Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 9:14:50
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ЗНАЧИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЛИНГА В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Демченко Галина Анатольевна

ассистент кафедры логистики

Красноярский государственный  аграрный университет,

 г. Красноярск, Россия

E-mail:  galina.demchenko.75@mail.ru

Для оценки эффективности функционирования логистической системы и деятельности персонала логистического менеджмента предприятия необходимо наличие контроля результатов решений, принимаемых персоналом службы в логистических системах [3]. Измерение результатов управления логистикой (количественная мера степени эффективности выполнения логистических операций и функций) является необходимым условием достижения целей логистической системой, так как обеспечивает обратную связь, необходимую для эффективного менеджмента. В этом смысле измерение результатов работы службы в логистических системах имеет два аспекта: во-первых, установление определенной системы мер (количественных и качественных показателей, критериев, шкал отношения и предпочтения); во-вторых, непосредственно измерение результата принятия управленческих решений.

Процесс измерения результатов логистического менеджмента может проводиться для целей логистического анализа ежедневно, один раз в месяц (квартал) и т.п. Система основных измерителей зависит от целей логистического менеджмента и вида логистической системы. Для большинства логистических систем эта базируется на ключевых (комплексных) показателях её эффективности:

- степени удовлетворения потребителей качеством логистического сервиса;

- отдаче от инвестиций в логистическую инфраструктуру;

- полных и операционных логистических издержках;

- продолжительности логистических циклов;

- производительности/ продуктивности логистической системы.

Процедура логистического контроллинга очень похожа на контроль параметров в технических системах и процессах. Сам процесс контроллинга заключается в постоянном или периодическом сравнении заданных (базовых, стандартных) характеристик и параметров.

Наиболее значимые существующие инструменты контроллинга в логистических системах:

               Планирование потребности в материалах.

Используя информацию, которая содержится в производственной программе, определяющей вид, качество и количество производимых в единицу времени товара, контроллинг определяет соответствующие потребности в материалах, сырье и комплектующих. В функции контроллинга входит разработка методики управления складскими запасами: выбор метода заказов материалов к определенному сроку, методов формирования ритмов заказов и соответствующей политики закупок.

В этих методах учитывается следующий компонент: складской запас пополняется после того, как объем запасов на складе дойдет до определенного минимального значения. Эффективное управление складскими запасами допустимо только после определения надобности организации в материальных ресурсах на основе существующих методов.

                                  Расчет издержек.

Методы учета, используемые в производственном процессе, дают возможность определить виды издержек в производстве. Основные пункты появления издержек в логистике - это места приема материалов и полуфабрикатов, входной склад, система транспортирования ресурсов по предприятию, склад готовой продукции.

3)Контроль экономичности деятельности службы в логистических системах.

Здесь контроллинг разрабатывает рекомендации для руководителей разного уровня таким образом, чтобы получить наилучшие варианты затрат в логистике.

Для анализа взаимодействия в логистических системах с маркетингом в западной литературе часто используют традиционные понятия маркетингового микса «4-P»: «price–product – promotion–place» («цена – продукт – продвижение – место»). Наглядное представление ключевых составляющих маркетинга и в логистических системах, позволяет проследить прямую взаимосвязь между такими характеристиками, как цена (затраты), продукт и место.

Любая ЛС функционирует в условиях постоянных изменений как внешней среды (рынки, экономические условия, конкуренты, технологии и т.д.), так и внутри ЛС (сотрудники, цели деятельности, продукты, планы, процессы, затраты, заказчики, поставщики и т.д.). Изменения – это нормальная часть бизнеса, и если организация не будет на них адекватно реагировать, то неизбежно отстанет от более динамичных конкурентов.

Неслучайно к трем важным качествам в логистических системах относят отсутствие «жира» («тощая» логистика), интегрированность и динамизм.

Развитие в логистических системах на предприятии требует серьезного подхода к мотивации персонала. Мотивация является необходимым условием успешного формирования и развития ЛС. Большинство людей не любят изменений, т.к. для их осуществления требуются большие усилия, отказ от старых и привычных приемов; овладение новой квалификацией, изучение новых способов действий, отработка незнакомых ранее процедур, формирование новых отношений. Сотрудники функциональных подразделений сопротивляются изменениям, которые лишают их чувства собственной безопасности, например, когда они:

        не ориентируются в направленности изменений;

        вынуждены принимать риск на себя;

        опасаются оказаться в результате изменений ненужными;

        считают, что не справятся с новыми обязанностями;

        не способны и (или) не желают обучаться новым навыкам и новому поведению.

Различают два основных подхода к управлению изменениями.

1. Непрерывное совершенствование, представляющее собой поток относительно небольших изменений, которые предприятие может принять без крупных для себя потрясений. При этом существенно снижается риск, т. к. от неудачных нововведений легко отказаться и вернуться к прежнему варианту.

2. Реинжиниринг бизнес-процессов – фундаментальное изменение мышления и радикальное перепроектирование бизнес-процессов, позволяющее добиться значительного улучшения важных показателей деятельности: затрат, качества, уровня обслуживания и скорости реагирования. Идея реинжиниринга состоит в том, что организация не ищет возможностей для совершенствования текущих операций, а начинает создавать новый процесс с самого начала.

Логистические издержки (logistical cost)- затраты на выполнение логистических операций.

Логистические операции с предметами и продуктами труда выполняются как в сфере обращения, так и в сфере производства. Соответственно издержки на выполнение логистических операций включают в себя как часть издержек обращения, так и часть издержек производства.

Основными составляющими логистических издержек являются:

                    транспортно-заготовительные расходы;

                    затраты на содержание запасов.

Значимость задачи сокращения этих издержек посредством системной организации процессов определяются той долей, которую они занимают в общем объёме издержек производства и обращения.

В пределах предприятия логистические издержки рассчитывают:

                    в процентах суммы от продаж;

                    в процентах от стоимости чистой продукции;

                    в денежном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции.

Специфика учета издержек в логистике заключается в суммировании всех затрат, связанных с реализацией процесса.

Традиционные методы учета зачастую не обеспечивают возможности идентификации всей цепочки затрат связанных с тем или иным процессом. Основная причина заключается в том, что калькуляция расходов осуществляется по отдельным функциональным областям, тогда как материальные потоки проходят «сквозь» организацию, взаимодействуя с множеством подразделений.

Традиционные методы учета объединяют издержки в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть все последствия принятых управленческих решений, а так же их воздействия на корпоративную организацию. В результате решения, принятые в одной функциональной области, приводят к непредвиденным результатам в других, смежных с ней областях.

Логистика предусматривает ведение пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока. Наличие данной системы учета позволяет использовать показатель изменения суммы издержек по процессу в качестве критерия эффективности принимаемых решений в сфере управления материальными потоками.

В логистике ключевым событием (объектом анализа) является заказ потребителя (клиент, продукт, или услуга) и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издержек должна позволять определять приносит ли конкретный заказ (клиент, продукт или услуга) прибыль. Для эффективной калькуляции издержек нужно:

         точно определить конкретные затраты, которые следует включить в схему анализа;

         установить временные рамки затрат;

         отнести затраты на конкретные факторы имеющие отношение к оценке альтернативных действий;

         установить критерий принятия решений.

Логистические процессы пронизывают основные подразделения предприятия (закупка, производство, сбыт и т.п.) по горизонтали. Традиционные методы учета, направленные на определение затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а так же о характере их взаимодействия друг с другом.

Логистический контроллинг предполагает следующие этапы:

       определение цели, допустимых отклонений и сроков;

      анализ фактического состояния на основе показателей в соответствии с существующими методами;

       балансирование фактических и плановых показателей с учетом заданных областей допустимых отклонений и вниманием к причинам отклонений, с выявлением рисков;

      планирование мероприятий по устранению недостатков на основе обнаруженных рисков;

      разработка новых плановых показателей по результатам проведенных мероприятий;

       составление отчета с утвержденной периодичностью как в расширенном, так и в сокращенном варианте.

Никакие правила или законы не требуют, чтобы учет затрат по процессам был представлен в финансовых отчетах.

Отличия отчетности для подготовки решения по логистике от финансового отчета:

                    отчет по логистическим издержкам более подробен и может содержать информацию, которая обычно не разглашается сторонним организациям;

                    отчет по логистическим издержкам более масштабен и может содержать как прошлые, так и будущие расходы и прибыль; он характеризует так же потенциальный эффект от еще не принятых решений;

                    структура и содержание отчета по логистическим издержкам в большей степени зависят от специальных требований к логистическим решениям и коммуникациям в конкретной компании, чем от инструкций к финансовой отчетности.

В зависимости от вида логистической функции издержки подразделяют на транспортные, издержки хранения и т.п. При этом основными видами издержек, которыми можно хорошо управлять на уровне ответственности служб в логистических системах, являются издержки, связанные с хранением и транспортированием продукции [1,2].

 

 

Общие затраты на создание и поддержание запасов

 

Затраты на текущее обслуживание запасов, которые включают в себя налоги и запасы.

Затраты на инвестированный в запасы капитал.

Запасы созданные с использованием заемных средств, (издержки на инвестированный капитал определяются процентной ставкой банковского кредита).

Запасы созданные с использованием собственных средств. В этом случае используется установленная на предприятии норма эффективности денежных вложений в оборотные средства.

 

Затраты на хранение запасов (расходы на аренду складского помещения, амортизационные отчисления, оплату электроэнергии, заработную плату складского персонала и специалистов).

Риски, связанные с содержанием запасов. В стоимость рисков создания и поддержания запасов, входят следующие виды потерь:

- потери, связанные с физическим и моральным устареванием продукции при хранении (особенно скоропортящаяся с/х продукция).

- риск превышения норм естественной убыли.

Риски могут быть сокращены при сокращении временных циклов.

Риски содержания запасов проявляются в таких свойствах продукта, как:

           способность к порче (для продовольственных товаров);

           повреждение в процессе транспортировки;

           повреждение в процессе грузопереработки;

           пожароопасность.

Риски требуют дополнительных затрат для обеспечения сохранности груза при транспортировке, грузопереработке, хранении, (например, скоропортящиеся грузы должны перевозиться в рефрижераторах). При возрастании продуктовых рисков затраты на хранение и транспортировку возрастают.

Оценка стоимости риска в денежной форме производится:

                    через расходы на страхование;

                    через тарифы и ставки страховых премий.

Точно определить затраты по содержанию запасов, достаточно сложно. На практике может использоваться среднее значение издержек на создание и содержание запаса виде процента от стоимости запаса. На практике допустимы значения от 15 до 35% от цены изделия.

К транспортно-заготовительным расходам относят:

                    затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией;

                    расходы по закупке и доставке товарно-материальных ценностей;

                    издержки пополнения запаса.

Включают расходы на формирование сети поставщиков, выбор и оценивание поставщика, транспортные издержки, почтово-телеграфные издержки, представительские и командировочные и др. расходы, недостачи и потери в пути в пределах норм естественной убыли.

Часть транспортно-заготовительных расходов не зависит от партии поставки, но зависит от количества заказов в год. Другая часть (транспортные издержки, приемно-проверочные и др. расходы) зависит от размера партии поставки.

В свою очередь, все затраты на перевозку могут быть подразделены на переменные, зависящие от расстояния перевозки (или времени движения) и постоянные, не зависящие от расстояния.

 

Таблица 1 – Виды затрат.

Переменные затраты

Постоянные затраты

        Затраты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию на движенческие операции

        Затраты на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры различных видов транспорта (арендную плату)

        Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава (включая зап. части и материалы)

        Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала

        Заработную плату водителей (персонала, непосредственно выполняющего перевозку)

        Накладные и прочие расходы

 

Проанализируем такую группу показателей как экономичность, а именно расходы/затраты на заказ. Для примера рассмотрим работу автомагазина, деятельность которого основана на шоу-рум. Шоу-рум это демонстрационный зал, где представлены образцы из коллекции изделий. Это логистическое решение является выгодным, так как автомагазин закупает не партию автозапчастей сразу, а работает «по заказу». Сравнение затрат на покупку партии автозапчастей представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Затраты на покупку «по заказу» и всей партии автозапчастей

 

Количество

Продажи (январь- июнь 2016), шт.

