Помните, как в 90-е мы неумело копировали западную рекламу, засерая (именно от слова "серая") эфиры теле- и радиоканалов? Те, кто выпускал первую советско-российскую рекламу были звёздами первой величины, востребованными и получестными бизнесменами, и разносортными воротилами, и просто прохиндеями, и откровенными бандитами от бизнеса. Да, время было тяжелым, народ доверчивым, а информация, льющаяся им в уши, грязной и примитивной как резиновая груша.
Романтика!
Народ
в основной массе выживал как мог, ну а те, кто жил по-настоящему и не думал с
этим народом делиться, а скорее наоборот, норовил отобрать последнее, зазывая
простодушных с их карманными и честно-заработанными за "очень
нужными" товарами и услугами зачастую «медвежьими».
Прошли те времена.
Общий вектор развития и был и сейчас нацелен на усложнение рекламных сообщений, на развитие и разнообразие информационных каналов. Большая реклама шагнула, а где-то и перешагнула в эпоху инфоповодов, событийности. На поверхность повсплывали люди-бренды и люди-блоггеры. В целом Мир то не сильно изменился. Человек Запада и те наши соотечественники, которые на рубеже смены Родины, поспешили ими стать - давно уж являются, одновременно, и плодами, и неразборчивыми потребителями иной цивилизации. Цивилизации потребления.
Но,
знаете, мы, оставшиеся здесь, хоть и прошли этот скользкий путь все вместе, мы
остались русскими в ментальном смысле. Будучи убеждённым антиглобалистом, я
уверен, что наша цивилизация развивалась и будет развиваться по своей особой
спирали, идущей в параллель, но на приличном расстоянии от восточно-китайской
(в смысле китайского доминирования в Азии) и от западно-американской. А что
такое национальный менталитет? Это совокупность ментальных взглядов, ценностей
и приоритетов каждого из нас. Поэтому и в рекламе, что русскому хорошо, то
немцу - смерть. Мы сильны своими традициями на уровне быта, на уровне
ежедневного общения, в котором видим особую для себя ценность. Мы, как
общество, живы общением. Мы считываем друг друга на уровне взглядов и жестов.
От каждого из нас не скроешь истинных побуждений и настроений.
Одной из тенденций в современной рекламе - является эмоциональность, основанная
на чувственном восприятии. Так вот это прямо для нас! Наш человек, подмечая все
тонкости и оттенки чувств собеседника, (даже если в его качестве герой рекламного
ролика) делает выводы, не только исходя из сути предложения, но зачастую
каким-то шестым чувством оценивая духовную составляющую. Чтобы полюбить продукт,
мы должны влюбиться. Да-да, и в героя, в его манеры, поведение, причёску,
одежду, интерьер. И всё это мгновенно. И только тогда, возможно, мы обратим
внимание на рекламируемый продукт. Понимают ли рекламодатели такую особенность
нашего потребителя и их отличия от западных, штампованных и усреднённых,
слепленных для своего удобства цивилизацией, обладателей глаз и ушей. Как бы то
ни было, люди остаются людьми, а всё остальное подчиняется доминирующим
признакам общества. Так и произошло с нами, мы переработали импортируемый опыт
и, оставшись собой, к моей превеликой гордости, выработали свой собственный
национальный рынок с гораздо более честными, в смысле открытости, правилами и
моделями поведения, взаимодействия «продавец-покупатель», «производитель-потребитель».
Мы живём в многонациональной стране. Сфера торговли и малого бизнеса поделена
между представителями различных этнокультур российского и постсоветского
происхождения. Это, безусловно, накладывает свой значительный отпечаток на
особенности "национальной торговли". Московский регион, в этом
смысле, является концентрированным отражением многонационального рынка всей России.
Сети армянских аптек, грузинских шоу-румов одежды, дагестанских овощных рынков
- никого не удивляют. В нашем толерантном обществе каждый, кто оказывает
качественные услуги, предлагающий добротные товары - спокойно ведёт свой
бизнес. Хочется верить, что те, кто пытается навязать низкосортные производные
своей деятельности, естественным путём вытесняются с нашего рынка. Колорит же,
основанный на национальных традициях в сфере ведения бизнеса, шлифуется всё
более высокими требованиями потребителей. С одной стороны выживают сильнейшие,
более подкованные бизнесмены, более образованные и опытные, с другой стороны
приживаются и используются как инструменты, новые приёмы в торговле и, в более
широком смысле, методы взаимодействия бизнеса с покупателями.
Вот об этом я и хочу рассказать.
Однажды, я случайно стал свидетелем удивительно-простого, однако абсолютно естественного, а не искусственного приёма из сферы радикального, "глаза в глаза" маркетинга. В одну из пятниц сентября этого года мы, по старой доброй традиции, встретились с друзьями, чтобы провести время за беседой в нашем любимом и самом уютном ресторане северо-запада Москвы. Так уж иногда бывает, что наши всё-понимающие жены иногда всё-таки недовольны нашими встречами. Один из наших, Иван, решил в этот раз сделать для супруги милый и беспроигрышный сюрприз, дабы мгновенно выбить, так сказать, из рук любимой всяческие негативные аргументы при его появлении на пороге квартиры. Он решил купить ей воздушные шары, надутые гелием. Гугл, основываясь на собственной геолокации, выдал 2 - 3 фирмы на северо-западе, лишь одна из которых работала в столь позднее время, как потом оказалось, купить шары у них можно круглосуточно.
