Асадуллина Наиля Рамильевна
к.э.н., доцент
Ташкентский институт инженеров
железнодорожного транспорта
г. Ташкент, Узбекистан
E-mail: rasadullina@mail.ru
В современных условиях, а также со становлением цивилизованных рыночных отношений ростом конкуренции и вызванной этим необходимостью использования новейших экономических технологий управления предприятиями, в Узбекистане в последние годы стали активно развиваться новые направления экономического регулирования на основе логистического подхода. В лучших бизнес структурах страны логистика стала играть определяющую роль в становлении и утверждении возможностей постоянного контроля, за материальными потоками в реальном масштабе времени в режимах удаленного доступа через информационные системы связи.
Современная теория рассматривает реализацию логистического подхода как существенное конкурентное преимущество. В этом аспекте признаны исследования международной конкуренции М. Портера[1,с.456], результаты которых и принимаются сегодня для обоснования теории конкурентных преимуществ предприятия. В частности, рассматривая конкурентные преимущества в международном соперничестве, М. Портер останавливается на следующих аспектах:
· конкурентное преимущество проистекает на основе улучшений, новшеств и перемен;
· конкурентное преимущество затрагивает всю систему создания ценностей;
· конкурентное преимущество поддерживается только благодаря непрерывным улучшениям;
· поддержание преимущества требует совершенствования его источников;
· поддержание преимущества в конечном счете требует глобального подхода к стратегии.
Опираясь на эти концептуальные положения, можно сформулировать следующую модель основных направлений влияния логистики на конкурентные преимущества предприятия (рис.1).
Рис. 1. Модель основных направлений влияния логистики на конкурентные преимущества предприятия. Источник: разработано автором.
Логистика, затрагивая ресурсный потенциал предприятия, способствует эффективному его использованию и тем самым способствует росту конкурентоспособности предприятия. А в этом аспекте нам представляется достаточно продуктивной классификация ресурсов конкурентного потенциала предприятия, предложенная Шевченко С.Ю. «По самым общим соображениям ресурсы конкурентного потенциала предприятий … можно подразделить на две большие группы: информационные и неинформационные средства»[2,с.72]. Подобная классификация ресурсов конкурентного потенциала предприятия корреспондируется с традиционной точкой зрения на логистику, где в качестве основного объекта управления принимается материальный поток, а информация выступает как обслуживающий компонент. Поэтому корректен акцент на ресурсосберегающей роли логистики (экономия затрат) в повышении конкурентоспособности товара и предприятия: «Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению в плане их воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров»[3,c.159-162]. В своем представлении о позитивном влиянии логистики на конкурентоспособность Плотник Б.К. отмечает: «логистика, есть основной инструмент достижения для предприятия необходимой конкурентоспособности, ибо рациональные закупки обеспечивают минимум издержек – как в производстве, так и в торговле»[4,c.17]. Этой же точки зрения придерживается Уваров С.А., по мнению которого «конкурентные преимущества все в большей степени определяются тем, насколько эффективно предприятие создает логистическую структуру»[5,c.48]. В дальнейшем, в монографии «Логистика фирмы», написанной Уваровым С.А. в соавторстве с Козловым В.К., было уточнено: «Логистика позволяет экономическим субъектам формировать стратегию эффективной политики по обеспечению своего конкурентного преимущества, исходя не из абстрактной ориентации на рынок, а на основе ориентации на конкурентного потребителя»[6,c.50]. Диалектика взаимосвязи конкурентного преимущества предприятия и логистики может быть объяснена следующими причинно-следственными связями: последовательная логистизация экономических потоков предприятия ведет к росту ее конкурентного потенциала; возрастание конкурентного преимущества предприятия усиливает необходимость более полного использования инструментария логистики. Цель реализации логистического инструментария состоит в обеспечении доходов и сохранения прочных конкурентоспособных позиций на рынке.
Под логистическими преимуществами предприятия в конкурентном соперничестве понимается наиболее полное эффективное использование логистического потенциала внутри фирменных и внешних экономических потоков[7,c.132]. В самом общем виде эти преимущества характеризуются следующей системой. Эти и другие логистические преимущества образуют своеобразный интегральный конкурентный потенциал предприятия, формируемый за счет комплексного использования инструментария логистики. Основным, системообразующим логистическим фактором конкурентного преимущества и конкурентоспособности предприятия является ее интегральный потенциал. (Рис. 2.)
Рис.2 Система конкурентных преимуществ предприятия в условиях использования логистического подхода. Источник: разработано автором.
Нейтрализации негативного конкурентного давления, повышения позитивного потенциала конкуренции в целом способствует логистическая организация материальных, финансовых и информационных потоков. Конкурентные потоки обладают достаточным логистическим потенциалом их оптимизации и рационализации. Потоки рыночного типа становятся конкурентными потоками товаров и услуг под влиянием пяти сил конкуренции, подробно исследованными М. Портером. С этих позиций конкурентными можно назвать следующие потоки товаров и услуг:
· потоки аналогичных товаров и услуг, которые могут быть произведены предприятиями – конкурентами;
· потоки товаров и услуг – заменителей (субститутов), способных конкурировать между собой;
· потоки материально-технических ресурсов, за доступ к которым конкурирует товаропроизводители;
· потоки конкурирующего платежеспособного спроса потребителей на рынке товаров и услуг.
Системная оптимизация логистических потоков в конкурентной среде обеспечивает сопряжение экономических интересов участников логистических цепей. В то же время в логистическом потоке всегда заложен потенциал сопряжения экономических интересов на основе поиска и установления компромиссов между его участниками. При этом логистика имеет дело с материальными, финансовыми и информационными потоками, поэтому логистика конкурентных потоков означает:
· сопряжение интересов участников логистических цепей;
· установление экономических компромиссов в логистических системах, создаваемых для оптимизации и рационализации потоков;
· интеграция усилий всех участников логистических систем для достижения общесистемных целей;
· кооперация ресурсов субъектов рынка для наиболее эффективного их использования в потоках.
Таким образом, в современных экономических условиях с объективной необходимостью потребовал широкомасштабного использования логистики как одного из важных факторов роста конкурентоспособности.
Библиографический список:
1. Портер М. Международная конкуренция. – Международные отношения, М.: 1993. - 896 с.
2. Шевченко С.Ю. Инновационное развитие и конкурентоспособность, Методика обоснования стратегических решений, СПб.:СПбГУЭФ,1996. - 72 с.
3. Украинцев В.Б. Конкуренция и логистика. М.: Экспертное бюро, 1999.- 159-162 с.
4. 4.Плоткин Б.К. Основы логистики: Учеб. Пособие. Л.:ЛФЭИ, 1991.- 17 с.
5. Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория и практика. СПб.: Инест-НП, 1996.- С 48
6. Уваров С.А. Козлов В.К. Логистика фирмы СПб.: Изд-во СПбУЭФ,1998.- 50 с.
7. Альбеков А.У.,Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции: Учеб. Пособие СПб.:Изд-во СпбУ-ЭФ, 1999. – 132 с.
8. Логистика учебник/ В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И.Сергеев, А.Н.Стерлигова. – М.: Эксмо, 2011. – 944с. – (Полный курс МВА).
9. Афанасенко И., Борисова В. Экономическая логистика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013.-432 с.