Хорошо, я полагаю, живется тем, кого Господь наградил полным отсутствием вкуса. Они и щи от борща не отличат по вкусу, не то, что хорошее и вкусное пиво от дряни, налитой в ту же бутылку. Вот, скажем, Карандышев, если помните такого персонажа. Ему главное было, чтобы этикетка была на бутылке красивая, а там - хоть трава не расти, все одно "бургондское". Впрочем, еще более хорошо живется их супругам: можно не заморачиваться с изысками кулинарными, а варить изо дня в день одну и ту же хряпу.
Паратову, конечно, в этом плане было намного сложнее. Ну, и вообще, тем, кто не является "вкусовым дальтоником", живется непросто.
Именно для таких - нет-нет, не гурманов, а просто добрых людей, отличающих хорошее от плохого и наделенных умением различать вкусы и ароматы, и была вчера организована наша очередная встреча - портерный вечер в гастрокафе "Куллидж". Сразу должен сказать, что я мечтаю его повторить, но уже в более сложном формате - "слепой" дегустации. Потому что было интересно и вкусно.
Собственно, это было вполне себе логичное продолжение нашего разгвора о стаутах, состоявшегося не так давно в том же самом заведении. Закончили мы его, помнится, сентенцией о том, что всякий портер - стаут, но далеко не всякий стаут - портер. Однако всякое правило, как вы понимаете, подтверждается исключениями.
Впрочем, давайте-ка все по порядку.
Итак, начали мы с разговоров о добрейшем капитане Блае - командире судна "Баунти" и о пивном пайке английских военных моряков. Ну, а раз уж зашла такая тема, - то не обойтись было без рассказов о цинге и о качестве пресной воды, взятой в дальнее плавание. Представляете себе, каким тифозно-холерным рассадником становились бочки с водой к концу третьей недели плавания вдали от берегов?! А тут - пиво! Жажду утоляет, голод притупляет, в бактериальном плане - абсолютно безопасно, да еще и целый комплекс витаминов в себе содержит, так что грозный призрак цинги тает в морском тумане.
Под этот рассказ на столах появились стаканы с первым нашим дегустационным образцом - портером "Казбеги" грузинского производства. Варят его на Тбилисском пивоваренном заводе на английский манер, но при этом - старательно учитывая вкусы современного молодого потребителя, то есть стараясь сделать напиток не настолько плотным и крепким, как в оригинале. 5,5% алкоголя, 13% плотности, при том, что изначальный английский портер редко когда падаал в крепости ниже 7%. Собственно, я об этом грузинском напитке как-то раз уже с тихим изумлением писал.
Тут, памятуя о питьевой воде, тифозных бактериях и холерных вибрионах, весьма кстати вспомнилась история про небесного покровителя пивоваров - святого Арнольда из Меца и чудо о неупиваемой кружке. Ну, а пока я о нем рассказывал, как раз подошел второй сет - портер "Порт-Артур" от "Волковской пивоварни" ака МПК.
В отличие от грузинского варианта, это, вне сомнения, портер. 16% экстрактивности начального сусла на 6,5% алкоголя, с вполне классическим портерным вкусом. Неплохой, надо сказать, напиток для псевдокрафта. Вполне достойный. Хотя и не шедевральный.
Тут тема с английского флота и применения портера как стимулирующего средства для кормящих матерей и выздоравливающих больных автоматически перескочила на тяжкую судьбу портовых рабочих, в честь которых крепкий и плотный стаут с винными оттенками во вкусе и был вроде как назван портером. Вспомнили, что портовые рабочие - все-таки не портеры, а докеры. Задумались. Поговорили о том, что портерами называли так-таки не портовых грузчиков, а разносчиков, в том числе - из питейных лавок. И о том, что вот приносит такой товарищ заказанную дюжину бутылок к дверям вашего дома, и орет от входа: "Разносчик пришо-о-о-ол! Пиво прине-о-ос!" Ну, то есть примерно так: "По-о-о-ортер! Ста-а-а-аут!".
Тут и третья версия подоспела, - что классический портер представляет собой стаут, который выдерживался в бочках из-под портвейна. Кстати, очень похожая на правду.
На столах, между тем, оказался третий сет. Классический для Петербурга. "Балтика-6".
Надо сказать, за этой позицией мне пришлось преизрядно побегать.
Дело в том, что, как я уже писал не так давно, последняя варка "шестерки" получилась кривой и неудачной. Не буду вновь обсуждать мои предположения относительно того, почему так приключилось. Скажу только, что по признанию большинства участников дегустации, устроенной пивоваренным заводом "Балтика", портер из ноябрьской партии отличается от того, каким он должен быть. А, согласитесь, рассказывая про портеры, "шестерку" не упомянуть нельзя. Все-таки единственный российский сорт в пивной "библии" Майкла Джексона. Как следствие, пришлось исхитриться и добыть "Балтику-6" августовской варки. Ту, которая пахнет правильно и на вкус такая, как надо. Спасибо, кстати, коллеге dayler за наводку на магазинчик, где ее продают.
Кстати, несмотря на то, что пивные эстеты привычно ругают "шестерку", не могу не подчеркнуть, что я ее люблю. Ну... как минимум, любил. Пока последнюю варку не попробовал. В общем, полдесятка буутылок августовской варки я припрятал. ;-) Да, это не супер-шедевр, но у меня ностальгические чувства к этому напитку, впервые розлитому по бутылкам аж 13 декабря 1994 года. Это ж я студентом-третьекурсником еще был!
Пока народ пробовал третий сет, настала пора рассказать о портере, который совершенно точно не стаут. О балтийском. К которому, кстати, "шестерка" и относится. А еще о добрейшем гере Хансене, компании "Карлсберг", чистой культуре низовых дрожжей, пиве на баварский манер и о том, как лагеры завоевали весь мир, постепенно вытесняя эли. Потому что балтик-портер это так-таки лагер. В отличие от класического портер-стаута.
Тут как раз подоспели два других балтик-портера, сваренных на пивоварне "Мюнхель". Один - это классический мюнхелевский портер, который я по старой памяти очень люблю и ценю. Плотный, черный, вкусный. Где-то, я так полагаю, 16-17% плотности и порядка 7% алкоголя. Вот это - отличный представитель своего класса. На пять баллов сваренный.
А за ним последовал еще один сорт, также сваренный на "Мюнхеле", но лимитированной партией. "Коньячный портер". 18% плотности на 8 алкоголя. Наверное, самый вкусный из всего, что нам удалось попробовать за вечер. Богатый, мощный классический портерный вкус и послевкусие как от шерри-бренди. Что-то фруктовое в наличии, коньячные оттенки могучие. В общем, вот это - действительно крутая штука. Одна беда: ее мало сварено. И попробовать этот портер можно только в Coolidge, причем там его буквально две кеги. Стоит поторопиться.
К этому времени настала пора рассказать про "повреждение нравов в России", континентальную блокаду и Тильзит, про 30 портерных, открывшихся в пушкинские времена в российской столице, и про "выписной" портер, который в своем творчестве упоминали сразу несколько классиков русской литературы. А потом - про сухой закон 1914 года, советское пивоварение и знаменательную дату в декабре 2011 года, с которой началось крафтовое пивоварение в нашей стране, принесшее нам много вкусных и необычных сортов, среди которых просто нельзя не упомянуть знаменитый портер от компании Knightberg, не так давно сваренный Юрием Катуниным ВГВД, шоколадного "Капитана Флинта" от пивоварни "Хопхэд".
А под этот разговор очень впору пришелся самый плотный портер вечера - от тверского "Афанасия" - те же 8% алкоголя, но зато 20% плотности. Хороший напиток, хотя знатоки ухитряются и его поругивать. Лакрично-кофейный вкус, умеренно горькое послевкусие. В общем, своего рода классика.
Вот на этом мы портерную нашу беседу и завершили. Хотя, в принципе, разговор о портерах можно продолжать еще долго.
Впрочем, был еще один прекрасный бонус. Возможность попробовать абсолютно не тематичный для этого вечера, но очень вкусный "сэйзон" "Божья коровка" от домашней пивоварни The-Twins.
И вот тут вот как раз самое место, чтобы сказать гастробару Coolidge спасибо за приют, а добрым людям ejick_sun4o, rickytrane, fanny_furgang, ivv4a, simply_witch братьям Ивановым с сыновьями и другим гостям портерного вечера - спасибо за компанию.
Айда продолжим, друзья мои.
Следующая встреча у нас 18-го, и посвящена она будет бокам и доппельбокам. Зима к концу подходит, нужно успеть завершить прогон по крепким сортам.
http://serh.livejournal.com/791077.html