Правительство РФ утвердило правила субсидирования кредитов малому и среднему бизнесу. Согласно сообщению газеты «Коммерсантъ», льготные кредиты под 6,5% годовых будут выдаваться на проекты в приоритетных отраслях сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, строительстве, транспорте и связи, туристской деятельности, здравоохранении и утилизации отходов.
Как видим, нефтепромысел главный кормилец госбюджета не затесался на кредитной кухне даже среди отходов.
В 1996 году независимые малые и средние компании добывали 16% «черного золота» от всего объема добываемой нефти в стране. Сегодня эта цифра составляет около 4%. Вот и получается, что в добыче нефти уже нет конкуренции и нет той прослойки малых и средних предприятий, которым в силу сложившихся обстоятельств никогда не прорваться со своим сырьем на экспорт. А ведь это аксиома чем больше малые и средние предприятия добывают, тем больше насыщается внутренний рынок.
В нефтяной промышленности страны происходит дальнейшая концентрация производства в руках небольшого количества крупнейших компаний. Идёт процесс поглощения малых и средних предприятий. В нефтесервисе, составляющем технологическую основу добычи нефти, остро проявились формы и методы внеэкономической конкуренции, когда крупные компании искусственно снижают цены на договорные работы. Наиболее сильные компании, пользуясь своим влиянием, оттесняют «слабых» от участия в тендерах на выполнение работ.
Малый бизнес, лишённый получения недорогих кредитов, оказался под прессом монополистов и не имеет возможности развивать новые технологии, заказывать у отечественных производителей новое оборудование и материалы. В условиях жесткого ценового давления со стороны добывающих «монстров» отечественные сервисные компании ограничены в возможностях инвестирования средств в развитие. В противоположность норвежской модели развития отрасли, когда государство специальными мерами стимулировало развитие отечественного нефтесервиса и, соответственно, производства отечественного нефтегазового оборудования, у нас создаются условия для усиления доминирования крупных добывающих компаний. Учитывая специфически высокую ставку по кредитам, это неизбежно ведет к дальнейшему ослаблению отечественного нефтесервиса и производства нефтегазового оборудования и создает дополнительные преимущества для крупных зарубежных нефтесервисных компаний.
Независимые добывающие и нефтесервисные компании являются важнейшим центром консолидации отраслевых знаний и технологических ресурсов, перспективной базой их обмена на договорной основе. Именно малые компании стали основной движущей силой американской сланцевой революции. Сегодня в США действует около 8 тыс. таких предприятий, которые в совокупности добывают 230 млн тонн сланцевой нефти в год.
Развитию небольших компаний в России препятствует существующая налоговая система. В тех же США благодаря гибкой фискальной политике являются рентабельными скважины, дающие менее 2 тонн нефти в сутки (в 2015 г. они дали 10% от всего объема добытой нефти в стране). У нас за порогом рентабельности оказываются скважины, выдающие по 4 тонны.
Деятельность независимого нефтесервиса в наибольшей степени способствует инновационному развитию топливно-энергетического комплекса страны, поскольку малые независимые компании находятся в непрерывном поиске новых способов освоения месторождений, внедряют, прежде всего, отечественные технологии и разработки, тем самым способствуя более эффективному использованию минерально-сырьевой базы.
Как полагает ответственный редактор приложения «Независимой газеты» «НГ-Энергия» Олег Никифоров, в этой связи заслуживает внимание исследование компании Simple Analytics (агентства, специализирующееся на маркетинговых исследованиях российского рынка промышленно-инфраструктурного строительства и инжиниринга) об уровне конкуренции в России. Оно показывает, что российский рынок представляет собой зону c олигопольной конкуренцией, т.е. практически в каждой из рассмотренных отраслей существует на самом деле не более 5–10 крупных компаний, которые и делят между собой рынок. Это значит, что они могут (пусть и не явно) диктовать свои условия как поставщикам, так и заказчикам.
Результаты конкурентного анализа показывают, что в состоянии олигопольной конкуренции сегодня находятся отрасли черной и цветной металлургии, отрасль информационных технологий, отрасль нефтегазового сервиса, страхование, агропромышленный комплекс, отрасль электроэнергетики, банковский сектор, транспортная отрасль, отрасль телекоммуникаций и связи, отрасль нефте- и газодобычи, а также отрасль жилищно-коммунального хозяйства. В этих отраслях не более одного десятка ключевых компаний, имеющих ресурс для инвестирования в развитие бизнеса. Прочие компании либо неплатежеспособны, либо их инвестиционные программы, как и рыночная доля, незначительны.
«Это одна из главных проблем России сегодня: при постоянной декларации о поддержке малого и среднего бизнеса по факту его положение становится хуже, констатирует известный политтехнолог Евгений Минченко. Я могу об этом судить на основании тех исследований, которые мы проводим в регионах. Малый и средний бизнес чувствует, что у них выбивают почву из-под ног. Здесь есть несколько составляющих: первое доминирование крупных государственных игроков, второе создание наследственной аристократии, причем как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном. По сути дела, создаются клановые самовоспроизводящиеся системы».
А директор Института глобализации Михаил Делягин полагает, что «крупный бизнес вычищает малый и средний из всех углов и пор нашего экономического организма».
При этом… «Практически во всем мире нефтегазовый сервис это бизнес “для своих”, подчеркивает директор Российского национального комитета Мирового нефтяного совета Владимир Корнев. Сейсморазведка, бурение, закачка скважин, производство передвижных лабораторий, ремонтные работы это предмет деятельности небольших предприятий, которые работают на грани постоянного бизнес-риска». Риски есть, а льготных кредитов нет. Такие у нас приоритеты.