Средняя стоимость, руб.

Затраты на покупку, руб.

«По заказу»

2500

265

662500

Вся партия

3000

265

795000

 

При заказе всей партии автозапчастей стоит учитывать и такие затраты как аренда и охрана складского помещения, жилищно-коммунальные и транспортные расходы, а именно доставка товара до пункта назначения (склад - салон продаж), а также страхование от хищения.

Данные для рассматриваемого примера партии автозапчастей марки «Tayota Camry» представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Дополнительные затраты при заказе партии автозапчастей

 

Дополнительные затраты

Стоимость дополнительных затрат

 на 1 шт.

Стоимость дополнительных затрат на 3 тыс. автозапчастей

Аренда складского помещения (48 м2)

25000 руб./мес.

25000руб./мес.

Охрана складского помещения ( склад - салон продаж)

10000 (руб./мес.)

10000(руб./мес.)

Транспортные расходы

10-15 руб./км

10-15 руб./км

Страхование

125 руб./год

750000 руб./год

 

Из приведенных таблиц видно, что экономия составляет 132500 рублей (см. таблицу 2) и 750000 рублей (см. таблицу 3) за рассматриваемый период времени 6 месяцев, поэтому выгода здесь очевидна. При этом не были учтены транспортные расходы. Заметим, что цена автозапчастей, которые не были проданы, будет уже ниже средней стоимости, так как спрос будет со временем падать.

Эффект от выравнивания продажи товара посредством сочетания принципов поставки под заказ и метода рационального размещения продукции на складе позволяет предприятию получить конкурентные преимущества по времени поставки и возможность быстро реагировать на изменение рынка.

Подводя итог, сформулируем основные проблемы, связанные с учетом издержек в логистике.

        Высокая доля затрат на операции, связанные с продвижением товарных и материальных ресурсов в сферах производства и обращения, в общем объеме издержек. Постоянный, опережающий общий уровень инфляции, рост стоимости работ на большинстве из этих операций.

        Отсутствие, в общем случае, при традиционно организованном учете критерия принятия решений по рациональной организации логистического процесса.

        Резкий рост чувствительности логистических затрат к изменению качественных показателей работы логистических систем в области высокого качества их функционирования, характерной для конкурентных рынков.

В заключении стоит отметить, что главная задача контроллинга в логистических системах состоит в реализации оперативного контроля за экономичностью и наилучшим прохождением процессов складирования и транспортирования материальных и передачи нематериальных ресурсов организации. Следовательно, максимального эффекта для наилучшей организации товарных потоков можно добиться, только применяя контроллинг в логистических системах, где контроллер тесно взаимодействует с менеджерами, выступает внутренним консультантом, анализируя результативность и эффективность менеджеров, побуждая их к правильному решению проблем.

Таким образом, изменениями необходимо управлять, понимая, какие именно усовершенствования необходимы, умея убедить персонал в необходимости и полезности усовершенствований (использование теории мотивации), умея организовать внедрение изменений.

Библиографический список:

1.     Контроллинг на промышленном предприятии: учебник / А.М. Карминский, С.Г. Фалько, И.Д. Грачев; под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. М.: Форум, 2014. 304 с.

2.     Вебер Юрген., Шеффер Утц. Введение в контроллинг. Пер. с нем./ Под ред. и предисл. Проф., д.э.н. С.Г. Фалько. М.: НП «Объединение контроллеров». 2014. 416 с.

3.     Швалов П.Г. The development of the approaches to a balanced scorecard in the controlling of the integrated logistical infrastructure / Инновационные тенденции развития российской науки. Материалы VI Международной научно-практической конференции молодых ученых.  Краснояр. гос. аграр. ун-т.  2013, 274 с. – с. 254-256


Количество просмотров: 872
теги:
16.03.2018 14:30 | stacyблог автора

Еще публикации: