Внедрение новых технологий на Ванкоре в 2017 г. позволило добыть дополнительно почти 300 тыс. т нефти, сообщает портал Neftegaz.RU. Такая «прибавка в весе» углеводородного проекта закономерна. Всего в минувшем году сотрудниками РН-Ванкор (до 2016 г. Ванкорнефть) было подано 27 инициативных предложений в сфере добычи, подготовки и перекачки нефти, энергоэффективности, эксплуатации трубопроводов, подготовки и компримировании газа, информационных технологий, геотехнического мониторинга.
РН-Ванкор является оператором по освоению новых месторождений Ванкорского кластера: Сузунского, Тагульского и Лодочного. А в целом Роснефть формирует огромную нефтегазовую провинцию, включающую также Куюмбинское и Юрубчено-Тохомское месторождения в Восточной Сибири и Среднеботуобинское в Якутии. Вместе они должны обеспечить до 2020 года дополнительную добычу до 30,9 млн тонн нефти и свыше 8 млрд кубометров газа.
Характеризуя эффективность работы на Ванкоре, научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики академик РАН Алексей Конторович заметил: «Нам всегда казалось, что уж чего-чего, а нефти и газа у нас много, поэтому мы всё время “снимали сливки”, не заботясь о повышении нефтеотдачи месторождений. Это время прошло. Но, должен сказать, не все сделали для себя нужные выводы: многие ссылаются на то, что обеспечение высокой эффективности отработки месторождений слишком затратно. Ванкор в этом отношении можно отнести к исключениям из общего правила: здесь инвестируют столько, сколько нужно для того, чтобы месторождение было освоено с максимальной отдачей. Это, как минимум, логично: забравшись в такие труднодоступные места, отстроив инфраструктуру, вложив огромные средства в обустройство месторождения, недропользователь должен идти до конца».
Уже несколько лет грандиозные перспективы Ванкора ни у кого не вызывают сомнений. Но в начале 2000-х скептическое отношение к этой углеводородной кладовой было, можно сказать, повальным. Тем более что состояние российской экономики не способствовало инвестиционному энтузиазму. Сказывалось и воспоминание о том, что еще в 1995 году знаменитая Royal Dutch Shell специально под разработку Ванкорского месторождения учредила компанию «Шелл Ванкор девелопмент Б.В.» Но вскоре Shell ушла из проекта, посчитав его невыгодным.
Первым, кто осознал перспективность Ванкора для России, был экс-министр топлива и энергетики РФ, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. Он говорил, что этот проект является «очень красивым шагом в будущее, который направлен на развитие российского Севера». Возглавляемая им компания «Союзнефтегаз» осуществила консолидацию активов Ванкорского проекта, привлекла первоначальное финансирование, провела полную реструктуризацию бизнеса. Затем проект был передан стратегическому инвестору – государственной НК «Роснефть».
Сегодня Ванкорский проект является интеграционным проектом развития огромной территории Сибири.