Регион: Выбрать регион
Сейчас: 25 ноября 7:00:59
Понедельник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ЗЕЛЁНАЯ ЛОГИСТИКА. КАК ПРИНИМАЮТСЯ ЭКОЛОГИЧНЫЕ РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ ПЕРЕВОЗОК?

Русакова Александра Евгеньевна

Студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: aerusakova@list.ru

Научный руководитель – Шульженко Татьяна Геннадьевна

д.э.н. профессор

Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: shul-tatiana@yandex.com

По итогам 2015 года в России зафиксирован рост выбросов веществ, загрязняющих атмосферу. На 2015 год объем выбросов составил 31 269 тыс. тонн, причем 13 973 тыс. тонны (44,7%) приходится на передвижные источники [12]. (к передвижным источникам загрязнения окружающей среды относят любые транспортные средства, двигатель которых при их работе является источником загрязнения окружающей среды) [1, статья 1]. В Санкт-Петербурге выбросы достигают уровня 488,2 тыс. тонн, из них 85,9 % составляют автомобильные выбросы [13].

В связи с подобной статистикой особенную актуальность приобретает поиск путей снижения негативного воздействия на атмосферу за счет транспорта. Одним из способов решения этой актуальной проблемы является внедрение концепции «зеленой» логистики в деятельности транспортных компаний. Под «зелёной логистикой» принято понимать комплекс логистических систем и подходов, при которых используются передовые технологии и оборудование, благодаря которому появляется возможность свести к минимуму ущерб для окружающей среды во время логистических операций [2].

К настоящему моменту в отечественной науке предложен ряд способов минимизации вредного воздействия. Как правило, подобные методы представляют собой рецепцию путей решения проблемы загрязнения окружающей среды, применяемых зарубежными компаниями.  В связи с этим, несмотря на грамотное теоретическое обоснование способов снижения воздействия на экологию, их реализация на практике в нашем государстве встречает некоторые препятствия.  Так, например, предложение использовать железные дороги вместо того, чтобы всецело полагаться на автомобильные дороги является здравым и логичным шагом на пути к экологизации транспортных процессов [9, с. 34]. Однако проблема внедрения данного решения состоит в том, что в России, где основные логистические проблемы все еще остаются нерешенными, инфраструктурные ограничения препятствуют переходу с автомобильных дорог на железные [10, с. 54].   Вдобавок, в российской логистической сфере бытует мнение, что «зеленая» логистика всегда приводит к повышению логистических издержек [11]. Тем не менее, для многих компаний, в особенности для тех, кто планирует выйти или укрепить свои позиции на международном рынке, дальнейшее игнорирование «зеленой» логистики будет невозможным [4].

Несмотря на скептический настрой участников отечественного логистического рынка к концепции «зеленой» логистики, существует множество способов, которые одновременно ведут к снижению логистических издержек. В качестве наиболее «реального» направления концепции эко-логистики и основного способа снижения нагрузки на окружающую среду за счет транспорта следует выделить транспортировку по оптимальным маршрутам. Суть ее состоит в сокращении порожнего пробега автотранспорта, что в свою очередь приводит к уменьшению количества выбросов отработанных газов в атмосферу.

Положительно оценивается также и консолидация грузовых партий в логистических каналах, что дает возможность использовать более «экологичные» виды транспорта, такие как железнодорожный, морской, внутренний водный.

Наконец, исключение промежуточного складирования и перевалок грузов приводит к сокращению потерь материальных ресурсов при их доставке от поставщиков, что так же снижает антропогенную нагрузку на почвы и др. [8].

Тем не менее, самая актуальная проблема концепции «зеленой» логистики в России состоит отнюдь не в отсутствии механизмов внедрения и использования более экологически безопасных видов транспорта или наиболее оптимальных маршрутов. Трудность применения концепции связана с распределением ответственности за причиняемы вред: государство винит в катастрофической экологической обстановке транспортные компании; компании, в свою очередь полагают, что вопросы экологии входят к компетенцию государственных структур и ожидают решительных действий от государства. Потребители также не осознают ту роль, которую они играют в загрязнении окружающей среды, выбирая того или иного логистического посредника. На мой взгляд, концепция «зеленой» логистики будет работать только тогда, когда все три участника логистических отношений осознают свою ответственность и будут принимать решения, прямо или косвенно снижающие воздействие на окружающую среду.

В рамках данной работы целесообразно разделить принимаемые решения на те, которые исходят от государства, от транспортных компаний и те, что принимаются потребителями.

Будет не лишним повторить, что целью «зеленой» логистики является минимизация вредного воздействия на окружающую среду. Среди основных задач транспортных компаний для достижения заданной цели можно выделить определение оптимального маршрута, расширение «мультимодальности» перевозок, а также внедрение более экологичных видов транспорта. Для принятия решений по совершенствованию управления транспортными процессами на основе концепции «зеленой» логистики, как представляется, применимы такие методы, как статистическое моделирование, математическое программирование и оптимизация транспортных процессов.

Оптимизация маршрутов движения автомобильного транспорта является мерой, эффективной с точки зрения как экологии, так и экономики. Именно поэтому метод оптимизации маршрутов встречает наименьшее сопротивление со стороны транспортных компаний и активно ими применяется. Одним из наиболее значимых последствий оптимизации маршрута транспортного средства является сокращение его пробега, что влечет снижение расхода топлива и амортизации, а значит, и уменьшение количества выбросов в атмосферу. В результате, оптимизация маршрутов способна оказывать положительное влияние на ситуацию на уровне местном, региональном и даже глобальном [5, с. 60].  На практике оптимизация маршрута сводится к решению так называемой задачи коммивояжера, которая заключается в отыскании самого выгодного маршрута, проходящего через указанные пункты хотя бы по одному разу. В условиях задачи называется критерий выгодности маршрута, например, кратчайший, наиболее дешевый, самый быстрый, совокупный и т.д. Для целей «зеленой» логистики, наиболее предпочтительными критериями являются длина маршрута, а также время, которое может быть затрачено на маршрут.

Потребитель также играет немаловажную роль в применении концепции «зеленой» логистики. Выбирая более экологически ориентированного логистического посредника, он поощряет снижение воздействия на окружающую среду. Метод отношения предпочтений выступает одним из ключевых методов принятия решения потребителем в большинстве функциональных областей логистики, включая транспортировку. В современных условиях на рынке транспортных услуг представлено огромное количество логистических посредников. Среди этого многообразия потребителю нужно выбрать себе благонадежного партнера, чтобы реализовать свою логистическую стратегию, которая соответствовала бы принципам «зеленой» логистики. Посредниками в логистических операциях являются всевозможные специализированные транспортные, экспедиторские, транспортно-экспедиторские (логистические) фирмы и прочие транспортные предприятия.

В.С. Лукинский выделяет два подхода, на основе которых производится выбор посредника – это аналитический и экспертный [6, с. 124].  Первый предполагает осуществление выбора с использованием формул, которые в свою очередь включают ряд критериев, характеризующих деятельность логистических посредников. Экспертный подход базируется на оценке специалистами-экспертами параметров, характеризующих посредников, и сопровождается составлением рейтингов.

Наиболее эффективной конкретизацией метода отношения предпочтений, на мой взгляд, является метод аналитической иерархии. Данный метод основывается на том, что потребитель попарно сравнивает альтернативные решения по выбранным ключевым параметрам и по результатам сравнения выбирает наиболее подходящую для него и оптимальную альтернативу [7].  Дабы сделать выбор в пользу того или иного посредника, потребителю следует оценить ряд характеристик деятельности компании. Во-первых, необходимо принимать во внимание качество предоставляемых услуг. Для транспортных услуг, в частности для грузовых перевозок установлен ГОСТ Р 51005-96, соответствие которому влияет на оценку качества предоставляемых логистических услуг (на международном уровне применяется сертификация ISO). Качество услуг включает три основные критерия: надежность, время и стоимость. Именно на эти показатели более всего ориентируются отечественные потребители при выборе логистического посредника.

Согласно концепции «зеленой» логистики существует еще один важнейший критерий, который должен стать одним из решающих для потребителя – это корпоративная социальная ответственность логистического посредника. Компании, учитывающие интересы общества, возлагающие на себя ответственность за влияние своей деятельности на окружающую среду, являются более предпочтительными партнерами, нежели те, кто стремится извлечь исключительно финансовую выгоду из своей деятельности. Таков подход зарубежных потребителей (распространен на территории Европейского Союза), которые готовы платить больше за услуги, которые будут наносить меньший вред экологической обстановке. К сожалению, правосознанию отечественного потребителя не присуща забота об окружающей среде, поэтому такой фактор как развитая корпоративная социальная ответственность имеет минимальный вес при выборе логистического посредника.  Предполагается, что в ближайшем будущем на международном рынке построение деятельности транспортных компаний на принципах «зеленой» логистики будет таким же необходимым условием для участия в тендере, как, например, сертификация ISO.

         В сложившейся экологической ситуации сильными рычагами воздействия обладает государство. Ограничение вредного воздействия может быть осуществлено путем жесткой экологической политики. Задачами государства в области «зеленой» логистики являются развитие контроля и надзора в сфере деятельности транспортных компаний на территории государства, «увязка» стратегий субъектов РФ со стратегиями транспортных компаний, развитие статистического учета на транспорте, укрепление взаимодействия государства (через субъекты РФ), экологических организаций и компаний, разработка системы мониторинга реализации федеральных целевых программ и стратегий.

         В качестве одного из методов принятия решения государственными структурами в контексте данной работы можно назвать метод статистического моделирования. При этом могут моделироваться, например, ряды среднесуточных концентраций загрязняющих веществ. Применение нелинейной регрессии с использованием относительно коротких выборов дает существенно большую корреляцию рассчитанных и полученных по данным наблюдений значений концентраций и меньшее среднеквадратичное отклонение по сравнению с моделью инерционного прогноза [3, с. 37]. Такая методика позволяет выяснить распределение нагрузки на атмосферу в течение суток с целью разработки соответствующей политики. Так, результатом подобного моделирования в Австрии стало ограничение на движении грузовиков в ночное время. При моделировании концентраций загрязняющих веществ с более длительным периодом будет виден тренд роста выбросов. Подобные исследования с построением прогноза на краткосрочный и долгосрочный период могли бы подтолкнуть государство к принятию активных действий, например, путем ограничения передвижения грузовых автомобилей в определенное время либо путем субсидирования компаний, использующие только новые автомобили. Такие затраты государственного бюджета были бы сполна компенсированы если не ликвидацией вредного воздействия на окружающую среду, то разумным ограничением его роста.

В заключение стоит отметить, что многие решения в логистике применяются управленцами на интуитивном уровне, без проведения каких-либо расчетов. Такой подход имеет место, однако использование в деятельности любой логистической компании экономико-математического моделирования позволит не только вывести бизнес на новый уровень, но также будет способствовать совершенствованию многих логистических процессов, происходящих в процессе управления материальными потоками. В рамках действия концепции «зеленой» логистики применение методов и моделей принятия решений позволяет не только исследовать пути минимизации вредного воздействия на окружающую среду, но также показывает наглядно, какой вред окружающей среде наносит деятельность транспортной компании.

 

Библиографический список:

1.     Федеральный закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2.     Веселова В.Д. Зеленая логистика в организации и ее парадоксы // NovaInfo.Ru. Технические науки. №46-2, 20.05.2016. URL: http://novainfo.ru/article/6047 (дата обращения: 14.02.2017).

3.     Демченко П.Ф., Гинзбург А.С., Александров Г.Г. Статистическое моделирование среднесуточных концентраций загрязняющих веществ в атмосфере Московского мегаполиса методов множественной регрессии и др. // Метеорология и гидрология. 2015. № 10. С. 31–43.

4.     Кизим А.А., Кабертай Д.А. Современные тренды «зеленой» логистики в условиях глобализации // Логистика. 2013. № 1. С. 46 – 49.

5.     Логинов В.Ф. Состояние природной среды Беларуси: экол. Бюл. Минск. 2008. 324 С.

6.     Лукинский В.С. Модели и методы теории логистики: Учебное пособие. СПб. 2007. 448 С.

7.     Муратов Р.Р. Выбор логистического посредника на основе метода аналитической иерархии в условиях малого бизнеса. // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: http://sibac.info/archive/economy/4.pdf (дата обращения: 21.02.2017).

8.     Эльяшевич И.П. Эльяшевич Е.Р. «Зеленая» логистика в России: проблемы и перспективы. НИУ ВШЭ, 2011. [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hse.ru/ (дата обращения: 21.02.2017)

9.     Lдttilд L., Henttu V., Hilmola O.P. 2013 Hinterland operations of sea ports do matter: dry port usage effects on transportation costs and CO2 emissions. Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review, 55, p. 23–42.

10.                       Padilha F. Hilmola O.P. 2010. Green transport practices and shifting cargo from road to rail. Energy Efficient Supply Chains Across the Borders, p. 49–61.

11.                       Канаева М. Зеленая логистика в России. URL: http://logistics-life.ru/articles/sovety-po-prakticheskoj-logistike/item/183-zelenaya-logistika-v-rossii (дата обращения: 9.12.2016).

12.                       Выбросы загрязняющих атмосферу веществ стационарными и передвижными источниками URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/environment/# (дата обращения: 9.12.2016).

13.                       Самые экологически грязные города России. Топ-60. 30 Марта 2016. URL: http://topmira.com/goroda-strany/item/47-samye-grjaznye-goroda-russia-2013 (дата обращения: 12.11.2016).


Количество просмотров: 2829
теги:
02.04.2018 19:01 | stacyблог автора

Еще публикации: