Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 9:33:27
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Титова Елена Юрьевна

Магистрант 2 курса

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева,

г. Красноярск, Россия

E-mail: elenatitova2@yandex.ru

Кровец Ольга Александровна

Магистрант 2 курса

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева,

г. Красноярск, Россия

E-mail: Olgakrovets@gmail.com

Научный руководитель – Селиванов Анатолий Васильевич

К.т.н., доцент кафедры Логистики

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева,

г. Красноярск, Россия

E-mail: imanselivan@mail.ru

Непрерывное ужесточение конкуренции на рынке, использование новейших приемов и методик конкурентной борьбы вынуждает предприятия разрабатывать подходы в области обеспечения конкурентоспособности его коммерческих возможностей.

Применение логистического подхода позволит значительно сократить время между закупками материалов и реализации готовой продукции, обеспечит значительное сокращение запасов, повысит качество потока информации, повысит уровень сервисного обслуживания на предприятии. Помогает всего этого достичь оптимизация и рационализация логистических потоков на базе сквозного регулирования потоками, а также создания интегрированной функции  регулирования  ранее разделенными потоками.

Использование логистического подхода при обеспечении конкурентоспособности предприятия (в частности и для химической отрасли) востребовано в нынешней российской практике, но также считается менее изученной сферой в теории конкурентоспособности [1, с. 134].

Представим обеспечение конкурентоспособности предприятия как определенную систему. Такой подход обеспечения конкурентоспособности предприятия изложен в работах Ю.Я. Еленовой, Р.А. Фатхутдинова, в которых ключевое внимание уделяется обозначению целей, функций и задач систематизации обеспечения конкурентоспособности предприятия.  В этих работах мало изучен вопрос детализация систематизации. Поэтому, за основу было взято структуризация предлагаемая Р.А. Фатхутдиновым. На рисунке 1 приведена детализированная структуризация обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Конкурентные преимущества предприятия определяются, конечно же, конкурентными преимуществами его товаров, следовательно, создание регулируемой подсистемы основывается на базе жизненного цикла товара и состоит из 4-х подсистем (см. рис.1). Так, например, регулирующая подсистема систематизации обеспечения конкурентоспособности предприятия содержит в себе высший менеджмент, руководителей функциональных подразделений, участков, секторов и т. д. Что касается подсистемы маркетинга, то она признана создать единообразную целевую направленность организации других подсистем, ориентированных на потребителя. Подсистема маркетинга выделяется не только как важная функция регулирования предприятием, но и как основополагающая философия бизнеса.

 

 3132f933acbe818269e7fdfa3bbdadda.jpg

Рис.1. Структуризация обеспечения конкурентоспособности предприятия

 

Подсистема маркетинга (если рассматривать функционально) содержит в себе: маркетинговые исследования, менеджмент-маркетинг, комплекс маркетинга. Эта подсистема представлена на предприятии как отдельная служба (маркетинговая служба) [2, с. 296].

И наконец, логистическая подсистема. Обособление данной подсистемы отдельно определено необходимостью обеспечения конкурентоспособности предприятия с применением логистических подходов и принципов. Её ключевая задача состоит в интеграции взаимодействующих подразделений предприятия, которые обеспечивают продвижение потоков (материальных, финансовых и информационных) в соответствии с логистическими целями предприятия.

Известно, что концепция логистики базируется на регулировании потоковыми процессами и включает в себя оптимизацию и рационализацию потоков предприятия. Управление предприятием на основе логистического подхода предусматривает участие всех подразделений предприятия при формировании управленческих решений. Подсистема логистики включает в себя следующие функции: производственную, закупочную и распределительную (рисунок 2).

c8d09cfca21d5a10fd3be73ffd32916f.jpg
Рис.2. Функциональные области логистической подсистемы обеспечения конкурентоспособности предприятия

 

Производственная подсистема реализует функционирование движения материалов в процессе производства. Закупочная подсистема реализует материально-техническое обеспечение производства. Распределительная подсистема реализует функционирование сбыта продукции предприятия. С внешней средой в рамках структуризации обеспечения конкурентоспособности предприятия непосредственно связаны закупочная и распределительная системы. Производственная подсистема содержит направленность во внутреннюю среду предприятия и косвенно связана с внешней средой. 

Следовательно, здесь можно выделить следующие функции: служба материально-технического обеспечения, НИОКР, производственная служба, сбытовая служба, служба сервиса, транспортная и складская служба. Выделение логистики в структуризации обеспечения конкурентоспособности предприятия как самостоятельного элемента обуславливается высокой значимостью самой логистической деятельности  в процессе обеспечения конкурентоспособности предприятия. Потенциал логистической деятельности в обеспечении конкурентных преимуществ предприятия очень высок и в большинстве своем в настоящее время не всегда используется российскими предприятиями [3, с. 312] .

На основе логистического подхода к регулированию конкурентоспособностью создаются новые источники конкурентного обеспечения предприятия, основывающейся, во-первых, на низких издержках; во-вторых, на уникальности, высоком качестве продукции и системы менеджмента предприятия. Создание конкурентного обеспечения посредством обеспечения издержек производства и реализации продукции ниже среднеотраслевых возможно на базе снижения логистических издержек, материальных и информационных затрат посредством улучшения нормирования материальных ресурсов, отыскивания более дешевых взаимозаменяемых материалов и т.п. Во второй группе источников конкурентных преимуществ необходимо выделить организацию уникальных логистических каналов и цепей, высокое качество потребляемых ресурсов, организацию ресурса взаимоотношений с потребителями, посредниками и поставщиками  на базе предоставления друг другу различных льгот и т.п.

Практика работы многих фирм показывает, что компании, использующие логистику добились преимущества перед конкурентами и значительно увеличили прибыль за счет снижения затрат связанные с сокращением производственных издержек в области ресурсного потенциала. Прохождение товара по различным техническим операциям производственного процесса занимает около 90% всех временных затрат. Применение логистики позволяет существенно сократить временной интервал на всех стадиях производственного цикла. Сокращение времени происходит в первую очередь в производственном процессе между приобретением сырья, материалов и доставкой готового продукта потребителю.

 

Библиографический список:

1.                Кизим А.А. Основы предпринимательской логистики: учеб. пособие/ Краснодар: КубГУ; 2014. – 134 с.

2.                Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. – М. : «Янус-К», 2001. – 296 с.

3.                Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 312 с.


Количество просмотров: 1128
теги:
03.04.2018 13:35 | stacyблог автора

Еще публикации: