Хмельницкая Зинаида Борисовна
д.э.н., профессор, зав.каф. Логистики
Уральский Государственный Экономический Университет,
г. Екатеринбург, Россия
E-mail: zb44@mail.ru
Золотухин Сергей Юрьевич
аспирант
Уральский Государственный Экономический Университет,
г. Екатеринбург, Россия
E-mail: 6024343@gmail.com
В условиях действия политических и экономических санкций, введенных США и Европейским союзом в отношении России, вопросы государственной поддержки национального аграрного производства и замещения зарубежной сельскохозяйственной продукции на отечественную, приобрели особую значимость.
Активизация процесса импортозамещения во многом будет определяться качеством сельскохозяйственного (аграрного) консультирования, которое является приоритетным направлением в Концепции развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса (АПК) РФ на период до 2025 года и в Государственной программе по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
Аграрное консультирование в данный момент развивается в виде информационно-консультационных служб АПК (ИКС АПК) на федеральном, региональных и районных уровнях и является одной из важных систем, обеспечивающих не только стабильность АПК, но и внедрение инноваций в отрасли. [5, c.56-60]
Данная проблематика нашла отражение в исследованиях авторов, посвященных изучению зарубежного опыта организации информационно-консультационных служб и возможности его использования в АПК России [6,7,8,9].
Одной из наиболее проблемной сферой деятельности сельскохозяйственных предприятий является сфера логистики поскольку здесь аккумулируется значительная часть затрат предприятий, и именно здесь возможна значительная часть экономия средств. В данный момент, логистические процессы (особенно, в части сбытовой логистики) на предприятиях редко выделены в отдельную зону контроля. В первую очередь, руководителей интересует сбор урожая (производство готовой продукции или полуфабрикатов) и сбыт. Редко, кто всерьез задумывается и считает затраты, которое предприятие платит за сбыт своей продукции. [10]. В текущей ситуации, когда предприятия находятся в режиме острой экономии средств, им просто необходимо осуществить помощь в более эффективном и грамотном использовании современных методов управления логистическими процессами.
При этом, мы призываем понимать логистику не столько как инструмент управления транспортным и складским хозяйством при организации сбыта, а как, систему управления продажами, в целом. Многие авторы рассматривают логистику не столько как набор инструментов по управлению процессом доставки нужного товара (сырья) в нужное место, в нужное время и в нужном количестве при нужном качестве. Логистику рассматривают, в том числе, как философию управления на предприятии, подразумевающее понимание происходящих предприятии процессов через призму логистических потоков.
Основными функциями, которые может выполнять логистика на предприятиях АПК, на наш взгляд, являются:
1. Управление закупками (техника и запасные части, удобрения, семена, топливо, комплектующие и пр)
2. Управление перевозками всех видов сырья, готовой продукции и техники и пр.
3. Управление запасами сырья, готовой продукции, комплектующих и пр.
4. Управление продажами готовой продукции
5. Управления процессами внутри компании (регламенты, процедуры, приказы, направленные на быстрое и оптимальное управление взаимодействием между внутренними и внешними контрагентами).
Основными проблемами в сфере логистики (понимая ее широко) мы видим:
1. Отсутствие системы гарантированного сбыта продукции агропредприятиями, что влечет за собой комплекс проблем, связанных с нестабильностью развития предприятий АПК
2. Отсутствие системы сведения, встречи двух потоков – агропредприятий и торговых сетей (логистические центры, полноценно действующие биржи, популярные интернет-сервисы). Что порождает возникновение, на пустом месте, дополнительных ненужных цепочек посредников.
3. Нехватка логистического инструментария (специальные программы для ПК, транспортные системы), которые могли бы использовать или встроиться в него предприятия АПК.
Наибольшим спросом пользуются консультации по животноводству, растениеводству, бухгалтерскому учету и государственной отчетности, экономике и организации сельскохозяйственного производства, механизации производства, правовым вопросам, кредитование производства, государственной поддержке предпринимательства на селе. В сумме они составляют более 75% от общего объема оказанных услуг.
В результате комплексной инновационной и информационно- консультационной работы консультантов в 2015 году товаропроизводителями получен суммарный экономический эффект в сумме более 106,7 млн. руб.
При этом в сфере логистики было оказано ничтожно мало услуг. Как правило, они касались некоторой помощи в построении системы сельскохозяйственной кооперации. Хотя, практически, каждый руководитель агропредприятия отмечает важность сбыта своей продукции и, как следствие, управление логистическими процессами.
Во многом такая картина вызвана тем, что подобные услуги не предлагаются рынком и, тем более, агроконсультантами. По классификации услуг, оказываемых ИКС, данной услуги нет вообще.
Каждая служба должна быть максимально приближена к территории потребителей консультационных услуг и базироваться на хозяйствах местных специалистов ИКС. Владельцы таких хозяйств должны быть вовлечены в систему обучения и переподготовки, для поддержания их квалификации по ведению малых форм хозяйствования. Специалистами республиканского или межрайонного офиса следует шире практиковать на места выездные разовые консультации.
Кроме этого, необходимо выделить логистику в отдельную сферу консультирования, определить основные блоки управления логистики и разработать методологическую базу для эффективного оказания услуг в данной сфере.
Для качественного осуществления различных функций ИКС необходимо привлекать профессорско-преподавательский состав сельскохозяйственных вузов и ведущих НИИ, имеющих профессиональный и практической опыт работы на сельскохозяйственных предприятиях своего региона.
Основная задача консультанта - не говорить сельхозпроизводителям, что и как им следует делать, не давать готовых, не всегда понятных советов, а постепенно повышать их уровень знаний до уровня, позволяющего сельхозпроизводителям принимать решения самостоятельно.
4. Кроме этого, необходимо выделить логистику в отдельную сферу консультирования, определить основные блоки управления логистики и разработать методологическую базу для эффективного оказания услуг в данной сфере.
Понимая в целом положение дел в области развития логистики в АПК и оценивая возможные положительные последствия от всестороннего ее развития, авторы предлагают следующий комплекс мероприятий в зависимости от уровня их разработки и внедрения:
1. Государственные структуры:
· Создание и широкое распространение логистических, распределительных центров для предприятий АПК. Создание различных сельскохозяйственных бирж;
· Создание удобной и простой интернет-платформы, выполняющей функции биржи, распределительного центра;
· Разработка и внедрение системы обучающих мероприятий, проводимых ИКС, посвященных управлению логистическими системами. Введение в систему наличия профессионального консультанта по вопросам логистики в штате ИКС.
· Всецелая и всесторонняя поддержка развитие кооперации в АПК;
· Разработка компьютерных программ (или адаптация существующих) для оптимизации процесса управления запасами, производством, продажами и пр). Для государства сумма затрат на подобные программы составят мизерную сумму. Эффект от использования современных компьютерных программ на предприятиях АПК будет исчисляться миллионами рублей;
· Внедрение системы обязательного аудита логистических процессов на предприятии при кредитовании в государственном банке.
2. Уровень агропредприятия:
· Выделение логистики в отдельную область контроля деятельности предприятия
· Внедрение философии и образа мысли всех сотрудников в ключе повышения эффективности логистических процессов.
· Использование современных методов продвижения продукции (современные программы, ресурсы, биржи и пр)
· Максимальное использование системы кооперации;
· Введение жестких нормативов по затратам во всех сферах, где может быть значительно увеличена эффективность логистических процессов. Контроль показателей.
Подводя итоги анализа состояния ИКС в агропромышленном комплексе России, подчеркнем, что основные усилия уполномоченных государственных органов, служб и консультантов в целях повышения эффективности аграрного производства должны быть сосредоточены на обеспечении повсеместной доступности и качестве консультационных услуг в рамках системного подхода к консультированию. При этом мы видим, что логистике как самостоятельной области консультирования, выделено минимальное внимание, что влечет за собой продолжение неэффективного расходования средств, направленных на сбыт и товародвижение. Создание прогрессивных форм информационно-консультационных центров АПК – одно из условий эффективного импортозамещения в агропромышленном комплексе России.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) «О развитии сельского хозяйства» // «Собрание законодательства РФ», 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 27.
2. Глебова, А.Г. Аграрное консультирование в системе управления инновационным развитием сельского хозяйства: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.05 / А.Г. Глебова; [Место защиты: Всероссийский научно-исследовательский институт экономики, труда и управления в сельском хозяйстве РАСХН - ГНУ]. - М., 2014.- 302 с.
3. Золотарева, Е.Л. Отечественный и зарубежный опыт становления и развития информационно-консультационной служба. / Е.Л. Золотарева, И.И. Степкина, А.Д. Дымов, М.С. Сорокина, Е.В. Котрякова. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - № 7. - С. 35-38.
4. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. - М.: Минсельхоз России, 2009. - 64 с.
5. Молчанова, О.А. Продвижение инновационных разработок в агропромышленном комплексе как функция информационно-консультационной служба региона / О.А. Молчанова, М.А. Авдеева. // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2015. - Выпуск № 1. - С.56-60.
6. Золотухин С.Ю. Исследование мнения уральских аграриев по поводу вступления России в ВТО. Международный сельскохозяйственный журнал №6, 2012, стр 39-41.
7. Хмельницкая З.Б., Золотухин С.Ю, Целесообразность и необходимость создания информационно-консультационных служб в сельском хозяйстве в условиях присоединения России к ВТО. // Материалы V Международной научно-практической конференции «Интеграция России в мировую экономику: новые парадигмы экономической культуры». Екатеринбург, 2011
8. Хмельницкая З.Б., Золотухин С.Ю. Использование методов управления проектами в информационно-консультационных службах в агропромышленном комплексе России. // Агропродовольственная политика России. 2014. №10
9. Хмельницкая З.Б, Золотухин С.Ю, Организация консалтинговых компаний в области оказания информационно-консультационных служб сельскохозяйственным товаропроизводителям в условиях присоединения России к ВТО. // Аграрный вестник Урала №2 (94), 2012 г.
10. Хмельницкая З.Б., Золотухин С.Ю. Формирование логистических систем агропромышленного комплекса с использованием информационно-консультационных служб. // Известия Уральского Государственного Экономического Университета №5 (61), 2015