Фрейдман Оксана Анатольевна
доцент, к.э.н., ст. науч. сотрудник
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный
университет путей сообщения»
г. Иркутск, Россия
Необходимость взаимодействия транспортно-логистических компаний на региональных рынках обусловлена и мотивирована перспективами развития сегмента контрактной логистики, предприятий отраслевого транспортного комплекса и промышленных предприятий регионов [ REF _Ref441250138 \r \h 1 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400340031003200350030003100330038000000 , REF _Ref452211844 \r \h 2 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400350032003200310031003800340034000000 ]. Однако, выбор формы взаимодействия логистических, транспортных и промышленных компаний и его экономическая целесообразность должны подтверждаться экономическими расчетами.
Современные методы оценки экономического эффекта, в своем большинстве, направлены на расчет коммерческого дохода партнерств [ REF _Ref478986828 \r \h 3 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400370038003900380036003800320038000000 ]. Наиболее активно в последние годы рассматриваются вопросы измерения эффектов в мезоэкономических системах корпоративных организаций. Однако методика расчет часто учитывает только суммарный эффект деятельности их подразделений [ REF _Ref478986835 \r \h 4 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400370038003900380036003800330035000000 ], в то время как необходимо предложить методы рассчета эффектов при организации контрактных форм интеграции компаний (например в составе ассоциации, кластера, стратегического альянса) .
Анализ научно-методических подходов к оценке эффективности взаимодействия компаний в условиях их интеграции, рассмотренный в работах ряда ученых и специалистов позволяет сделать ряд обобщений в отношении эффекта синергии и экономического эффекта.
Прежде всего, уточнить сам термин «синергический эффект» или «синергия», рассмотренный в совокупности трудов. Синергия – это стратегические преимущества, возникающие при объединении двух или нескольких компаний. Синергетический эффект – это совокупный эффект возникающий при объединении компаний, выраженный в абсолютных или относительных показателях. Необходимо отметить, что оценка синергии эффекта в мезоэкономических системах, часто разделена с оценкой эффективности логистики. Основываясь на приведенном выше определении, для измерения и оценки доходности эффекта синергии необходимо предложить направления его расчета, то есть структурную классификацию эффектов.
Для анализа предлагается несколько подходов к оценке эффекта от взаимодействия, предложенных в современных работах ученых и представим выводы о составе и методике рассчета эффекта синергии для компаний сетевого транспортно-логистического кластера (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Представления об измерении синергетического эффекта в трудах современных ученых
Автор |
Виды эффектов синергии |
Область исследования |
1 |
2 |
3 |
Ансофф И. [Ошибка! Источник ссылки не найден. 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400350037003700340032003700380037000000 ] |
Эффект от совместного использования финансовых и производственных мощностей, системы распределения; эффект от совместного использования опыта менеджеров |
Системы управления |
Бригхем Ю., Гапенски Л.[1 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400350037003700330038003200310039000000 ] |
Эффект операционной экономии; Эффект финансовой экономии; Эффект дифференциации функций участников |
Системы менеджмента предприятий |
Веснин В.Р.[ REF _Ref478986828 \r \h 3 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400370038003900380036003800320038000000 ] |
Операционная, финансовая коммерческая синергия |
Системы управления |
Гунина Е.Н. [5 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400350037003700340033003600320037000000 ] |
синергия сбыта, синергия инвестирования, синергия управления, производственная синергия, синергия развития |
Системы менеджмента предприятий |
1 |
2 |
3 |
Грибов С.Ю. [ REF _Ref478986835 \r \h 4 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400370038003900380036003800330035000000 ] |
Синергия рассчитывается как эффект при сравнении текущего и планируемого дохода и затрат: разница от затрат на операции текущие и планируемые; доходность инвестированного капитала; капитал; рентабельность капитала; выручка подразделений. |
интеграция сервисных подразделений холдинга |
Юлдашева О., Горид А. [ REF _Ref478989048 \r \h 8 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400370038003900380039003000340038000000 ] |
эффект снижения удельных затрат (эффект масштаба); эффект повышения доходов эффект роста инвестиционных возможностей интегрированной системы; эффект комплементарности материальных и нематериальных ресурсов. |
логистические цепи промышленных компаний |
Краснов Г.А., Виноградов В.В.[6 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400370038003900380038003900300032000000 ] |
Эффект от расширения (синергия расширения), эффект от взаимодействия (синергия связности) |
взаимодействие промышленных предприятий |
Элларян А.С. [ REF _Ref450498312 \r \h 7 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400350030003400390038003300310032000000 ] |
Образование эффекта синергии рассматривается с точки зрения роста доходов компаний при повышении инновационной активности и компетенций персонала |
интеграция на рынке транспортно-экспедиционных услуг |
Как видно из представленной таблицы, разработки оценки эффекта синергии логистических систем присутствуют в сфере сетевых оптово-розничных компаний и промышленных предприятий. Эффект синергии некорпоративных структур, где сохраняется конкуренциями между участниками, а связи являются менее сильными чем в корпорациях сегодня недостаточно разработана и освещена.
Эффекты от интеграции транспортно-логистических компаний (далее ТЛК) образуются за счет таких свойств логистических систем, как аддитивность и комплементарность [ REF _Ref478989048 \r \h 8 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400370038003900380039003000340038000000 ]. Свойство комплементарности позволяет объединить партнеров в кластере, в то время как свойство аддитивности позволяет сложить усилия партнеров и, таким образом, увеличить их совокупную технологическую, экономическую и рыночную мощность.
Таким образом, эффекты, полученные в результате контрактного взаимодействия, можно дифференцировать на следующие группы:
1) эффект прямого дохода (маркетинговый или коммерческий), возникающий от совместного использования клиентской базы, ее сохранения и роста;
2) операционный эффект, возникающий в результате кооперации партнеров в процессе осуществления логистических операций;
3) организационно-управленческий, возникающий в результате сокращения времени цикла заказа в процессе использования единой информационной системы;
4) инфраструктурный, возникающий в результате совместного использования транспортной, складской, информационной инфраструктуры и совместного обучения персонала;
5) инновационно-инвестиционный, возникающий при совместном финансировании проектов по развитию транспортно-логистической инфраструктуры региональной транспортно-логистической системы.
В таблице 2 представлено описание и символьное обозначение эффектов взаимодействия ТЛК в условиях их интеграции.
Таблица 2– Модель расчета эффектов в условиях интеграции ТЛК
Символ |
Содержание эффекта |
Проявление эффекта при кластерной форме партнерства |
||
1 |
2 |
3 |
||
1.Эффект коммерческого дохода |
||||
Ev |
Доход от дополнительного количества привлеченных клиентов Ev1 |
добавленная стоимость, полученная при расширении ассортимента услуг и привлечения дополнительных заказчиков |
||
Доход, полученный от возврата клиентов в МзЛС Ev2 |
Возвррат упущенной выгоды при взаимодействии в кластере – рассматривается в составе Ev1
|
|||
2.Операционный эффект |
||||
Etr |
Снижение затрат на пустопорожний пробег |
Экономия от пустопорожнего пробега при полной загрузке подвижного состава |
||
Снижение себестоимости затрат на транспортировку грузов |
||||
Ewp |
Снижение затрат на аренду или содержание складских помещений |
Экономия, при предоставлении площадей участниками кластера друг другу, увеличение коэффициента использования складских площадей
|
||
3.Организационно-управленческий эффект (транзакционный) |
||||
Etran |
Образуется за счет сокращения времени отклика |
Экономия упущенной выгоды, возникающей в случае отказов и в результате длительного времени ожидания. Может быть равен Ev2, если рассматривается в рамках одной отраслевой системы
|
||
4.Инфраструктурные эффекты |
||||
Ew |
Образуется за счет экономии затрат в границах макрологистической системы (экономия РТЛС) |
Экономия на капитальных затратах по проектированию и строительству объектов транспортно-логистической инфраструктуры и ее размещение (складская система) |
||
Ctr |
Затраты кластера , эффекты РТЛС |
Экономия при дифференциации затрат на реконструкцию транспортной системы между участниками кластера в пределах РТЛС, для партнеров кластера представляет собой затраты. |
||
1 |
2 |
3 |
||
5 Инновационно-инвестиционный эффект |
||||
Einov |
Образуется за счет совместного финансирования информационных и научных технологий и обмена знаниями |
Экономия по разработке |
||
Etotal |
Совокупный эффект, полученный от взаимодействия |
Etotal= Ev +Etr +Ewp+ Ew - Ctr+ Einov (1) |
||
Измерения эффекта интеграции ТЛК основано на расчете коммерческого дохода так, как отражает цель интеграции состоит в получении прибыли за счет сетевого взаимодействия партнеров. Можно выделить следующие компоненты коммерческого эффекта:
а) эффект возврата упущенной выгоды вследствие взаимодействия с предприятиями других видов транспорта (Ev1);
б) эффект от увеличения числа клиентов в пределах кластерной системы (Ev2).
Предлагается следующая модель рассчета величины коммерческого эффекта при кластерном взаимодействии систем
Ev= Ev1+ Ev2= Kr ©Qi Тi + Qj Тср (2),
где Kr - коэффициент возврата упущенной выгоды, который рассчитывается как средняя или минимальная величина потерянного объема отправок грузов; Qi- объем отправок грузов; Тi- стоимость единицы перевезенного груза, согласно i-му регламентируемому классу доставки; Qj- приростное количество договоров/клиентов/объема груза, возникшее в результате использования сетевой структуры кластера; Tср- средняя стоимость договора/средняя стоимость услуги/средняя стоимость тонны груза (где j-порядковый номер договора/клиента).
Сопутствующий доход (экономия) образуется за счет рассматривается расширения территориальных границ рынков компаний, повышения качества транспортировки и хранения материальных ресурсов, экономии при использовании новых технологий и технологического оборудования и т.д.
Таким образом, можно, заключить, что представленный подход к измерению эффектов взаимодействия в кластерном партнерстве позволяют определить множественный эффект, возникающих при интеграции компаний, что, как раз и образуют понятие синергии.
Библиографический список:
1. Беседин И.С. Создание рыночных условий взаимодействия [Текст] / И.С.Беседин // Железнодорожный транспорт. – 2007. – № 6. – С. 41-43.
3. Журова Л.И. Формирование корпоративной синергии [Электронный ресурс] / Л.И. Журова //Волжский государственный университет им. В.Н. Татищева. Режим доступа http// sisupr.mrsu.ru/2016-1/
4. Грибов С.Ю. Особенности рассчета синергетического эффекта в холдинге [Текст] / С.Ю. Грибов // Современное машиностроение. Наука и образование. –2013. – № 3. – С.419-425.
5. Гунина Е.Н. Механизм формирования и управления синергетической стоимостью интегрированных корпоративных структур в электроэнергететической сфере / Е.Н. Гунина//Экономические науки. 2010.№ 2 (63). С.191-196
8. Юлдашева О., Горид А. стратегии интеграции компаний [Текст] // О. Юлдашева, А. Горид // Новости электротехники. –2006. –№ 4 (40). –С.112-114