ФОРУМ “FUTURE TRAVEL EXPERIENCE”, Лас-Вегас, 6 сентября 2017 г. – Авиакомпании и аэропорты осваивают новые технологи и обращают свои взоры на искусственный интеллект, чтобы с его помощью обслуживать пассажиров. По данным отчета компании SITA «Сводки индустрии воздушных перевозок за 2017 год: тенденции в области ИТ» (SITA 2017 Air Transport IT Trends Insights), в ближайшие три года 52% авиакомпаний планируют реализовать крупномасштабные программы внедрения искусственного интеллекта или осуществить проекты НИОКР в этой области; 45% аэропортов намерены инвестировать в НИОКР в ближайшие пять лет.
Авиакомпании пытаются понять, как с помощью передовых технологий можно минимизировать негативные последствия для пассажиров и бизнеса, которые несет смена привычных устоев. В последующие три года 80% из них планируют вкладывать средства в крупные программы научных исследований и разработок в области систем прогнозирования и предупреждения, которые в значительной степени зависят от искусственного интеллекта.
Еще одна технология, к которой внимательно присматриваются представители отрасли, - чатботы. В настоящее время чатботами пользуются только 14% авиакомпаний и 9% аэропортов. В то же время данные отчета показывают, что интерес к этой технологии среди начальников служб информатизации авиатранспортной индустрии значителен и многие игроки рынка собираются внедрить ее в ближайшие три года. К 2020 году уже 68% авиакомпаний и 42% аэропортов планируют запустить сервисы с использованием чатботов, функционирующих на основе искусственного интеллекта.
Из отчета SITA следует также, что важное место среди приоритетов авиакомпаний и аэропортов занимает разработка мобильных приложений. В ближайшие три года 94% авиакомпаний и 82% аэропортов планируют реализовать крупные проекты и программы НИОКР в данной сфере. Их первоочередная задача состоит в коммерциализации мобильных сервисов – авиакомпании рассчитывают на то, что мобильные приложения помогут им нарастить объемы, как прямых, так и дополнительных продаж. По сути, авиакомпании ожидают, что к 2020 году их продажи через мобильные приложения удвоятся и достигнут 17% от общего объема сбыта. Оптимизация работы с пассажирами посредством единого приложения, которое гарантирует стабильно высокое качество обслуживания, представляет собой приоритетную задачу почти для всех авиакомпаний (94%) и высокоприоритетную задачу для более чем половины из них (58%).
Вот как комментирует этот тренд технический директор SITA Джим Питерс, выступая на конференции “Future Travel Experience” в Лас-Вегасе: “Мы знаем, что пассажиры предпочитают пользоваться передовыми технологиями – ведь при правильном подходе они действительно способствуют более высокому качеству обслуживания. Авиакомпании и аэропорты инвестируют в искусственный интеллект и программы внедрения мобильных сервисов, чтобы сделать свои услуги еще привлекательнее, увеличить сбыт и обеспечить пассажирам лучшую поддержку, особенно, в периоды сбоев в работе.
Отрасль эффективно сочетает собственные и сторонние разработки, комбинируя экспертные и отраслевые знания с новыми подходами к применению высокотехнологичных решений”.
Почти три четверти авиакомпаний разрабатывают приложения для пассажиров собственными силами, хотя 42% из них пользуются также услугами сторонних узкоспециализированных разработчиков или крупных высокотехнологичных компаний. В отличие от них, 46% аэропортов разрабатывают пассажирские приложения собственными силами и столько же пользуются услугами сторонних разработчиков.
Чатботы могут быть использованы аэропортами для рассылки пассажирам уведомлений и помощи в ориентации на территории аэропортов. Кроме того, аэропорты рассматривают возможность использовать решений на базе радиомаяков и датчиков, чтобы предлагать услуги с учетом контекста и местоположения пассажиров. Результаты проведенного компанией SITA опроса показывают, что 40% аэропортов считают это направление разработки приложений высокоприоритетным, а еще 43% – приоритетным. Они прекрасно осознают, какие возможности открывают им полезные и актуальные мобильные сервисы, помогающие авиапассажирам более оптимально использовать время, проводимое в аэропорту.