Махатма Ганди
Мохандас Карамчанд «Махатма» Ганди (2 октября 1869, Порбандар – 30 января 1948, Нью-Дели) —
индийский политик и общественный деятель, мыслитель, философ, один из
руководителей и идеологов борьбы за независимость Индии от Британской Империи. Разработанная
им философия ненасилия – сатьягарха – оказала влияние не только на борцов за
независимость в Индии, но и на движения сторонников мирных перемен в других
странах.
Начало пути: семья, образование
Махатма
Ганди появился на свет в 1869 году в прибрежном городе Порбандар. Семья Ганди
была довольно зажиточной. Отец и мать будущего политика принадлежали к
промежуточной касте вайшьев – торговцев, купцов, ростовщиков. Кроме того, глава
семейства, Карамчанд, занимал довольно высокий пост дивана – городского
министра. Родители Ганди были очень религиозны. В доме строго соблюдались все
традиции и обряды. Примером для Мохандаса стала набожность матери, которая
читала религиозную литературу, придерживалась вегетарианства, следовала
принципам самоотречения. Во многом именно благодаря ей сформировались взгляды и
несгибаемый характер будущего «отца нации».
По древней
индийской традиции, родители выбрали для Мохандаса невесту, когда он был ещё
маленьким мальчиком. Обряд бракосочетания провели по достижении им 13-летнего
возраста. Ганди женился на ровеснице, девочке по имени Кастурба. На долгие годы
она стала незаменимой помощницей, верной подругой своему мужу. Супруга родила
Ганди четверых сыновей. Самый старший сын, Харилал, родившийся в 1888 году, не
оправдал надежд великого отца. Более того, Махатма отказался от уже взрослого
сына из-за того, что тот злоупотреблял спиртным, развратничал и даже несколько
раз менял вероисповедание. А вот трое младших сыновей – Манилал (1892 г.р.),
Рамдас (1897 г.р.) и Девдас (1900 г.р.) пошли по стопам отца. Вместе с ним они
активно боролись за независимость родной Индии.
Финансовое
состояние Крамчанда Ганди позволяло дать детям достойное образование. Поэтому в
возрасте 19 лет Мохандас уехал в Лондон, где три года изучал право. В 1891 году
молодой юрист вернулся на родину. Не найдя работы по специальности, в 1893 году
Ганди подписал годовой контракт и уехал работать в Южную Африку, которая, как и
Индия, в то время была под контролем Британии.
Африка. Рождение сатьяграхи
Уже на пути
к месту службы Ганди столкнулся с притеснением индийцев африканскими властями.
Так, на одной из железнодорожных станций его пытались пересадить в багажный
вагон, несмотря на имеющийся билет в вагон первого класса. Когда Мохандас
отказался, его, при помощи полицейских, просто вышвырнули из поезда. Этот
эпизод положил начало борьбе Ганди за права своих соотечественников, живущих в
Африке.
Именно здесь
и именно в этот период Ганди начал разрабатывать идеи сатьяграхи – тактики
борьбы за независимость, исключающей насилие. В основу сатьяграхи вошли две
формы борьбы: несотрудничество и гражданское неповиновение.
Основываясь
на принципах мужества и правды, Ганди стремился воздействовать на благоразумие
и совесть противника не только через отказ от насилия, но и через готовность
переносить боль и страдания. Наивысшей целью сатьяграхи, по Ганди, является превращение соперника в
союзника и друга. При этом тактика ненасильственного сопротивления
рассматривается как оружие сильнейших духом людей.
Горячее
желание изменить мир к лучшему в жизни Мохандаса Ганди было тесно связано со
строжайшими требованиями к самому себе. Вступив на путь борьбы за права
индийцев, он стал больше и строже поститься, перестал носить европейский
костюм, вообще, принял аскезу, которой был верен до конца жизни.
Начавшись с
одногодичного контракта, «африканский» период жизни Ганди закончился лишь через
21 год. Именно столько Ганди с семьёй провёл в Африке, неустанно трудясь на
благо своих соотечественников.
За независимость. За угнетённых
В 1915 году
Ганди возвращается в Индию – и почти сразу включается в борьбу за независимость
родины от британского колониального владычества. В основу борьбы легла всё та
же сатьяграха. Ганди призывал индусов демонстративно, но мирно, нарушать
некоторые законы, установленные британцами. По его призыву соотечественники
бойкотировали британские учреждения и
товары. Кстати, символом сатьяграхи стала национальная прялка – чаркха. Она
указывала на необходимость перейти на самообеспечение страны товарами. Ганди и сам сел за чаркху,
делал себе одежду и обувь!
В 1921 году
Ганди оказался у руля старейшей партии страны – Индийского национального
конгресса (основан в 1885 году). Именно при нём ИНК стала ещё и крупнейшей,
поистине массовой политической силой. Державшийся прежде лояльно-оппозиционных
по отношению к британскому режиму взглядов, ИНК в 20-х годах ХХ века включился
в активную борьбу за национальную независимость. В течение 13 лет Махатма Ганди
возглавлял Конгресс. Однако в 1934 году он разошёлся во взглядах с другими
руководителями ИНК и покинул партию.
И в Африке,
и в родной Индии Ганди не раз бывал арестован британским правительством. В общей сложности, он провёл в тюрьмах боле
семи лет! Однако, верный своим принципам ненасилия и мужества, он всегда
считал, что, при наличии оснований для заключения, сидеть в тюрьме – это честно.
Что ж, нельзя отрицать, что у британцев эти основания были весьма вескими!
Однако сфера
политических и общечеловеческих интересов Махатмы Ганди не ограничивалась
борьбой за независимость от Британии. Внутрииндийские проблемы интересовали его
не меньше. В частности, Ганди известен как непримиримый противник кастового
неравенства. Однозначное отношение индийского общества к касте неприкасаемых
складывалось веками. Ганди же стремился разрушить это отношение, причём не
только на уровне светских законов. Он пытался убедить соотечественников, что
всем людям свойственна врождённая божественная природа, вне зависимости от
расовой, этнической, кастовой или религиозной принадлежности. Он даже стал
называть неприкасаемых хариджанами – божьими детьми. Как и везде, здесь Махатма
показывал собственный пример: общался с неприкасаемыми, разделял с ними стол, а
на поезде ездил в вагонах третьего класса. Несмотря на все эти усилия, ему не
удалось в корне изменить положение касты неприкасаемых. Однако влияние на
политическую культуру, на общественное сознание Индии в этом вопросе нельзя
переоценить. Первая же конституция независимой Индии официально запретила
дискриминацию неприкасаемых, и в этом немалая его заслуга.
Религиозные распри. Убийство
Индия
добилась независимости от Великобритании в 1947 году. Бывшая колония была
разделена на светскую Индию и мусульманский Пакистан. Но это деление не было
только географическим и административным. Между индусами и пакистанскими
мусульманами один за другим вспыхивали конфликты, порой весьма кровопролитные.
Ганди оставался сторонником объединённой Индии, в которой приверженцы всех религий
жили бы в согласии. Он не единожды пытался примирить враждующих, но с каждым
новым столкновением понимал, что его слова о ненасилии никто не желает слышать.
Тогда в январе 1948 года Ганди заявил, что «лучше умереть, чем быть беспомощным
свидетелем самоуничтожения Индии» и начал голодовку. Его авторитет в обществе
был поистине огромным, и лидеры религиозных группировок пришли к компромиссному
решению.
Однако религиозные
фанатики, которые выступали против
отделения Пакистана, считали Махатму Ганди едва ли не предателем родины и уж
точно – своим личным врагом. К их числу принадлежал Натхурам Годзе. Именно он
30 января 1948 года трижды выстрелил в Махатму Ганди, направлявшегося на
вечернюю молитву. Перед смертью Ганди успел произнести: «О, Рама! О,Рама!» и
знаками показал окружающим, что прощает убийцу.
Смерть Ганди
оплакивал весь мир. Как при жизни, так и после смерти у него было и остаётся
множество последователей. В честь него называют географические объекты, ему
ставят памятники, его портрет печатают на почтовых марках разных стран.
Махатма Ганди на денежных знаках
Значение
фигуры Ганди для независимой Индии переоценить невозможно. Именно поэтому
вопрос о том, кто будет изображён на национальной валюте страны – рупии –
решился однозначно. На аверсе всех банкнот, какие выпускаются в Индии (номиналом
5, 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 рупий), печатается портрет Махатмы Ганди. На
реверсах купюр изображены сцены из быта (например, трактор на пашне), знаковые
животные (слон, тигр, носорог) или архитектурные сооружения (здание индийского
парламента) и т.п.
Портрет
индийского «отца нации» также можно увидеть на монетах других стран. В основном
это монеты специальных выпусков. К 100-летию Махатмы Ганди, например, были
выпущены 5 катарских реалов. Этой же дате посвящён специальный выпуск монеты в
75 песет в Экваториальной Гвинее. Тиражи обеих монет были отчеканены в 1970
году.
Есть и более
свежие примеры. Так, в 2004 году на островах Кука в серии «История Азии» выпущена
монета номиналом 1 доллар. На аверсе изображён профиль королевы Елизаветы II,
на реверсе – портрет Ганди.
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ,
Анна БЕНЕДИКТОВА.