В декабре 2010 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка напольной керамической плитки.
Согласно нашим расчетам в 2009 году производство на российском рынке напольной плитки составило 118,2 млн. кв. м., что меньше на 20% по сравнению с предыдущим годом. В 2010 году за 9 месяцев объем производства составил 89,1 млн. кв. м., что на 25% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. В целом, динамика объема рынка напольной керамической плитки до 2008 года носила ярко выраженный положительный характер, но в 2009-2010 годах наблюдается отрицательная тенденция.
За последние несколько лет в структуре производства керамической плитки кардинальных изменений не наблюдалось. Производство напольной плитки растет – её доля составила в 2008 г. – 49,8%, а в 2009 – 55,0%. Таким образом, доля напольной плитки в структуре производства керамической плитки за три года увеличилась на 5%. А сегмент облицовочной плитки снизился на 5,1% за три года. Доля фасадной плитки очень мала и за последние несколько лет она не менялась и составляет 0,5%.
Производство керамической плитки распределено по территории страны неравномерно. Почти половина плитки всех видов производится на территории Центрального Федерального округа (45,42%). Также значительные объемы изготавливаются в Южном и Северо-Западном Федеральных округах (22,42% и 15,80% соответственно).
Производством керамической плитки в России занимались более 30 специализированных предприятий. В связи с продолжением роста спроса многие предприятия планируют расширение производства, ведется строительство новых предприятий с иностранными инвестициями.
Наиболее высокие темпы роста производства в 2009 г. были достигнуты такими предприятиями, как ЗАО "Кировская кирамика" и ООО "Объединенные Керамические Заводы" (Керама-Марацци).
Несмотря на значительный интерес западных игроков к России, стоит отметить некоторое снижение активности зарубежных, в частности турецких, компаний, что вполне объяснимо мировым финансовым кризисом. Однако крупные российские игроки, даже в сложившейся экономической конъюнктуре, продолжают инвестировать в расширение своего производства, что может свидетельствовать о том, что данная отрасль не сильно пострадала от мирового финансового кризиса и его последствий.