Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 8:20:48
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ПОДХОДЫ К ОБОСНОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ

Фрейдман Оксана Анатольевна

доцент, к.э.н., ст. науч. сотрудник

 ФГБОУ ВО «Иркутский государственный

университет путей сообщения»

г. Иркутск, Россия

Необходимость взаимодействия транспортно-логистических компаний на региональных рынках обусловлена и мотивирована перспективами развития сегмента контрактной логистики, предприятий отраслевого транспортного комплекса и промышленных предприятий регионов [ REF _Ref441250138 \r \h 1 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400340031003200350030003100330038000000 , REF _Ref452211844 \r \h 2 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400350032003200310031003800340034000000 ]. Однако, выбор формы взаимодействия логистических, транспортных и промышленных компаний и его экономическая целесообразность должны подтверждаться экономическими расчетами.

Современные методы оценки экономического эффекта, в своем большинстве, направлены на расчет коммерческого дохода партнерств [ REF _Ref478986828 \r \h 3 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400370038003900380036003800320038000000 ]. Наиболее активно в последние годы рассматриваются вопросы измерения эффектов в мезоэкономических системах корпоративных организаций. Однако методика расчет часто учитывает только суммарный эффект деятельности их подразделений [ REF _Ref478986835 \r \h 4 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400370038003900380036003800330035000000 ], в то время как необходимо предложить методы рассчета эффектов при организации контрактных форм интеграции компаний (например в составе ассоциации, кластера, стратегического альянса) .

Анализ научно-методических подходов  к оценке эффективности взаимодействия компаний в условиях их интеграции, рассмотренный в работах ряда ученых и специалистов позволяет сделать ряд обобщений в отношении эффекта синергии и экономического эффекта.

Прежде всего, уточнить сам термин «синергический эффект» или «синергия», рассмотренный в совокупности трудов. Синергия – это стратегические преимущества, возникающие при объединении двух или нескольких компаний. Синергетический эффект – это совокупный эффект возникающий при объединении компаний, выраженный в абсолютных или относительных показателях. Необходимо отметить, что оценка синергии эффекта в мезоэкономических системах, часто разделена с оценкой эффективности логистики. Основываясь на приведенном выше определении, для измерения и оценки доходности эффекта синергии необходимо предложить направления его расчета, то есть структурную классификацию эффектов.

Для анализа предлагается несколько подходов к оценке эффекта от взаимодействия, предложенных в современных работах ученых и представим выводы о составе и методике рассчета эффекта синергии для компаний сетевого транспортно-логистического кластера (см. таблицу 1).

Таблица 1 – Представления об измерении синергетического эффекта в трудах современных ученых

Автор

Виды эффектов синергии

Область исследования

1

2

3

Ансофф И. [Ошибка! Источник ссылки не найден. 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400350037003700340032003700380037000000 ]

Эффект от совместного использования

финансовых и производственных мощностей, системы распределения;

эффект от совместного использования опыта менеджеров

Системы управления

Бригхем Ю., Гапенски Л.[1 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400350037003700330038003200310039000000 ]

Эффект операционной экономии;

Эффект финансовой экономии;

Эффект дифференциации функций участников

Системы менеджмента предприятий

Веснин В.Р.[ REF _Ref478986828 \r \h 3 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400370038003900380036003800320038000000 ]

Операционная, финансовая коммерческая синергия

Системы управления

Гунина Е.Н. [5 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400350037003700340033003600320037000000 ]

синергия  сбыта,  синергия  инвестирования,  синергия  управления, производственная синергия, синергия развития

Системы менеджмента предприятий

1

2

3

Грибов С.Ю. [ REF _Ref478986835 \r \h 4 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400370038003900380036003800330035000000 ]

Синергия рассчитывается как эффект при сравнении текущего и планируемого дохода и затрат:  разница от затрат на операции текущие и планируемые;  доходность инвестированного капитала;  капитал;

рентабельность капитала; выручка подразделений.

интеграция сервисных подразделений холдинга

Юлдашева О.,

Горид А. [ REF _Ref478989048 \r \h 8 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400370038003900380039003000340038000000 ]

эффект снижения удельных затрат (эффект масштаба); эффект повышения доходов

эффект роста инвестиционных возможностей  интегрированной системы; эффект комплементарности материальных и нематериальных ресурсов.

логистические цепи промышленных компаний

Краснов Г.А., Виноградов В.В.[6 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400370038003900380038003900300032000000 ]

Эффект от расширения (синергия расширения),  эффект от взаимодействия (синергия связности)

взаимодействие промышленных предприятий

Элларян А.С. [ REF _Ref450498312 \r \h 7 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400350030003400390038003300310032000000 ]

Образование эффекта синергии рассматривается с точки зрения роста доходов компаний при повышении инновационной активности и компетенций персонала

интеграция на рынке транспортно-экспедиционных услуг

 Как видно из представленной таблицы, разработки оценки эффекта синергии логистических систем присутствуют в сфере сетевых оптово-розничных компаний и промышленных предприятий. Эффект синергии некорпоративных структур, где сохраняется конкуренциями между участниками, а связи являются менее сильными чем в корпорациях сегодня недостаточно разработана и освещена.

Эффекты от интеграции транспортно-логистических компаний (далее ТЛК) образуются за счет таких свойств логистических систем, как аддитивность и комплементарность [ REF _Ref478989048 \r \h 8 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400370038003900380039003000340038000000 ]. Свойство комплементарности позволяет объединить партнеров в кластере, в то время как свойство аддитивности позволяет сложить усилия партнеров и, таким образом, увеличить их совокупную технологическую, экономическую и рыночную мощность.

Таким образом, эффекты, полученные в результате контрактного взаимодействия, можно дифференцировать на следующие группы:

1)                эффект прямого дохода (маркетинговый или коммерческий), возникающий от совместного использования клиентской базы, ее сохранения и роста;

2)                операционный эффект, возникающий в результате кооперации партнеров в процессе осуществления логистических операций;

3)                организационно-управленческий, возникающий в результате сокращения времени цикла заказа в процессе использования единой информационной системы;

4)                инфраструктурный, возникающий в результате совместного использования транспортной, складской, информационной инфраструктуры и совместного обучения персонала;

5)                инновационно-инвестиционный, возникающий при совместном финансировании проектов по развитию транспортно-логистической инфраструктуры региональной транспортно-логистической системы.

         В таблице 2 представлено описание и символьное обозначение эффектов взаимодействия ТЛК в условиях их интеграции.

 

Таблица 2– Модель расчета эффектов в условиях интеграции ТЛК

Символ

Содержание эффекта

Проявление эффекта при кластерной форме партнерства

1

2

3

1.Эффект коммерческого дохода

Ev

Доход от дополнительного количества привлеченных клиентов Ev1

добавленная стоимость, полученная при расширении ассортимента услуг и привлечения дополнительных заказчиков

Доход, полученный от возврата клиентов в МзЛС Ev2

Возвррат упущенной выгоды при взаимодействии в кластере – рассматривается в составе Ev1

 

2.Операционный эффект

Etr

Снижение затрат  на пустопорожний пробег

Экономия от пустопорожнего пробега при полной загрузке подвижного состава

Снижение себестоимости затрат на транспортировку грузов

Ewp

Снижение затрат на аренду или содержание складских помещений

Экономия, при предоставлении площадей участниками кластера друг другу, увеличение коэффициента использования складских площадей

 

3.Организационно-управленческий эффект (транзакционный)

Etran

Образуется за счет сокращения времени отклика

Экономия упущенной выгоды, возникающей в случае отказов и в результате длительного времени ожидания. Может быть равен Ev2, если рассматривается в рамках одной отраслевой системы

 

4.Инфраструктурные эффекты

Ew

Образуется за счет экономии затрат в границах макрологистической системы

(экономия РТЛС)

Экономия на капитальных затратах по проектированию и строительству объектов транспортно-логистической инфраструктуры и ее размещение (складская система)

Ctr

Затраты кластера , эффекты РТЛС

Экономия при дифференциации затрат на реконструкцию транспортной системы между участниками кластера в пределах РТЛС, для партнеров кластера представляет собой затраты.

1

2

3

5 Инновационно-инвестиционный эффект

Einov

Образуется за счет совместного финансирования информационных и научных технологий и обмена знаниями

Экономия по разработке
и внедрению информационных технологий, проведения обучения партнерами кластера

Etotal

Совокупный эффект, полученный от взаимодействия

Etotal= Ev +Etr +Ewp+ Ew - Ctr+ Einov (1)

         

 

Измерения эффекта интеграции ТЛК основано на расчете коммерческого дохода так, как отражает цель интеграции состоит в получении прибыли за счет сетевого взаимодействия партнеров. Можно выделить следующие компоненты коммерческого эффекта:

а) эффект возврата упущенной выгоды вследствие взаимодействия с предприятиями других видов транспорта  (Ev1);

б) эффект от увеличения числа клиентов в пределах кластерной системы (Ev2).

Предлагается следующая модель рассчета величины коммерческого эффекта при кластерном взаимодействии систем

Ev= Ev1+ Ev2= Kr ©Qi Тi + Qj Тср                   (2),

где Kr - коэффициент возврата упущенной выгоды, который рассчитывается как средняя или минимальная величина потерянного объема отправок грузов; Qi- объем отправок грузов; Тi- стоимость единицы перевезенного груза, согласно i-му регламентируемому классу доставки;  Qj- приростное количество договоров/клиентов/объема груза, возникшее в результате использования сетевой структуры кластера; Tср- средняя стоимость договора/средняя стоимость услуги/средняя стоимость тонны груза (где j-порядковый номер договора/клиента).

Сопутствующий доход (экономия) образуется за счет рассматривается расширения территориальных границ рынков компаний, повышения качества транспортировки и хранения материальных ресурсов, экономии при использовании новых технологий и технологического оборудования и т.д. 

Таким образом, можно, заключить, что представленный подход к измерению эффектов взаимодействия в кластерном партнерстве позволяют определить множественный эффект, возникающих при интеграции компаний, что, как раз и образуют понятие синергии.

Библиографический список:

1.          Беседин И.С. Создание рыночных условий взаимодействия [Текст] / И.С.Беседин // Железнодорожный транспорт. – 2007. – № 6. – С. 41-43.

2.          Дыбская В.В. Рынок логистических услуг в России в условиях рецессии [Текст] / В.В. Дыбская // Логистика и управление интегрированными цепями поставок. – 2015. - № 6 (71).- С.8-15.

3.          Журова Л.И. Формирование корпоративной синергии [Электронный ресурс] / Л.И. Журова //Волжский государственный университет им. В.Н. Татищева. Режим доступа http// sisupr.mrsu.ru/2016-1/

4.          Грибов С.Ю. Особенности рассчета синергетического эффекта в холдинге [Текст] / С.Ю. Грибов // Современное машиностроение. Наука и образование. –2013. – № 3. – С.419-425.

5.          Гунина Е.Н. Механизм формирования и управления синергетической стоимостью интегрированных корпоративных структур в электроэнергететической сфере / Е.Н. Гунина//Экономические науки. 2010.№ 2 (63). С.191-196

6.          Краснов Г.А., Виноградов В.В. Возникновение синергетического эффекта при интеграции экономических систем [Текст] /Г.А. Краснов, В.В. Виноградов, А.А. Краснов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 4. С.219-222.

7.              Элларян А.С. Логистические подходы к управлению интегрированными бизнес-процессами в сфере транспортно-экспедиторских услуг [Текст] / А.С. Элларян // РИСК. – 2013. –№ 3. – С. 10–12.

8. Юлдашева О., Горид А. стратегии интеграции компаний [Текст] // О. Юлдашева, А. Горид // Новости электротехники. –2006. –№ 4 (40). –С.112-114


Количество просмотров: 1270
теги:
02.04.2018 15:58 | stacyблог автора

Еще публикации: