Кустова Евгения Андреевна
бакалавр 4 курса,
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М. Ф. Решетнева, г. Красноярск, Россия
Е-mail: braunkatya1995@mail.ru
Научный руководитель – Пименова Марина Владимировна
доцент кафедры Логистики
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М. Ф. Решетнева,
г. Красноярск, Россия
Е-mail: dumanskaja_@mail.ru
В настоящее время для потребителей он-лaйн магазинов нaступили не самые простые времена. Рынок e-commerce как и раньше растет, но количество игроков постоянно уменьшается: самые крупные продолжают слияние друг с другом, а мелкие оставляют желать лучшего, поскольку не могут конкурировать с титанами. С каждым днем уровень конкуренции в данной отрасли при этом все также остается высоким за счет перехода в интернет оф-лайн-игроков. В электронной коммерции сейчас приходится всего около 2% (по некоторым оценкам – 5%) от объема розничных продаж в России. Но эта доля будет увеличиваться по мере дальнейшего проникновения интернета в регионы. Значит, ниша e-commerce по-прежнему остается перспективной.
При разработке сайта, юзабилити и SEO-оптимизации, интернет-коммерсанты не обращают внимания на то, что организация налаженной и оптимально работающей системы таких реальных процессов, как транспортировка, складирование, доставка и возврат товара, зачастую на много сложнее, чем могло бы показаться.
Логистика – один из трех китов, на которых непосредственно основываются жизнедеятельность и жизнеспособность интернет-магазина. В свою очередь, логистика для начинающего предпринимателя является одним из сложнейших бизнес-процессов. Из-за проблем с логистическими процессами множество бизнесов вынуждены закрываться.
В онлайн-ритейле логистика состоит из трех основных частей: движение товаров, хранение и реализация. В каждом разделе следует делать выбор: делать все самостоятельно или воспользоваться аутсорсингом.
Если просмотреть тенденции построения структуры логистики интернет-магазина, то принятие решения о том, чему стоит отдать предпочтение выходит на первый план.
Это решение будет зависеть как от размеров бизнеса в целом, так и непосредственно от продукции магазина. Интернет-магазин не больших размеров с невысокими продажами сможет справиться с логистикой самостоятельно. Однако, когда заказы начнут исчисляться сотнями, появится необходимость в дополнительных логистических сервисах. Когда интернет-магазин становится титаном, ему на много выгоднее выстроить собственную логистику и привлечь логистических операторов.
Специалисты по интернет-торговле рекомендуют прогнозировать экономические показатели использования B2C-сервиса на несколько лет вперед. В свою очередь фирма E-commerce Fitness советует следующую формулу, изображенную на рисунке 1.
Имеет место быть и другой вариант в управлении логистикой, пока еще новый для российских предпринимателей формат – фулфилмент. Фулфилмент (англ. fulfilment – выполнение, исполнение). Этот способ дает возможность полностью отслеживать и контролировать логистические процессы на всех этапах сторонней организации. Это комплексная услуга, при которой логистический оператор берет на себя прием товаров от поставщика, хранение, комплектацию, упаковку, организацию доставки, прием денег покупателей и обработку возвратов. Благодаря такому аутсорсингу интернет-магазин может полностью сконцентрироваться на маркетинге и продажах [1].
Однако далеко не все российские предприниматели доверяют свои бизнес-процессы третьим лицам. Рассмотрим тенденции, которые характерны для логистики интернет-магазинов.
При взаимоотношении с поставщиками есть два пути действия – это либо оптовая закупка, либо непосредственно прямая поставка (дропшиппинг). Если взять во внимание первый вариант, то в этом случае, интернет-магазин будет закупать товар частями и привозить их на склад, а если второй, то интернет-магазин будет забирать товар со склада посредника только после получения заявки на заказ. И той, и другой схеме присущи определенные недостатки. При оформлении оптовых закупок придется оплачивать хранение продукции на складе, то есть его аренду, иметь деньги для закупки крупных партий товара и нести финансовые потери при падении спроса на уже закупленные изделия. При дропшиппинге могут появиться проблемы с нехваткой товара в наличии, сроками доставки и качеством продукции.
Рис. 1. Формула выбора схемы работы интернет-магазина.
Ключевая проблема дропшиппинга – это недостаточность актуальности сведении о количестве товара в наличии на складе поставщика. После продажи товара, которого нет на складе, теряется доверие потребителя и маркетинговый бюджет, который уже потрачен на его привлечение.
Для электронной торговли работа с поставщиками считается наиболее чувствительной. Согласно исследованию проведенному аналитиками компании Data Insight, не более 10% опрошенных согласились бы отдать деньги на аутсорсинг ценообразование и остатки, заказ и резервирование товара, оприходование и учёт.
Если же брать во внимание складское хранение, то у владельца онлайн-магазина есть три альтернативных варианте – это либо собственный склад, либо аренда склада, либо хранение в фулфилмент-центре.
Из-за кризиса произошло падение рынка коммерческой недвижимости, но несмотря на это, для приобретения и полноценного содержания собственного склада необходимы значительные финансовые вложения. В связи с требуемыми инвестициями для небольшого и только развивающегося бизнеса этот вариант совершенно не подходит. Складировать товары в собственной квартире или офисе если и получится, то только на самом старте.
Аренда складов также из-за кризиса и массового оттока арендаторов значительно снизилась. Традиционным долларовым ставкам пришли на смену более предсказуемые рублевые. При этом девелоперы, потерявшие значительные суммы, замедлили ввод новых складских мощностей. В будущем это может привести к определенным последствиям, в том числе вызывать дефицит и спровоцировать очередной скачек цен.
Для многих пугающим фактором может стать сложность со складской недвижимостью, которую можно отдать на аутсорсинг в рамках фулфилмента. Российский рынок еще не привык к делегированию хранения так, как к аутсорсингу доставки. Этот рынок еще достаточно молод, поскольку образовался только в 2011 году.
По данным J’son & Partners Consulting, в России фулфилмент предлагают около 60 компаний. Наибольшими складскими мощностями обладают Itella, Arvato, eTraction, Beta Production и Ozon Production. Объем рынка фулфилмента в 2015 году достиг в 7,8 млрд. рублей, а к 2018 году вырастет до 13,3 млрд. рублей [1].
Фулфилмент может дать онлайн-торговцам сэкономить на хранении продукции, IT и кадрах, диверсифицировать риски, ускорять комплектацию заказа и дает возможность выбирать вид доставки и оплаты товара. В данном случае недостатками схемы могут являться: зависимость от фулфилмент-оператора и сложности с обработками возвратов.
У интернет-магазина с масштабом от 1 до 500 отправлений в месяц подготовка отправлений может быть дополнительной функцией сотрудников. По мнению генерального директора российского подразделения международного фулфилмент-оператора Arvato Михаэль Печке. Если месячный объем отправлений составляет от 500 единиц товара до 3 тысяч, то фулфилмент можно организовать самостоятельно, поручив это отдельным сотрудникам [2] .
Передавать фулфилмент на аутсорсинг, имеет смысл при объеме отправлений от 3 до 40 тысяч единиц товара в месяц. При большем масштабе стоит заняться фулфилментом как отдельным бизнес-процессом и предоставлять эту услугу другим магазинам.
Опрос Data Insight показал, что лишь треть интернет-магазинов готовы отдать на аутсорсинг складские процессы: хранение, комплектацию и доставку от поставщиков [2].
В общей сложности есть три различных варианта доставки товара до клиента, которыми могут воспользоваться интернет-магазины : собственная доставка, аутсорсинговая доставка и наличие точек выдачи. Перепоручение доставки предоставляет возможность сэкономить на заработной плате курьерам, но в то же время не может гарантировать должного качества как доставки, так и обслуживания. К тому же, предпринимателей не устраивают задержки денежных средств от потребителей, длительное время, которое требуется тратить на возврат отказов и, конечно, достаточно высокая цена логистических услуг.
Для того, чтобы создать собственную курьерскую службу одних курьеров будет явно недостаточно, также потребуются программные ресурсы для автоматизации процесса доставки. Если учитывать то, что точки самовывоза удобны далеко не всем потребителям, а почтамты могут отпугнуть консерваторов, несмотря на то, что они работают круглосуточно, компании могут потерять некоторых клиентов.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2015 году 41% товаров были доставлены курьерской доставкой, 39% – Почтой России, 11% – получены в пунктах выдачи заказов, 8% – получены в магазинах [3].
Данные, которые были получены после проведенного опроса, среди предпринимателей показывают, что они согласны понести риски и принять недостатки внешней курьерской службы. Однако в связи с ростом среднего чека и известности бренда интернет-магазин все больше нуждается в собственной службе доставки, поскольку покупатель судит о компании и по курьеру в том числе. Выгода аутсорсинга доставки постепенно будет исчезать по мере увеличения среднего веса заказа – суммы потраченные на доставку тяжелых и негабаритных грузов будут значительно больше, чем затраты на собственную курьерскую службу.
В то же время выбор способа доставки напрямую будет зависеть и от товарной категории. Аналитики Data Insight выявили, что курьеры, чаще всего доставляют мебель, продукты питания, товары для животных, обувь, медицинские препараты и бытовую химию. При этом, доля самовывоза наиболее высокая в тех сегментах, которые связаны с электроникой, бытовой техникой (видимо, из-за больших размеров и веса, что увеличивает стоимость доставки) и запчастей. Почтовая доставка наиболее популярна при покупке одежды, косметики, парфюмерии, сувениров, предметов интерьера и товаров для рукоделия.
Наличие аутсорсинга допускает легко масштабировать бизнес и увеличить географический охват. Если в масштабе одного города интернет-магазин еще сможет построить экономически эффективную курьерскую службу, то для продаж в других регионах и тем более за рубежом будет необходимо привлечь посредников.
На сегодняшний день бизнес признает, что государственный оператор работает куда быстрее и эффективнее, чем в прошлые годы. Однако советы экспертов для предпринимателей заключаются в том, что следует выходить в регионы, заручившись поддержкой сразу нескольких логистических партнеров.
Критериями выбора обычно выступают география доставки, цена и функционал (например, для ритейлеров одежды критична опция примерки). Если говорить о географии доставки, то операторы делятся на локальных и международных. Для крупногабаритных грузов доставкой занимаются транспортные компании.
Магазины средних размеров комбинировуют несколько вариантов доставки: собственные курьеры, несколько курьерских компаний (одна основная, одна дублирующая, одна для работы с регионами), Почта России.
Таким образом, говоря о тенденциях организации логистических процессов в сфере он-лайн торговли, стоит отметить нежелание участников бизнеса отдавать все логистические функции на аутсорсинг сторонним организациям, несмотря на очевидные экономические выгоды.
Что касается крупных игроков рынка, здесь так же просматривается стремление работать через построение собственных логистических подразделений, что позволяет контролировать качество сервиса.
В целом, внедрение аутсорсинга в рассматриваемой сфере будет продолжаться медленным темпом, а количество компаний, предлагающих данные услуги будет расти.
Библиографический список:
1. Janice Rainhold The Complete E-Commerce Book: Design, Build & Maintain a Successful Web-based Business // Paperback, 2014. P. 132–152.
2. Логистика для интернет-магазина: 5 основных проблем фулфилмента // Профессиональный журнал «Коммерческий директор» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kom-dir.ru/article/90-red-logistika-dlya-internet-magazina?ustp=W (дата обращения: 10.04.2017).
3. Вопросы логистики Интернет-магазина: курьеры, примеры какими способами доставки руководствоваться? [Электронный ресурс]. URL: https://www.emagazin.info/ru/logistics (дата обращения: 10.04.2017).