Не буду открывать их название, которое, кстати, само по себе произвело на меня, как на старого маркетолога, особое впечатление. Так вот умолчу название этой студии воздушных шаров, чтобы меня здесь не заподозрили в заказной рекламе.
Мы,
будучи поблизости, просто созвонились с ними и, выбрав между срочной доставкой
и самовывозом, решили нанести им визит всей мужской компанией из 4 человек. Еще
по телефону нам предложили выбрать шарики уже на месте, обещая хороший
ассортимент разнообразных латексных летающих и парящих изделий. Иван был рад
переложить столь непростой для него выбор хоть на нас, хоть на сотрудников
студии, поэтому уже через 10-12 минут мы были у шароведов.
Первым удивительным фактом, подтверждающим теорию "Moscow never
sleep" стало мое первое впечатление от студии. В ней за компьютером и,
постоянно-звонящим телефоном трудились два оператора, которые с
доброжелательными нотками в голосе периодически принимали звонки, а также
фиксировали заказы в программе, профессионально уточняя детали, которые были им
важны для качественного выполнения услуг по одариванию шариками. Второе, что не
могло не броситься в глаза - это приличное количество надутых, самых разных
гелиевых шаров, собранных в букеты, и готовых отправиться к своим счастливым
получателям. Также приятным сюрпризом, а для меня и открытием, стал огромный
выбор тематических шаров для детей и взрослых, для мужчин и женщин. Я ведь
раньше думал, шарики и шарики, что с них взять, а они оказывается - целый
мир латексного и фольгированного искусства.
Но более всего меня поразила, разворачивающаяся сцена, действующими лицами которой
стали наш друг Иван и ведущий аэродизайнер студии, имя которой (или псевдоним)
я уж точно назову, ибо оно говорит, так сказать, само за себя. Имя этой
замечательной и, кстати, весьма привлекательной девушки - Варвара Шароварова.
Девушка, как сразу же выяснилось, со своими особенностями. Она абсолютно не
слышит и не говорит. Да-да, вот парадокс - исключительно тонкая творческая
натура в прекрасном теле глухонемой девушки с «говорящим», в отличие от неё
самой, именем.
Надо заметить, что мы все мужчины образованные, а вот самым коммуникабельным всегда являлся Иван. Так вот для него ни стало препятствием отсутствие прямого вербального общения с аэродизайнером. Как то достаточно быстро они определились с шарами, пока мы, остальные, любовались Варварой издалека.
Здесь же присутствовал и менеджер по имени Михаил, которому я задал несколько вопросов на интересующую меня, как маркетолога, тему относительно выбора Варвары в качестве ведущего специалиста, политики связанной с видами доставки, каналов внешних коммуникаций и так далее.
Выяснилось, что в студии для клиентов действует строгий запрет на ведение фото- и видеосъёмки. Что, в основном, это пожелание Варвары, которой мешает лишнее внимание, как непосредственно на рабочем месте, так и в соцсетях. И, кроме посвященных, никто и не знает, как она выглядит, несмотря на то, что её имя является брендом-спутником основного названия компании. В качестве второй особенности, я выделил удивительно гибкую политику в условиях выбора шаров и способов доставки. Оказалось, что минимальной суммы заказа для доставки практически не существует, хотя обратное является распространенной практикой и в этой сфере. Пожалуйста, покупай хоть один шар, плати за него и совсем немного за доставку и, вуаля, он может приехать к вам хоть за 2 часа по всей Москве! А ещё, здесь совсем не жалеют докладывать запасные шары в букет. Ведь шарики есть шарики и с ними в дороге всё может произойти. Но настроение клиента и репутация важнее, чем небольшие дополнительные расходы компании. Шары доставляются только в полиэтиленовой упаковке, что сохраняет их чистыми и предохраняет от некоторых других внешних воздействий.
Честное слово – за эти 20 – 30 минут в студии воздушных шаров, я влюбился в этот бизнес! Тем более, что дарить людям праздник – прекрасная работа и ребята выполняют её «на отлично»!
Между тем, вернувшись к остальным, я увидел, что уже все мои друзья вовлечены в процесс. И, прямо на их глазах, Варвара явила публике прекрасный букет шаров в стиле Гламур. Но, что еще более удивительно, она успела набросать на листе А4 шарж-портрет Ивана, чем привела в восторг абсолютно всех. И, подписав картинку своим именем, торжественно вручила её вместе с шариками нашему ошеломлённому другу.
Ну, как говорится, талантливый человек талантлив во всём! Короче, мы не хотели уходить.
Эта история о необычной способности к коммуникации. Да, деловые отношения – это не то же самое, что дружеское общение. Но, если не возводить искусственных преград, всё становится гораздо проще и естественнее. Эта удивительная девушка, не обладая самой простой и доступной для большинства формой общения, стирает любые грани между людьми так естественно и легко, так ненавязчиво и профессионально, что я, человек, десятки лет потративший на совершенствование коммуникативных приёмов в рекламе и маркетинге, почувствовал, с одной стороны невероятный подъём и заряд для дальнейшей работы, а с другой – тщетность многолетних поисков сложных формул общения. Как говорится «с небес на землю», хотя с шариками скорее наоборот.