Чеботарева Дина Валерьевна
магистрант 1 курса
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: d.ach@bk.ru
Научный руководитель – Пантелеев Владимир Иванович
к.и.н., доцент кафедры Логистики,
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: vpanteleev@yandex.ru
В условиях усиливающейся конкуренции в торговле активно развиваются розничные торговые сети, представляющие собой совокупность торговых предприятий, находящихся под общим управлением.
Сети магазинов — один из наиболее важных и значительных феноменов розничной торговли в XX в. Сеть магазинов — это два или более торговых заведения, находящихся под общим владением и контролем, продающих товары аналогичного ассортимента, имеющих общую службу закупок и сбыта, а возможно аналогичное архитектурное оформление.
Как мировой, так и российский опыт подтверждают, что объединение магазинов в единую сеть — самый эффективный путь развития розничной торговли.
В торговых сетях, доверив специалистам управление торговым ассортиментом и товарными потоками, руководство определяет необходимые полномочия и зоны их ответственности, что должно быть зафиксировано в должностных инструкциях и в системе мотивации закупщиков.
Работа отдела закупок оказывает влияние на всю деятельность компании: на продажи, эффективное использование оборотных средств, удовлетворенность потребителей ценами и ассортиментом, наполненность складов и эффективность внутренней цепи поставок. Она связана с работой сотрудников практически всех отделов — от бухгалтерии до транспортной службы. В связи с этим необходимо тщательно продумать организационные аспекты закупочной логистики.
К основным стратегиям закупок относятся:
1. Стратегия поиска материальных ресурсов в зависимости от количества поставщиков – один, два или множество.
2. Стратегия, учитывающая объект закупки – закупка отдельных элементов или комплектов материальных ресурсов.
3. Стратегии в зависимости от географической зоны охвата – локальные или глобальные закупки.
4. Стратегии, учитывающие время поставки:
а) «своевременная» стратегия – закупка материальных ресурсов к моменту их непосредственного использования, требующая надёжных поставщиков, которые обеспечивают компанию материальными ресурсами высокого качества в указанный срок. При реализации данной стратегии поставки с избытком или недостатком практически исключаются, поскольку рассчитывается оптимальный объём заказа. Поставщики должны использовать стандартную тару и упаковку, обеспечивающие сохранность материальных ресурсов;
б) стратегия форвардной сделки – приобретение материальных ресурсов вперёд с отсрочкой поставки, в результате чего компания страхует себя от возможного повышения цен на материальные ресурсы в будущем;
в) стратегия осреднения цены – закупки осуществляются с фиксированными в году интервалами (например, раз в квартал) по цене, средней за интервал (это наиболее распространённая стратегия закупок в России).
В соответствии с избранной стратегией определяют метод закупок. Сравнительный анализ методов закупок представлен в табл. 1
Таблица 1 - Сравнительный анализ методов закупок материальных ресурсов
Название |
Сущность |
Преимущества |
Недостатки |
Закупка по долгосрочному контракту |
Частные поставки материальных ресурсов по мере необходимости в производстве |
Ускорение оборота капитала; снижение уровня запасов до нулевого |
Жёсткие требования к качеству материальных ресурсов, срокам и объёмам поставки |
Оптовые закупки |
Поставка материальных ресурсов большой партией за один раз |
Торговые скидки, гарантия поставки всей партии, упрощение документооборота |
Большая потребность в складских помещениях, рост запасов и затрат, замедление оборота капитала |
Регулярные закупки |
Поставка материальных ресурсов мелкими партиями в течение заданного периода |
Ускорение оборота капитала, экономия площади склада |
Рост затрат и вероятность заказа избыточного количества материальных ресурсов |
Оперативные закупки по котировочным ведомостям |
Поставка дешёвых, часто используемых материальных ресурсов заданного объёма |
Ускорение оборота капитала, своевременность доставки, снижение затрат на хранение материальных ресурсов |
Постоянный контроль уровня запасов материальных ресурсов |
Закупка с немедленной сдачей |
Поставка редко используемых материальных ресурсов различными поставщиками |
Своевременность и точность поставки, снижение затрат на хранение |
Рост затрат, связанных с детальным оформлением документов при заказе |
Наиболее сложные модели организации закупочной деятельности характерны для крупных сетей магазинов. Анализ отечественного и зарубежного опыта дает возможность выделить следующие модели закупочной логистики торговых сетей.
Модель 1. Напрямую от поставщика
Поставщики напрямую снабжают все магазины сети товарами. Очевидно, что это самая неэффективная схема с точки зрения транспортной логистики, которая к тому же характеризуется высоким уровнем затрат.
Модель 2. Через распределительный центр
Розничная торговая сеть создает собственный распределительный (дистрибуторский) центр. Отметим положительные стороны данного варианта: уменьшение товарных запасов на складах магазинов, повышение оборачиваемости и управляемости товарных запасов, обеспечение наличия товара в пики продаж, обеспечение качества товаров за счет организации централизованной службы качества, упрощение взаимодействия с поставщиками.
Несмотря на явные преимущества второй модели, специалисты рекомендуют в первую очередь небольшим торговым сетям проводить тщательный анализ рентабельности создания распределительного центра.
При использовании распределительного центра в небольшой розничной сети могут возникнуть следующие сложности:
Компания должна вкладывать крупные средства в строительство распределительного центра (при этом с учетом развития сети), что далеко не всегда выгодно.
Большой срок окупаемости распределительного центра.
Распределительный центр может быть не полностью загружен, а издержки на его содержание требуется нести в полном объеме.
Содержание и модификация современной и достаточно сложной складской информационной системы.
При аренде распределительного склада он может оказаться не приспособлен к профилю деятельности торговой сети (например, не отвечать требованиям температурного режима, влажности, пожарной безопасности).
Необходимость покупки и использования собственного транспорта, что не всегда экономически оправданно.
Если торговая сеть небольшая и не предусмотрено увеличение количества магазинов, то можно рассматривать вопрос о работе с хорошим оптовым торговым предприятием (дистрибутором). Опираясь на эффективную логистику дистрибуторов, сеть может значительно снизить расходы на приобретение и содержание собственных логистических ресурсов.
Отдел закупок является подразделением, где принимаются решения о приобретении товаров, заключаются контракты на поставку продукции, решаются вопросы выбора поставщиков, устанавливаются требования к качеству продукции и т. д. Внутренними потребителями результатов деятельности службы закупок являются другие функциональные подразделения предприятия, которым требуется закупаемая продукция.
Важность этого подразделения в структуре торговой компании трудно переоценить, как трудно переоценить и важность правильно организованной закупочной логистики для работы всего предприятия.
Для управления закупочной логистикой предприятие должно иметь информационные системы управления показателями ее функционирования. Они должны обеспечивать возможность тщательного анализа и контроля выполнения бизнес-процесса «Закупка».
Существенную помощь в проведении анализа процесса снабжения компании ресурсами, формировании заказов поставщикам можно получить, используя правильно выбранное программное обеспечение. При этом необходимо обратить внимание на возможности программы формировать аналитические отчеты. Каждое предприятие с помощью компьютерной информационной системы формирует свой комплекс отчетности по закупкам исходя из целей и задач, сформулированных высшим менеджментом.
В принципе закупка ресурсов в компании может быть построена централизованно или децентрализованно. Если компания подходит к процессу с позиции децентрализации, служащие разных структурных подразделений будут самостоятельно осуществлять закупки, каждый для своего отдела. Преимуществом такого подхода является тот факт, что пользователь лучше знает свои потребности, чем кто-либо другой. Процесс закупки при этом подходе может осуществляться быстрее.
Тем не менее у централизованных закупок гораздо больше преимуществ, поэтому почти все компании, за исключением самых мелких, используют этот подход к совершению закупок. При осуществлении закупок централизованным путем назначается конкретное лицо или создается отдел закупок с полномочиями приобретения ресурсов в интересах всех подразделений торгового предприятия.
Специалисты отдела закупок предприятия отвечают за закупку продукции в соответствии с заявками, полученными от внутренних потребителей, или же самостоятельно отслеживают возникновение потребности в ресурсах. Внутри самого отдела закупок операции, составляющие бизнес-процесс «Закупка», часто подвергаются дальнейшей специализации с целью развития профессионализма менеджеров по закупкам.
Закупочные центры крупных розничных торговых сетей обычно состоят из подразделений, ответственных за закупки какой-либо части товарного ассортимента. Распределение ассортимента между подразделениями часто происходит по принципу сходства характеристик товаров. Такое распределение труда позволяет закупщикам накопить максимум знаний о своем товаре. Чем крупнее компания-ритейлер, тем уже специализация работников в ее закупочном центре.
В небольшой компании, где отдел закупок представлен одним человеком, естественно, никакого разделения функций не будет.
Таким образом, решение о том, какую модель организации закупочной логистики выбрать, принимается торговой компанией в первую очередь исходя из стратегии собственного развития и экономической целесообразности.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изменениями от 8 ноября 2007г.).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 14 июля 2008 г.)/ СПС «Гарант».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 14 июля 2008 г.) / СПС «Гарант».
4. Государственный и муниципальный заказ. Режим доступа: http://www.dmpmos.ru - Загл. с экрана.
5. Основные принципы размещения государственного заказа - Режим доступа: http://urp.volcity.ru/business_foundation/state_order/ - Загл. с экрана.
6. Особенности рынка государственных закупок. Режим доступа: http://www.konkir.ru/ - Загл. с экрана.
7. Способы размещения заказов для государственных нужд- Режим доступа: http://www.vkursedela.ru - Загл. с экрана.