Вчера министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев провел совещание по вопросу освоения нетрадиционных источников и трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья. В совещании, сообщает пресс-служба Минприроды, приняли участие представители Минприроды России, Роснедр, Росприроднадзора, Минэнерго России, «КонокоФиллипс Россия Инк.», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть», ОАО «РИТЭК» и научных организаций.
Было отмечено, что «для России, располагающей большими запасами нетрадиционных углеводородов, добыча сланцевого газа и метана угольных пластов экономически не выгодна. Гораздо актуальнее для страны внедрение методов извлечения сверхвязких нефтей и битумов, повышения эффективности добычи других нетрадиционных запасов, освоения мелких и истощенных месторождений, глубоких горизонтов».
Что касается сланцевого газа, то внутри России он, безусловно, не может быть конкурентом обычному природному газу, которого у нас пока предостаточно. А вот на мировом рынке, как полагает председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, сланцевый газ вполне может составить конкуренцию российскому природному газу. Яркий пример тому — США, где его добыча получила значительное развитие. Это произошло за счет грамотной политики государства, без которой частные компании не стали бы его добывать еще тогда, когда это было невыгодно. Но в стране создали условия, дали преференции. В результате в определенных случаях и регионах сланцевый газ может стать конкурентом нашему природному газу. И не только он, но и другие виды газа. Все зависит от экономики, от политики государства, а мы сидим на трубе и мало занимаемся другими видами получения и транспортировки углеводородов.
Конечно, трубопроводы были, есть и в ближайшие десятилетия будут нужны. Но у нас слабо развивается, например, система производства сжиженного газа. Не разрабатывая новых технологий транспортировки «голубого топлива», мы потеряли минимум четверть века. А теперь, благодаря рекомендациям руководства Минприроды, можем на сто лет отстать в разработке новых технологий получения газа.
Теперь об «освоении мелких и истощенных месторождений». Этим будут заниматься «КонокоФиллипс Россия Инк.», ЛУКОЙЛ или Сургутнефтегаз? Это им надо? Не случайно директор Департамента экономики и финансов Минприроды Григорий Выгон заметил, что «проектов применения методов увеличения нефтеотдачи и освоения таких месторождений в России практически нет, нет и экономических инструментов, стимулирующих их внедрение».
Юрия Трутнева это не смутило. Подводя итоги совещания, он заявил: «Надо вместе эту работу провести и представить ее результаты в Правительство РФ. Наша задача – разработать прозрачный механизм внедрения инноваций. Методы экономического стимулирования должны быть эффективными». Сильно сказано, напоминает нетленное – «Экономика должна быть экономной».
Кстати, на состоявшейся в сентябре XVII Международной выставке «Нефть, газ. Нефтехимия» компания «Татнефть» представила технологические новинки в сфере увеличения нефтеотдачи пластов, ресурсоэффективности, разработки битумных залежей. А главное, что в Татарстане давно заботятся о повышении роли малого и среднего бизнеса в развитии республиканского минерально-сырьевого комплекса, что как раз и способствует освоению мелких и истощенных месторождений. Полагаю, что там людям просто некогда разрабатывать «прозрачный механизм», эффект которого нам хорошо известен.
Борис Владимиров