Тринос Алина Витальевна
магистрант 1 курса
Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения
Императора Александра I,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: trinos.alina@mail.ru
Научный руководитель – Юдникова Елена Сергеевна
д.э.н., профессор кафедры «Логистика и коммерческая работа»
Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения
Императора Александра I,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: elena.judnikova@yandex.ru
В рамках глобализации мировой экономики важную роль играет развитие международных транспортных коридоров (МТК), через которые осуществляются основные транзитные грузопотоки.
Интеграция российского рынка в мировой предполагает использование перемещения грузов в контейнерах. Контейнерные перевозки являются выгодным способом транспортировки грузов из-за совершенствования, автоматизации и механизации перевозочного процесса, снижения транспортных расходов, устранения тяжелого физического труда в пунктах перевалки грузов и повышения сохранности перевозимых грузов от отправителя до грузополучателя.
В целях развития МТК Правительство Российской Федерации уделяет особое внимание развитию инфраструктуры морских портов, припортовых логистических центров и созданию на их территории современных контейнерных терминалов.
Система МТК на территории России включает в себя евроазиатские коридоры «Север-Юг» и «Транссиб», Северный морской путь, панъевропейские коридоры №1 и №9, а также коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами Азиатско-Тихоокеанского региона (Приморье - 1, 2).
Ключевыми звеньями в рамках коридора «Север-Юг» являются следующие российские морские порты на Балтике: Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк и развивающийся морской порт Усть-Луга. В рамках транспортного коридора «Запад-Восток» на западе задействованы морские порты Санкт-Петербургского транспортного узла, Мурманск, Калининград [2].
Водный транспорт позволяет осуществлять доставку грузов между далеко расположенными странами, минуя промежуточные государства, на границах с которыми часто возникают дополнительные потери финансов и времени, связанные с прохождением пограничных и таможенных процедур.
Расширение и специализация портовых терминалов на Северо-Западе России определяется существующими и перспективными тенденциями экономического развития этого региона, всего государства и мирового сообщества в целом. Географическое положение характеризуется наличием неземной границы с государствами – членами Европейского Союза и прямым выходом в Балтийское море. Санкт-Петербург и Ленинградская область отличаются высоким уровнем экономического развития, являются потребителями и производителями большого количества различной продукции. В зоне транспортной доступности, по отношению к расположенным здесь терминалам, находятся экономически развитые территории, включая Московский регион, в котором сосредоточены почти все федеральные органы государственной власти, центральные офисы крупнейших компаний, а также многочисленные предприятия, компании и торговые организации.
Мировой рост контейнерных перевозок обуславливает необходимость создания современных контейнерных терминалов, о чем свидетельствует ежегодный рост перевозок грузов в контейнерах, который составляет 10-15%.
Северо-Западный регион - ключевой узел экспортно-импортных перевозок. Крупнейшие контейнерные терминалы региона: Первый Контейнерный Терминал (ПТК), Усть-Лужский Контейнерный Терминал (УЛКТ), КТ «Бронка», Петролеспорт, Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП), Моби-Дик [1].
В Таблице 1 представлены основные характеристики контейнерных терминалов Санкт-Петербурга и Лен. области.
Таблица 1. Характеристика портовых контейнерных терминалов Санкт-Петербурга и Лен. области.
Контейнерный Терминал (владелец) |
Пропускная способность, TEU в год |
Общая площадь, Га |
Ёмкость склада, Тыс. TEU |
Глубина у причала, м |
Длина причалов, м |
Ёмкость рефзоны, розеток |
Первый контейнерный терминал |
1350 |
89 |
31,8 |
11 |
780 |
2905 |
Контейнерный терминал Санкт-Петербург |
750 |
76,8 |
18,4 |
11,4 |
787,2 |
1148 |
Усть-Лужский Контейнерный Терминал |
440 |
50,4 |
16,8 |
13,5 |
440 |
420 |
Бронка |
500 |
75 |
14,3 |
14,4 |
1220 |
4000 |
Моби Дик |
400 |
59,4 |
7,5 |
8,9 |
613 |
504 |
Петролеспорт |
1000 |
34,5 |
10,5 |
11 |
2365,68 |
3630 |
Как видно из таблицы 1, Первый Контейнерный Терминал (ПКТ) и «Петролеспорт» – сопоставимы по мощностям, но обладают разными возможностями для дальнейшего развития.
Первый контейнерный терминал расположен в Большом Порту Санкт-Петербург, является крупнейшим по общей площади и имеет наибольшую ёмкость склада. Пропускная способность ПТК составляет 1,35 млн TEU. Терминал площадью 89 га с причалами длиной 780 метров способен перегружать различные типы контейнеров. Рефрижераторная площадка ПКТ по своим возможностям является одной из крупнейших в Европе [6].
К настоящему моменту ПКТ практически выработал свой ресурс по мощностям и не имеет резервов для значительного роста, достичь небольшого прироста можно лишь за счет оптимизации работы уже построенных мощностей.
Мощность «Петролеспорта» составляет 1 млн TEU. Терминал также обрабатывает контейнеры всех типов, включая рефрижераторные, контейнеры с опасными и негабаритными грузами. В настоящее время к причалам «Петролеспорта» швартуются суда около 20-ти контейнерных линий. Резервы терминала позволяют удвоить его мощности [7].
Усть-Лужский контейнерный терминал (УЛКТ) – первый глубоководный контейнерный терминал на северо-западе России, расположен в порту Усть-Луга, в южной части Финского залива (Ленинградская область, Кингисеппский район) в 120 км от Санкт-Петербурга и в 57 км от границы с Эстонией. УЛКТ имеет выгодное географическое положение, располагает условиями для создания успешного портово-промышленного кластера и сочетает в себе развитую транспортно-логистическую и портовую инфраструктуру [8].
ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) расположен на территории четвертого грузового района Большого порта Санкт-Петербург, в обновленном виде введен в эксплуатацию в 2011 году. Новый комплекс построен на месте устаревших производственных мощностей. Мощность терминала составляет 430 тыс. TEU в год. В настоящее время терминал включает в себя два причала длиной 479 метров и глубиной до 11,5 метра, он перегружает все виды контейнеров, включая рефрижераторные (количество подключаемых рефрижераторных контейнеров – 1120) [4].
ПКТ, УЛКТ, Моби Дик и Петролеспорт входят в группу Global Ports, одним из крупных конкурентов которой в перспективе должен стать контейнерный терминал «Бронка»
ММПК Бронка начал операционную деятельность в декабре 2015 года. ММПК "Бронка" находится в границах Большого порта Санкт-Петербург и осуществляет перевалку контейнерных, негабаритных и тяжеловесных грузов, а также накатной техники и грузов на паромах. Площадь контейнерного терминала Бронка составляет 75 га, в его состав входит 5 причалов протяженностью причальной линии 1220 метров [3].
Удачное географическое положение, близость кольцевой автодороги, современные технологии и разворотный подходной канал, который сэкономит судовладельцу время – главные преимущества данного порта. Бронка не так удалена от рынков сбыта, как Усть-Луга, и, в отличие от терминалов, расположенных в историческом центре, имеет возможности для развития припортовой территории.
Порт Моби Дик − это относительно молодой терминал. пропускная способность терминала оценивается в 400 тысяч TEU в год. Терминал Моби Дик специализируется на обработке контейнерных грузов, хотя причалы оборудованы для проведения погрузочно-разгрузочных работ и других типов судов, отличных от контейнеровозов, в том числе судов типа ро-ро. На территории порта оборудована площадка для хранения контейнеров-рефрижераторов, имеется склад временного хранения. Основными преимуществами терминала «Моби Дик» являются: приспособленность к обработке различных типов грузов, удобное географическое положение, работа с основными морскими линиями Северо-Атлантической морской секции. [5]
На сегодняшний день лидерами контейнерной перевалки в российской части Балтики выступают ПКТ и «Петролеспорт». Также, обостряется конкуренция контейнерных терминалов Санкт-Петербурга и Усть-Луги. Можно предположить, что со временем будет происходить дифференциация потоков контейнерных грузов, и Усть-Луга, используя свои преимущества, постепенно сформирует свою нишу в сфере контейнерной перевалки региона.
Больше половины контейнеров, переваливаемых в российских портах, приходится на Северо-Западный регион, который в настоящее время обладает избыточными мощностями, что дает возможность для дальнейшего развития контейнерных перевозок в данном регионе. Межпортовая конкуренция за контейнерные перевозки на Балтике активно проявляется между «Большим портом Санкт-Петербург», Бронкой и развивающейся Усть-Лугой.
Слияние Global Ports и «Национальной контейнерной компании» НКК создает значительные преимущества при реализации программы расширения пропускной способности отдельных терминалов.
В результате консолидации активов в руках Global Ports, обостряется конкуренция между терминалами ПКТ и «Петролеспорт», которые традиционно конкурировали за контейнерные потоки, а теперь развиваются в рамках одной стратегии. Появление УЛКТ и Бронки усилило конкуренцию на рынке контейнерных терминалов.
В последние годы контейнерооборот на Балтике уменьшился за счет санкций и падения потребительского спроса, но текущий курс рубля повышает конкурентоспособность российских товаров на зарубежных рынках, за счет чего доля груженых контейнеров в структуре российского экспорта увеличивается.
В сегменте накатных грузы (ро-ро), относящиеся к категории высокодоходных, властвуют прибалты (Клайпеда, Таллин, Вентспилс), через территорию которых проходят основные паромные маршруты региона. Конкуренцию здесь может составить портовый комплекс «Бронка», избравший ро-ро одной из основных специализаций которого наряду с контейнерами.
Расширение российских контейнерных мощностей на Балтике ведет к росту конкуренции с соседними терминалами стран Прибалтики, которые долгое время были ориентированы на поток контейнерных грузов, следующих в Россию. Высокое качество обслуживания, развитая инфраструктура и более низкие цены в портах Финляндии, Германии и стран Балтии затрудняют перенаправление грузов в российские порты.
В настоящее время важную роль играет создание конкурентоспособных портово-промышленных кластеров (ППК), формируемых в районе крупного морского порта. В результате, морской порт превращается из простого портового узла в трансграничный портово-промышленный кластер, объединяющий промышленные предприятия и транспортно-логистические комплексы.
Центром транспортно-логистического кластера Северо-Западного региона должен стать морской порт Усть-Луга, который обладает конкурентными преимуществами и позволяет создать крупнейший на Северо-Западе портово-промышленный кластер. Порт Усть-Луга способен объединять в себе сухой порт, транспортно-логистический комплекс, складские площадки открытого и закрытого типа, контейнерные, металлургические, угольные и другие терминалы, международный пассажирский терминал, таможенный терминал, производственные предприятия, комплексы по переработке нефти и хранению нефтепродуктов, офисные помещения и т.д.
Создание транспортно-логистического кластера обеспечит экономический рост и повышение конкурентоспособности региона за счет развития единой транспортно-логистической инфраструктуры.
Библиографический список:
1. Global Ports [Электронный ресурс] URL: http://www.globalports.com/globalports/about-us/operating-segments/russian-ports (дата обращения: 30.03.2017)
2. Ассоциация морских торговых портов [Электронный ресурс] URL: http://www.morport.com/rus/ (дата обращения: 02.04.2017)
3. Порт Бронка [Электронный ресурс] URL: http://port-bronka.ru/descr/kontejnernyj-cin-81/ (дата обращения: 02.04.2017)
4. Контейнерный терминал Санкт-Петербург [Электронный ресурс] URL: http://www.terminalspb.ru/o_kompanii/obwie_svedeniya/ (дата обращения: 02.04.2017)
5. Моби Дик – паромно-перегрузочный комплекс [Электронный ресурс] URL: http://www.moby-dik.ru/Power/ (дата обращения: 02.04.2017)
6. Первый контейнерный терминал [Электронный ресурс] URL: http://www.fct.ru/about/ (дата обращения: 02.04.2017)
7. Петролеспорт [Электронный ресурс] URL: http://www.petrolesport.ru/ (дата обращения: 02.04.2017)
8. Порт Усть-Луга [Электронный ресурс] URL http://www.port-ustluga.ru/ (дата обращения: 02.04.2017)