Селютин Артур Юрьевич
магистрант 2 курса
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева,
г. Красноярск, Россия
E-mail: artur.selyutin@mail.ru
Научный руководитель – Широченко Наталья Васильевна
К.э.н., доцент кафедры логистики
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева,
г. Красноярск, Россия
E-mail: nvshir@mail.ru
Фармацевтический рынок России в настоящее время можно охарактеризовать как растущий и перспективный. В современной экономике в качестве тенденций развития российского фармацевтического рынка можно отметить следующее: рост объема фармацевтического рынка; усиление взаимодействия по схемам производитель-дистрибьютор-аптека и дистрибьютор-аптека; концентрация компаний в дистрибьюторском и розничном секторе; внедрение маркетинговых подходов в организацию работы субъектов фармацевтического рынка; внедрение новых технологий (в том числе Интернет и электронная торговля товарами аптечного ассортимента), автоматизация работы аптек[1,2,3].
Основными субъектами фармацевтического рынка являются производители, дистрибьюторы и аптечные организации.
В настоящее время на фармацевтическом рынке действуют более 600 отечественных компаний, в том числе Фармстандарт, Валента (отечественные лекарства), Акрихин, Штада, Верофарм, Сотекс и др[3,5,6].
Кроме того, на рынке РФ присутствуют более 400 зарубежных производителей, такие как САНОФИ-АВЕНТИС (Франция), БЕРЛИН-ХЕМИ (Германия), ПФАЙЗЕР (США). СЕРВЬЕ (Франция), НОВАРТИС (Швейцария), ГЕДЕОН РИХТЕР (Венгрия), НИКОМЕД (Норвегия), и пр.
Всех производителей фармацевтической продукции по степени инновации можно разделить на компании, производящие новые, не имеющие аналогов лекарственные средства (ЛС) и компании, ориентирующиеся на производство дженериков (таких производителей в мире и в нашей стране большинство). На фармацевтическом рынке РФ обращается только 12% оригинальных ЛС лекарственных средств, а остальные 88% являются дженериками[8,9].
На региональном оптовом фармацевтическом рынке выделяют национальных дистрибьюторов, межрегиональных и региональных. Иногда дополнительно выделяют специализированных и нишевых дистрибьюторов.
Таблица 1. TOП-10 корпораций-производителей лекарственных препаратов по доле в аптечных продажах в России (в стоимостном выражении) 2016/2017[8,9]
Рейтинг |
Корпорация-производитель |
Доля от стоимостного объёма продаж, руб., % |
Доля от натурального объёма продаж, уп., % |
|||
2017 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2016 г. |
|
1 |
1 |
BAYER |
5,1 |
4,5 |
1,5 |
1,3 |
2 |
3 |
SANOFI-AVENTIS |
4,1 |
4,0 |
1,8 |
1,7 |
3 |
2 |
NOVARTIS |
4,0 |
4,3 |
2,2 |
2,4 |
4 |
5 |
ОТИСИФАРМ |
3,7 |
3,2 |
3,5 |
3,1 |
5 |
8 |
SERVIER |
3,1 |
2,9 |
1,5 |
1,4 |
6 |
7 |
TAKEDA |
3,0 |
2,9 |
2,1 |
2,0 |
7 |
4 |
GLAXOSMITHKLINE |
2,9 |
3,4 |
1,8 |
2,1 |
8 |
9 |
BERLIN-CHEMIE |
2,8 |
2,8 |
1,8 |
1,9 |
9 |
10 |
STADA |
2,8 |
2,7 |
3,6 |
3,5 |
10 |
6 |
TEVA |
2,6 |
3,1 |
2,1 |
2,6 |
Общая доля ТОП-10 |
34,1 |
33,7 |
21,8 |
22,0 |
Национальные, межрегиональные и региональные дистрибьюторы имеют в целом схожую структуру товарооборота. Обращает на себя внимание то, что у региональных дистрибьюторов доля рецептурных препаратов ниже, чем безрецептурных[9].
Согласно данным центра молодежных исследований «Фармэксперт», в России зарегистрировано более 2500 оптовых компаний, среди которых около 1000 активно присутствуют на фармацевтическом рынке, 95% среди них - компании с негосударственной формой собственности. Например, СИА Интернейшнл, Протек, Роста, Биотек, Катрен. Морон и др. Основными тенденциями развития этого субъекта рынка является: укрепление на рынке национальных дистрибьюторов и увеличение конкуренции между ними; концентрация рынка; рост и расширение ассортимента; развитие собственных розничных сетей; поиск новых форм работы с аптечными организациями, например, предложение некоммерческого партнерства (создание ассоциаций - "Союз-фарма", АФП, Alphega); включение аптек в закупочный союз (специальные скидки и условия поставки, приобретение и модернизация оборудования, компьютеризация, оптимизация управления товарными запасами и персоналом); доступ к современным технологиям; обучение сотрудников аптеки[7,11].
Таблица 2. ТОР-10 дистрибьюторов по доле на рынке прямых поставок ЛС, % (включая льготное лекарственное обеспечение), 2016/2017[8,9]
Рейтинг |
Дистрибьютор |
Доля на рынке прямых поставок ЛС, % 2016 г. |
Доля на рынке прямых поставок ЛС, % 2017 г. |
|
2016 г. |
2017 г. |
|||
1 |
2 |
Катрен |
18,40 |
17,55 |
2 |
1 |
Протек |
18,07 |
18,35 |
3 |
3 |
Пульс |
10,73 |
12,75 |
4 |
4 |
РОСТА |
9,92 |
7,07 |
5 |
7 |
БСС |
4,67 |
3,79 |
6 |
6 |
Р-фарм |
4,40 |
4,33 |
7 |
8 |
Фармкомплект |
3,84 |
3,57 |
8 |
9 |
Профитмед |
1,99 |
1,66 |
9 |
14 |
Агроресурсы |
1,56 |
0,83 |
10 |
10 |
Евросервис |
1,54 |
1,59 |
Количество действующих фармацевтических дистрибьюторов в России оценивается по-разному. По данным Росздравнадзора имели лицензию на фармацевтическую деятельность по оптовой реализации лекарственных средств 2918 предприятий[10]. Центр молодежных исследований «Фармэксперт» полагает, что на российском рынке работают 1120 дистрибьюторских компаний, а в компании "ПРОТЕК", одном из крупнейших дистрибьюторов России, считают, что примерно 1000 компаний. Другие эксперты оценивают этот показатель в 500-700 компаний, уточняя, что на практике огромное количество выданных лицензий не используется. В частности, не занимаются дистрибьюторской деятельностью крупные региональные аптечные сети, имеющие в своей структуре центральные склады, получившие лицензию на осуществление оптовой торговли. Реально функционирующих фармацевтических дистрибьюторов, по их мнению, порядка 100, что вполне согласуется с мировыми показателями: в Великобритании работают 10 дистрибьюторских компаний, в США - 40, в Испании и Италии - 60-100[6,7].
В целом, ассортимент дистрибьютора не превышает 70% потребности аптеки. Дефектура в прайс-листе имеется даже у самого успешного дистрибьютора в России, это во многом обусловлено отсутствием нужных препаратов у компании-производителя.
Маржинальный доход отечественных фармацевтических дистрибьюторов, в среднем равный 15%, значительно выше, чем у зарубежных, но величина чистой прибыли приблизительно такая же, около 1,5-2,5% (без учета "карманных" оптовиков). Это связано с тем, что средняя цена упаковки лекарственного препарата в России почти в разы ниже, чем в странах Запада. В результате, российский дистрибьютор при таком же объеме продаж, как на Западе, имеет существенно более высокие операционные расходы, значительная часть которых, как известно, зависит именно от числа перерабатываемых упаковок лекарственных препаратов[6,7,9].
В настоящее время главными организационно-экономическими проблемами фармацевтических дистрибьюторов является действие регулятора и дебиторская задолженность розничного коммерческого сектора. Известно, что фармацевтический рынок является одним из самых "зарегулированных" государством во всех развитых странах мира. В наибольшей степени интересы фармацевтических дистрибьюторов задевают меры государственного ценообразования на лекарственные препараты. Новое законодательное пространство лекарственного обращения предусматривает на федеральном уровне государственную регистрацию предельных отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты , а на уровне субъектов РФ - установление предельных оптовых и розничных торговых надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Фармацевтические дистрибьюторы в наибольшей степени по сравнению с другими субъектами товаропроводящей сети ощутили на себе влияние ограничения оптовых торговых надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, доля которых в общем объеме рынка приближается к 50%, а для ряда специализированных дистрибьюторов и вовсе может составлять 100% оборота[11].
Другой важной проблемой отечественных фармацевтических дистрибьюторов является недостаточно эффективная работа коммерческого розничного сектора, который не в состоянии обеспечить своевременность платежей за поставку. Нарушая финансовую дисциплину, задерживая оплату за поставленные лекарственные препараты, он вынуждает фармацевтических дистрибьюторов брать кредиты банков, чтобы вовремя рассчитаться с производителями, естественно, это негативно сказывается на показателях финансовой эффективности их деятельности.
Библиографический список:
1.Акопян А.С. Маркетинговая деятельность и логистика на медико-фармацевтическом рынке // Маркетинг. – 2012. №3. – С. 84-89.
2. Багирова Е.Л. Управление и экономика фармации // Экономика. – 2012.
3. Е. Суконкина. Современные концепции и технологии в логистике и управлении цепями поставок [Электронный ресурс]. URL: http://lscm.ru/index.php/ru/po-rubrikam/item/1124(дата обращения 02.01.2017).
4. Евстратов А.В., Рябова Г.А. Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации // Молодой учёный. – 2014. - №19. – с. 299-304.
5. Ковалева О.И. Алгоритм управления информационным потоком в снабжении аптечной сети // Ковалева О.И., Широченко Н.В. – Современные проблемы экономического и социального развития. – 2014. Выпуск 10.
6. Лин А.А., Соколова С.В. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности. Статья 1, ч.1. // Проблемы современной экономики. – 2012. - №2. – с. 372-376.
7. Основные тенденции развития российского фармацевтического рынка [Электронный ресурс] // - 2015. – Режим доступа – URL:http://riaami.ru/read/21162
8. Перспективы фармацевтического рынка [Электронный ресурс] // Фармацевтический вестник. – 2015. – Режим доступа – URL: http://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/obzory/dsm-group-v-2015-g-fatmrynok-rossii-demonstriroval-padenie.html#.V2ifEquK1S5 (дата обращения 12.05.2016).
9. Росздравнадзор [Электронный ресурс] // – Режим доступа – URL: http://www.roszdravnadzor.ru/
10. Фармацевтический рынок России[Электронный ресурс] // сайт маркетингового агентства DSM Group. – 2016. – Режим доступа – URL: http://www.dsm.ru/
11. Широченко Н.В. Особенности процесса товародвижения на фармацевтическом рынке Логистические системы в глобальной экономике: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (14–15 марта 2017 г., Красноярск) : электрон. сб. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2017 – Режим доступа: http://sibsau.ru/index.php/nauka-i-innovatsii/ nauchnye-meropriyatiya/konferentsii-sibgau/logisticheskie-sistemy-v-globalnoj- ekonomike, свободный. – Загл. с экрана