логистической системы необходим учет затрат, позволяющий выявить лишние затраты, которых можно легко и без потерь избежать.
В современных условиях учет логистических затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость управления затратами растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Перед внедрением управленческого учета затрат необходимо определиться с терминологией: чем отличаются друг от друга затраты, издержки, расходы?
Расходы – это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. Понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать.
Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.
Издержки – это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей. Например, издержки производства — это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Понятие «издержки» шире понятия «затраты» [1].
В данной статье будут рассмотрены логистические издержки – это издержки, выделяемые в зависимости от вида логистической системы, задач управления и оптимизации в конкретных логистических цепях и каналах.
Логистические издержки могут исчисляться: в процентах от суммы или количества продаж; в денежном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции; в процентах от стоимости продукции.
Существуют основные группы логистических издержек.
1) По способу отнесения к логистическим процессам: прямые и косвенные.
Прямые издержки логистической деятельности могут быть непосредственно отнесены на продукт, услугу, заказ или другой конкретный носитель. Косвенные издержки могут быть непосредственно отнесены на носитель только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.
2) По признаку управляемости: управляемые и нерегулируемые.
Управляемые издержки логистической деятельности – издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности (подразделения). Нерегулируемые издержки – издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя, поскольку эти издержки регулируются на уровне компании в целом или во внешнем звене (на другом предприятии) логистической цепи.
Логистические издержки могут составлять около 20–30% стоимости продукции. Их сокращение значительно повышает конкурентоспособность компаний. По оценкам специалистов, использование прикладных логистических систем позволяет уменьшить материальные запасы почти на 80%, а затраты на оборудование (приспособления) – на 50 %. Из вышесказанного, можно сделать вывод об экономической значимости логистических издержек на предприятиях.
Существуют несколько видов учета затрат, которые активно применяются во многих компаниях по всему миру. Классическим примером является система Standart Cost. В зависимости от размеров предприятия координацию работ по организации системы Standart Cost, определению стандартов для использования, выявлению, отклонений от стандартов и методике их списания осуществляет контролер или комитет, куда входят представители всех подразделений, связанных с системой Standart Cost. В наиболее крупных компаниях создается подотдел стандартов, где сконцентрирована вся работа по стандартам, их составлению, внесению в них изменений, учету и т. п. Однако применение данной системы не позволяет выявить месторасположение основных издержек в логистической цепи, которые возникают вследствие сбоя в работе одного или нескольких звеньев. Данный метод позволяет только определить что сбой произошел и посчитать потери.
Наиболее применимым в экономической сфере является учет затрат по системе Direct Costing – это система управленческого учета, основанная на делении расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно-постоянных, накладных расходов. Еще одно важное достоинство системы – это то, что ограничение лишь переменными расходами позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат: себестоимость становится более «обозримой», а отдельные затраты - лучше контролируемы. Так как чем больше контролируемых объектов, тем сильнее рассеивается внимание между ними, тем слабее становится контроль. Однако применение системы Direct Costing обозревает только систему переменных затрат в целом, не рассматривая стадию жизненного цикла по отдельности и тем более взаимодействие этих стадий, где возможно возникновение нерегулируемых издержек [2].
Чтобы оптимизировать логистические издержки согласно целям и задачам логистического менеджмента, нужно определить источники возникновения логистических издержек на предприятии. Как правило основную долю логистических издержек можно просчитать, так как они заранее известны и включают в себя затраты на производство, хранение и сбыт продукции. Но иногда вследствие неправильной координации действий каждого звена логистической цепи возникают различного рода простои.
Соответственно обязательным условием является оптимизация всех процессов и отслеживание на каждом этапе. В данном случае одной из подходящих систем учета затрат является система, которая не была воспринята на российском рынке – система учета затрат Life Cycle Costing (LCC). Хотя анализ затрат LCC впервые был предложен уже более двадцати лет назад, до недавнего времени он оставался только теоретической концепцией, упоминаемой только в докладах по экономике и обсуждаемой на академическом уровне, но редко применяемой на практике.
Преимущества реализации LCC анализа можно классифицировать следующим образом:
предоставляет аргументированные доказательства при принятии решения «в пользу экономии расходов» или «затратной концепции»;
имеется возможность сравнения конкурентных систем;
допускается параллельный анализ альтернативных систем;
большая информированность при принятии решений;
лучший мониторинг программы или процесса.
Для облегчения выбора оптимальных решений при ориентации на другие задачи допускается анализ выполнения различных уровней надёжности и ремонтопригодности (восстанавливаемости).
Одним из основных мотивов отказа внедрения LCC анализа - это восприятие его как «сложной процедуры, требующей чрезвычайно много времени». LCC анализ можно реализовать легко или трудно, в зависимости от того, как вы хотите его выполнить. Время, затрачиваемое на сбор и анализ необходимых данных для сравнения следует сопоставить с уровнем капиталовложений и уровнем проекта [3].
Таким образом, внедрение системы Life Cycle Costing позволяет разделить процесс учета логистических затрат по стадиям жизненного цикла продукции, выявить слабые места на каждом из этапов, где возможны непланируемые логистические издержки. Также этот метод позволяет наладить работу между каждым этапом жизненного цикла, что является принципом синергии, а это в свою очередь и соответствует целям и задачам логистического менеджмента.
Библиографический список:
1. Мищерский И. А. Анализ общих логистических затрат // Молодой ученый. 2011. №6. Т.1. С. 160-163.
2. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 528 с.
3. Pumps Life Cycle Cost: A Guide to LCC Analysis for Pumping Systems. Copyright 2001, by Hydraulic Institute and Europump. Printed in USA.