Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 9:24:40
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РОСТЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Асадуллина Наиля Рамильевна

к.э.н., доцент

Ташкентский институт инженеров

железнодорожного транспорта

г. Ташкент, Узбекистан

E-mail: rasadullina@mail.ru

В современных условиях, а также со становлением цивилизованных рыночных отношений ростом конкуренции и вызванной этим необходимостью использования новейших экономических технологий управления предприятиями, в Узбекистане в последние годы стали активно развиваться новые направления экономического регулирования на основе логистического подхода.  В лучших бизнес структурах страны логистика стала играть определяющую роль в становлении  и утверждении возможностей постоянного контроля, за материальными потоками в реальном масштабе времени в режимах удаленного доступа через информационные системы связи.

Современная теория рассматривает реализацию логистического подхода как существенное конкурентное преимущество. В этом аспекте признаны исследования международной конкуренции М. Портера[1,с.456], результаты которых и принимаются сегодня для обоснования теории конкурентных преимуществ предприятия. В частности, рассматривая конкурентные преимущества в международном соперничестве, М. Портер останавливается на следующих аспектах:

·                   конкурентное преимущество проистекает на основе улучшений, новшеств и перемен;

·                   конкурентное преимущество затрагивает всю систему создания ценностей;

·                   конкурентное преимущество поддерживается только благодаря непрерывным улучшениям;

·                   поддержание преимущества требует совершенствования его источников;

·                   поддержание преимущества в конечном счете требует глобального подхода к стратегии. 

Опираясь на эти концептуальные положения, можно сформулировать следующую модель основных направлений влияния логистики на конкурентные преимущества предприятия (рис.1).

a87ff679a2f3e71d9181a67b7542122c.jpg 

Рис. 1. Модель основных направлений влияния логистики на конкурентные преимущества предприятия. Источник: разработано автором.

 

Логистика, затрагивая ресурсный потенциал предприятия, способствует эффективному его использованию и тем самым способствует росту конкурентоспособности предприятия. А в этом аспекте нам представляется достаточно продуктивной классификация ресурсов конкурентного потенциала предприятия, предложенная Шевченко С.Ю. «По самым общим соображениям ресурсы конкурентного потенциала предприятий … можно подразделить на две большие группы: информационные и неинформационные средства»[2,с.72].  Подобная классификация ресурсов конкурентного потенциала предприятия корреспондируется с традиционной точкой зрения на логистику, где в качестве основного объекта управления принимается материальный поток, а информация выступает как обслуживающий компонент. Поэтому корректен акцент на ресурсосберегающей роли логистики (экономия затрат)  в повышении конкурентоспособности товара и предприятия: «Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению в плане их воздействия на  функциональные затраты и на доходы от продажи товаров»[3,c.159-162]. В своем представлении о позитивном влиянии логистики на конкурентоспособность Плотник Б.К. отмечает: «логистика, есть основной инструмент достижения для предприятия необходимой конкурентоспособности, ибо рациональные закупки обеспечивают минимум издержек – как в производстве, так и в торговле»[4,c.17]. Этой же точки зрения придерживается  Уваров С.А., по мнению которого «конкурентные преимущества все в большей степени определяются тем, насколько эффективно предприятие создает логистическую структуру»[5,c.48]. В дальнейшем, в монографии «Логистика фирмы», написанной Уваровым С.А. в соавторстве  с Козловым В.К., было уточнено: «Логистика позволяет экономическим субъектам формировать стратегию эффективной политики по обеспечению своего конкурентного преимущества, исходя не из абстрактной ориентации на рынок, а на основе ориентации на конкурентного потребителя»[6,c.50]. Диалектика взаимосвязи конкурентного преимущества предприятия и логистики может быть объяснена следующими причинно-следственными связями: последовательная логистизация экономических потоков предприятия ведет к росту ее конкурентного потенциала; возрастание конкурентного преимущества предприятия усиливает необходимость более полного использования инструментария логистики. Цель реализации логистического инструментария состоит в обеспечении доходов и сохранения  прочных конкурентоспособных позиций на рынке.

Под логистическими преимуществами предприятия в конкурентном соперничестве понимается наиболее полное эффективное  использование логистического потенциала внутри фирменных и внешних экономических  потоков[7,c.132]. В самом общем виде эти преимущества характеризуются следующей системой. Эти и другие логистические преимущества образуют своеобразный интегральный конкурентный потенциал предприятия, формируемый  за счет комплексного  использования инструментария логистики. Основным, системообразующим логистическим фактором  конкурентного преимущества и конкурентоспособности предприятия является ее интегральный потенциал. (Рис. 2.)

 e4da3b7fbbce2345d7772b0674a318d5.jpg

Рис.2  Система конкурентных преимуществ предприятия в условиях использования логистического подхода. Источник: разработано автором.

 

Нейтрализации негативного конкурентного давления, повышения позитивного потенциала конкуренции в целом способствует логистическая организация  материальных, финансовых и информационных потоков. Конкурентные потоки обладают достаточным логистическим потенциалом их оптимизации и рационализации. Потоки рыночного типа становятся конкурентными потоками товаров и услуг под влиянием пяти сил конкуренции, подробно исследованными М. Портером. С  этих позиций конкурентными можно назвать следующие потоки товаров и услуг:

·  потоки аналогичных товаров и услуг, которые могут быть произведены  предприятиями – конкурентами;

·  потоки товаров и услуг – заменителей (субститутов), способных конкурировать между собой;

·  потоки материально-технических ресурсов, за доступ к которым конкурирует товаропроизводители;

·  потоки конкурирующего платежеспособного спроса потребителей на рынке товаров и услуг.

Системная оптимизация логистических потоков в конкурентной среде обеспечивает сопряжение экономических интересов участников логистических цепей. В то же время в  логистическом потоке всегда заложен потенциал сопряжения экономических интересов на  основе поиска и установления компромиссов между его участниками.  При этом логистика имеет дело с материальными, финансовыми и информационными потоками, поэтому логистика конкурентных потоков означает:

·                   сопряжение интересов участников логистических цепей;

·                   установление экономических компромиссов в логистических системах, создаваемых для оптимизации и рационализации потоков;

·                   интеграция усилий всех участников логистических систем для достижения общесистемных целей;

·                   кооперация ресурсов субъектов рынка для наиболее эффективного их использования в потоках.

Таким образом, в современных экономических условиях с объективной необходимостью потребовал широкомасштабного использования логистики как одного из важных факторов роста конкурентоспособности.

 

Библиографический список:

1.                Портер М. Международная конкуренция. – Международные отношения, М.: 1993. - 896 с.

2.                Шевченко С.Ю. Инновационное развитие и конкурентоспособность, Методика обоснования стратегических решений, СПб.:СПбГУЭФ,1996. - 72 с.

3.                Украинцев В.Б. Конкуренция и логистика. М.: Экспертное бюро, 1999.- 159-162 с.

4.                4.Плоткин Б.К. Основы логистики: Учеб.  Пособие. Л.:ЛФЭИ, 1991.- 17 с.

5.                Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория и практика. СПб.: Инест-НП, 1996.- С 48

6.                Уваров С.А. Козлов В.К. Логистика фирмы СПб.: Изд-во СПбУЭФ,1998.-  50 с.

7.                Альбеков А.У.,Федько В.П.,  Митько О.А. Логистика коммерции: Учеб. Пособие СПб.:Изд-во СпбУ-ЭФ, 1999. – 132 с.

8.                Логистика учебник/ В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И.Сергеев, А.Н.Стерлигова. – М.: Эксмо, 2011. – 944с. – (Полный курс МВА).

9.                Афанасенко И., Борисова В. Экономическая логистика: Учебник для вузов.  Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013.-432 с.


Количество просмотров: 1077
теги:
14.03.2018 14:26 | stacyблог автора

Еще публикации: