Самошкин Никита Олегович
магистрант 1 курса,
Петербургский Государственный Университет
Путей Сообщений имени Александра 1,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: Zenit77794@mail.ru
Научный руководитель – Юдникова Елена Сергеевна
д.э.н., профессор
Петербургский Государственный Университет
Путей Сообщений имени Александра I,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: elena.judnikova@yandex.ru
В условиях экономической нестабильности и продолжающихся экономических санкций в России наблюдается снижение уровня жизни населения. Несмотря на то, что средняя заработная плата с каждым годом повышается, покупательская способность населения с каждым годом снижается из-за непропорционального роста цен на товары и заработной платы. Так, за период с 2013 года по 2016 год средняя заработная плата увеличилась на 22,5% и выросла с 29940 рублей в 2013 до 36703 рублей в 2016. [5] Цены же на товары в среднем выросли на более 50%, а заработная плата увеличилась всего на 22,5%.
На фоне снижения покупательской способности населения в России многие производители имеют проблемы со сбытом продукции. Рост уровня бедности населения привел к отказу от покупки товаров не повседневного спроса. Исходя из данных, которые были получены аналитической компанией Nielsen в 2016 году, у 18% населения России нет свободных средств и они все больше экономят на товарах не первой необходимости [1]. В связи с этим особенно сложно приходится компаниям, которые занимаются производством таких товаров. Рассмотрим ситуацию на примере на рынке игристого вина.
За последние 3 года уровень продаж российских производителей игристых вин продолжает снижаться. В 2013 году продажи составили порядка 17,47 млн. дал., в 2014 уровень продаж снизился на 8,3% и составил 16,02 млн. дал., а в 2015 году снизился еще на 2,39% и составил 15,64 млн. дал. Следует отметить, что за рассматриваемый падение продаж начинается замедляется с 8,3% до 2,39%[2].
Таблица 1 — Характеристика крупнейших российских производителей игристых вин в России в 2016 году
Производитель |
Объем (тыс. дал) |
Доля в общем объеме |
ЗАО ‘Игристые вина’ |
2682,7 |
16,71% |
ОАО ‘ДЗИВ’ |
2226,75 |
13,87% |
ЗАО ‘АБРАУ-ДЮРСО’ |
1904,06 |
11,86% |
ЗАО ‘ВИЛАШ’ |
1017,85 |
6,34% |
Прочие |
8451,96 |
51,22% |
Всего |
16283,31 |
100% |
Согласно данным Росстата всего за 2016 год производством игристых вин в России занималось 38 российских компаний [6]. По итогам 2016 года лидером по объему продаж игристых вин была компания из Санкт-Петербурга ЗАО "Игристые вина" с долей рынка 16,71%. Вторую позицию занимал"Дербентский завод игристых вин" с долей рынка 13,87%. Новороссийская компания ЗАО "Абрау-Дюрсо" с долей рынка 11,86% стала третьей компанией, замыкала лидирующую четверку компания ЗАО "ВИЛАШ" с долей рынка в 6,34%.
На долю четырех крупнейших компаний на рынке игристых вин приходится 48,78%. Это свидетельствует о высокой степени концентрации рынка игристых вин [3].
Основной проблемой на рынке игристых вин является уровень развития распределительной логистики, где наблюдается недостаточный учет особенностей запросов отдельных групп клиентов.
В связи с этим целью статьи является на примере ЗАО "Абрау-Дюрсо" рассмотрение существующего клиентурного рынка, анализ его состояния с использованием логистических методови на этой основе разработка предложений по совершенствованию сбыта по разным клиентурным группам.
При рассмотрении каналов сбыта продукции ЗАО "Абрау-Дюрсо" следует отметить, что отдел региональных продажосуществляет отгрузку продукции дистрибьюторам по всем субъектам федеральных округов РФ. Дистрибьюторы производят отгрузки по следующим каналам сбыта:
1) канал потребления Off-trade (национальные сети, локальные сети, специализированные алкогольные магазины (алкомаркеты), универсамы, независимая розница);
2) канал потребления On-trade( Рестораны, Кафе, Бары, клубы, Отели, Авиаперевозчики, круизные лайнеры).
Отдел продаж производит отгрузки в федеральные сети РФ: Х-5Ретейл Групп, Лента, Окей, Метро, Ашан, Дикси, Магнит и в остальные сети всех форматов ( супермаркеты, гипермаркеты).
Отдел по работе с клиентами с сегментом HoReca развивает продажи сегмента во взаимодействие с дистрибьюторами по всей территории РФ.
Специально выделенное подразделение по работе с партнерами за пределами РФ занимается внешнеэкономической деятельностью по экспорту продукции, произведенной заводом Абрау-Дюрсо,за пределы РФ.
Основные производители алкоголя реализуют продукцию по модели продаж через региональных дистрибьюторов на местах. Прямые отгрузки в каналы сбыта, минуя дистрибьюторов или совместно с дистрибьюторами осуществляются, как правило, только в субъекте расположения производства и основной логистической площадки. По всем остальным субъектам РФ осуществляются непрямые отгрузки через посредников или дистрибьюторов.
Для разработки предложений по совершенствованию сбытовой политики в исследовании был использованинструмент АВС /XYZ -анализа, результаты применения которых приведены в таблице 2.
Таблица 2. —Результаты ABC / XYZ -анализа продаж по каналам сбыта за 2015 год.
Каналы сбыта |
Количество продаж за год (бут.) |
Доля в продажах (%) |
Нарастающий итог (%) |
Категорияпо ABC |
Группа по XYZ |
Норман |
583325 |
12,46 |
12,46 |
А |
X |
Ароматный мир |
578490 |
12,36 |
24,82 |
А |
X |
КНМ |
543483 |
11,61 |
36,43 |
А |
X |
Ашан |
380545 |
8,13 |
44,56 |
А |
Y |
Лента |
356065 |
7,61 |
52,16 |
А |
Y |
Окей |
343567 |
7,34 |
59,50 |
A |
Y |
Дикси |
243505 |
5,20 |
64,70 |
B |
Y |
Семья |
232764 |
4,97 |
69,67 |
B |
Y |
Магнит |
193564 |
4,13 |
73,81 |
B |
Y |
Перекресток |
190454 |
4,07 |
77,88 |
B |
Y |
Метро |
185403 |
3,96 |
81,84 |
B |
Y |
Пятерочка |
173480 |
3,71 |
85,54 |
С |
Y |
Полушка |
156034 |
3,33 |
88,88 |
С |
Y |
Рестораны |
143789 |
3,07 |
91,95 |
С |
Z |
Норма |
135687 |
2,90 |
94,85 |
С |
Y |
Бары и кафе |
131405 |
2,81 |
97,65 |
D |
Z |
Прочие |
109856 |
2,35 |
100,00 |
D |
Z |
Итого |
4681416 |
|
|
|
|
Исходя из данных таблицы 2. можно сделать вывод, что каналы сбыта группы АХ отличает высокая доля в общем товарообороте и стабильность продаж. Поэтому в работе с этими клиентами необходимо обеспечить постоянный контроль товарных запасов с целью предотвращения дефицита продукции. Заказы клиентов этой группы стабильны и хорошо прогнозируются.
Клиенты группы AY и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность заказов, и, как следствие, для того чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить количество заказов. Каналы сбыта категории A и Bдолжны контролироваться, четко прогнозироваться, часто мониториться, быть максимально конкурентоспособными, что будет способствовать усилению позиций на рынке.
Каналы сбыта группы CY приносят определенный вклад в общий объем продаж, имеют колебания по количеству заказов. Целесообразно наблюдение и выявление причин незначительного объема продаж продукции.
В группу CZ и DZ входят каналы сбыта, которые приносят незначительный объем продаж и обладают значительными колебаниями спроса. Для них характерна поставка продукции под заказ и с редкой периодичностью. Необходимо выявить причины низкого вклада данных каналов в общий результат, с учетом их знания разработать рекомендации, что делать дальше с такими каналами сбыта.
Так, например, если рассматривать каналы сбыта, которые попали в группы CZ и DZ можно сделать вывод, что рестораны, бары и кафе приносят незначительной объем продаж по сравнению с винным супермаркетами и сетевыми магазинами, но также являются стратегически важными и удовлетворяют потребности определенного рынка. Исходя из этого можно сказать, что данные каналы сбыта надо регулярно контролировать и стимулировать продажи.
Таблица 3. — Результаты ABC - анализа по укрупненным группам в ассортиментном разрезе в 2015 году
№ |
Ассортимент |
Сеть |
% |
Винные супермар-кеты |
% |
HoReca |
% |
Общий % |
1 |
РШ Абрау-Дюрсо Белое брют |
А |
70,1 |
А |
24,9 |
A |
5 |
100 |
2 |
РШ Абрау-Дюрсо Белое полусладкое |
А |
71,6 |
B |
24,5 |
A |
3,9 |
100 |
3 |
Абрау Лайт Розовое полусладкое |
C |
47,1 |
B |
46,1 |
A |
6,8 |
100 |
4 |
РШ Абрау-Дюрсо Розовое полусухое |
B |
42,8 |
А |
52,4 |
A |
4,8 |
100 |
5 |
РШ Абрау-Дюрсо Белое полусухое |
А |
60,9 |
А |
35,5 |
A |
3,6 |
100 |
6 |
Абрау Лайт Брют |
B |
60,9 |
B |
33,3 |
A |
5,8 |
100 |
7 |
Виктор Дравиньи Брют |
D |
48,3 |
D |
31,6 |
B |
20,1 |
100 |
8 |
Виктор Дравиньи Полусладкое |
Нет |
0 |
C |
65,9 |
B |
34,1 |
100 |
9 |
Абрау Лайт Полусладкое |
C |
43,1 |
А |
53,5 |
B |
3,4 |
100 |
10 |
РШ Абрау-Дюрсо Красное полусладкое |
B |
64,1 |
C |
31,7 |
B |
4,2 |
100 |
11 |
Виктор Дравиньи Розовое брют |
D |
45,8 |
D |
35 |
C |
19,2 |
100 |
12 |
Виктор Дравиньи Полусухое |
Нет |
0 |
C |
71,7 |
C |
28,3 |
100 |
13 |
Виктор Дравиньи Экстра брют |
Нет |
0 |
D |
73,5 |
C |
26,5 |
100 |
14 |
Виктор Дравиньи Красное полусладкое |
Нет |
0 |
C |
79 |
D |
21 |
100 |
15 |
Абрау Ультра Лайт |
D |
62,2 |
C |
34,7 |
D |
3,1 |
100 |
16 |
Империал Кюве |
Нет |
0 |
D |
81,9 |
D |
18,1 |
100 |
17 |
Империал Кюве Ар-Нуво |
Нет |
0 |
D |
81,5 |
D |
18,5 |
100 |
18 |
Империал Винтаж |
Нет |
0 |
D |
88,4 |
D |
11,6 |
100 |
|
Итого |
- |
56,7 |
- |
37,4 |
- |
5,9 |
100 |
Исходя из данных таблицы 3. можно сделать вывод, что основной объем продаж приходится на сетевые магазины - 56,7%, потом на винные супермаркеты 37,4% и всего лишь 5,9% продаж происходит в сегменте HoReca.
Для видов шампанского, которые находятся под номером 1,2,4,5 и 6 во всех укрупненных группах клиентов следует иметь товарный запас.
Игристые вина, которые находятся под номерами 11, 12,13, 14, 15, 16, 17 и 18 необходимо сокращение производства и поставок, либо поставки под заказ.
Смотря на категории, которые получились у шампанского 3 и 9 можно сделать вывод, что в винных супермаркетах и сегменте HoReCA необходимо иметь товарный запас, а вот в сетевых магазинах необходимо сокращение запасов данной продукции.
По игристым винам, которые находятся на 7,8,10 нужно иметь товарный запас в сегменте HoReCA, а в двух остальных укрупненных группах клиентов сократить объем запасов.
Несмотря на то, что сетевые магазины приносят самый большой объем продаж, количество продукции в категории A и B меньше, чем в винных супермаркетах и в сегменте HoReCA. Исходя из данных таблицы, выявлено, что в сетевых магазинах 6 позиций в группе A и B, в винных супермаркетах 7, а в сегменте HoReCa 8 позиций. Это должно учитываться при формировании товарных запасов по каждой группе и в коммерческих предложениях для каждой группы.
Библиографический список:
1. Газета аргументы и факты [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.aif.ru/money/mymoney/
2. Издание Эксперт [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2016/13/igryi-vinnyih-prestolov/
3. Наше вино [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – СПб, – Режим доступа: http://nashevino.ru/blog/knowledge/statistika-2015/
4. Сергеев, В.И. Логистика. Полный курс MBA / В.И. Сергеев, В.В. Дыбская, Е.Н. Зайцев, А.Н. Стерлигова. – М.: ЭКСМО, 2008.
5. Русские факты [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.rusfact.ru/
6. «Росстат» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru