Регион: Выбрать регион
Сейчас: 5 декабря 5:05:57
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Особенности развития экономики Белоруссии

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ БЕЛОРУССИИ

После продолжительного спада в экономике Белоруссии (1991-1995гг.), период 1996-1998гг. характеризовался положительной динамикой важнейших макроэкономических показателей: был обеспечен прирост производства, оживилась инвестиционная деятельность, росли производительность труда и реальные денежные доходы населения.

В 1996-1998гг. проводились мероприятия по стимулированию конечного спроса (интеграция с Россией в рамках Таможенного союза, льготное кредитование жилищного строительства, мягкая кредитно-денежная политика и др.), которые позволили обеспечить рост внутреннего и внешнего конечного спроса на белорусскую продукцию, что выступило краткосрочным фактором роста производства. За 1996-1997гг. объем ВВП увеличился на 13,5%, за 1998г. - на 7%. При этом рост производства был предопределен объемом экспорта товаров в Россию (за 1996-1997гг. - более чем в два раза), ростом валовых инвестиций в основной капитал (на 14%) и в меньшей степени - конечным потреблением (11,4%). Некоторое ухудшение макроэкономических показателей во второй половине 1998 года связано с последствиями финансового кризиса в России в августе 1998 года, когда инфляция через экспортно-импортные операции была привнесена в Республику Беларусь, и сократился платежеспособный спрос российских предприятий.

Прирост ВВП в 1996-1998гг. обеспечивался преимущественно за счет опережающих темпов роста промышленности, который происходил преимущественно на старой технологической основе благодаря более полному использованию имеющегося оборудования, модернизации которого в небольших масштабах способствовал рост инвестиций в 1997-1998гг. Имевший место в 1996-1997гг. рост производительности труда в условиях функционирования в значительной степени изношенного оборудования был обусловлен более эффективным использованем трудовых ресурсов за счет совершенствования отраслевой структуры ВВП (увеличения доли негосударственного сектора экономики, роста удельного веса менее трудоемких отраслей).

С 1999 г. для экономики Белоруссии снова наступили трудные времена. В прошлом году не выполнены прогнозные показатели по темпам роста ВВП, производства сельхозпродукции, инвестициям в основной капитал, объемам внешней торговли и повышению реальных доходов населения. В итоге ВВП увеличился на 2,7%, реальные доходы уменьшились на 0,5%. Несмотря на незначительное снижение уровня инфляции, ее темпы остаются в республике высокими (ниже 6% в месяц с начала 1999 года не опускались). Это отчасти сыграло свою роль при принятии решения о деноминации с 1 января 2000 г. белорусской валюты в 1000 раз. К сожалению, сохранялась тенденция роста бартерных операций, в реальном секторе экономики росли долги по зарплате.

В 1999 г. на заработную плату работников, включая выплаты социального характера, приходилось 51%, на социальные трансферы (пенсии, пособия, стипендии и другие) – 16,1%, на доходы от собственности (дивиденды, проценты по вкладам и ценным бумагам) - 1,3%, на поступления из финансовой системы, доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы - 27,3%. Все эти показатели (за исключением последнего) оказались несколько ниже, чем в 1998 г. Размер реальной заработной платы увеличился на 11,9%.

В общем объеме расходов государственного бюджета Белоруссии расходы на науку составляли в 1999 году - 13 трлн. рублей, или 2,3% от ВВП(1998 году - 3 трлн. рублей, 2,1% от ВВП). Прогнозный показатель 2000 года в соответствии с утвержденными данными установлен на уровне около 38 трлн. рублей или 3% ВВП. Показатели расходов госбюджета на науку в 2000 году утверждены Совмином в сумме (в неденоминированных рублях): на фундаментальные исследования 35,76 трлн. рублей или 281,7% к соответствующему показателю 1999 года; международное научно-техническое сотрудничество - 1,34 трлн., или 327,2%; подготовку и аттестацию кадров высшей научной квалификации - 386,3 млрд. рублей или 290,35; государственные архивные учреждения - 392,5 млрд. или 395,2% к уровню 1999 года. В то же время инфляция составила в 1999 году 351,2%. Это означает, что в 2000 году белорусская наука получит на самом деле вместо прошлогодних 13 триллионов всего 10,8 трлн. рублей в сопоставимых ценах 1999 года. Это приведет к неизбежному сокращению научного потенциала республики.

Удельный вес убыточных предприятий в общем их числе составляет 17,9%(год назад - 28,1%). Рентабельность в целом по народному хозяйству за прошлый год составила 14,3%, что выше показателя 1998 г. Уровень рентабельности, согласно данным министерства статистики и анализа РБ, повысился по всем основным отраслям. Основными направлениями улучшения финансового положения предприятий в перспективном периоде являются: снижение налоговой нагрузки и затрат на производство, повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, повышение уровня оплаты труда, стимулирующего платежеспособный спрос со стороны населения, совершенствование платежно-расчетных отношений с Россией, расширение и совершенствование инфраструктуры внешних рынков.

Большим недостатком действующей в республике финансовой системы является уровень перекрестного субсидирования. Население оплачивает только около 50% жилищно-коммунальных услуг и 35% транспортных услуг, остальное оплачивает государственный бюджет и предприятия реального сектора экономики, это ухудшает финансовое положение белорусских предприятий, повышает себестоимость и снижает конкурентоспособность их продукции.

В республике проводится и реформирование отношений собственности. С 1991 года полностью или частично приватизировано более 3000 предприятий, в том числе почти 900 объектов республиканской и 2300 - коммунальной собственности, что составляет 21% объема основных фондов, подлежащих приватизации. Из общего числа реформированных объектов часть преобразована в открытые акционерные общества, другие - выкуплены трудовыми коллективами государственных либо арендных предприятий, более 1200 - проданы на аукционах либо по конкурсу.

В 1999 году произошло ухудшение некоторых показателей в функционировании негосударственного сектора экономики Белоруссии. Произошло снижение доли продукции негосударственной формы собственности в объеме валового внутреннего продукта с 45,7% в 1998 году до 42,7% в 1999 году. Удельный вес налоговых поступлений в бюджет от негосударственных предприятий уменьшился с 18,5% до 16,0%, от предпринимателей без образования юридического лица - с 1,5% до 0,9%.

Одной из причин сложившегося положения является усложненный порядок регистрации юридических лиц негосударственной формы собственности. По этой причине произошло снижение количества предприятии негосударственной формы собственности с 93 тысяч в 1996 году до 71,7 тысячи в 1999 году. В то же время число предпринимателей без образования юридического лица выросло со 11,8 тысяч в 1997 году до 130,7 тысяч в 1999 году (в 1995 году в Белоруссии насчитывалось 213 тысяч частных предпринимателей). При этом число работающих в негосударственном секторе экономики сократилось с 1887 тысяч до 1870 тысяч человек.

Динамика реформирования носит неустойчивый, импульсивный характер, в 1995 и 1998гг. отмечался спад: в сфере республиканской собственности в 1994 году разгосударствлено 184 предприятия, а в 1995 году - 53, в 1996 году - 131, в 1997 году - 192 и в 1998 году - 140 предприятий. В сфере коммунальной собственности процесс протекает более равномерно и последовательно, а в сфере торговли картина следующая: удельный вес государственной торговли в общем объеме розничного товарооборота, включая общественное питание, составил в 1999г. только 28,2%. Темпы и динамика приватизации обусловлены рядом объективных и субъективных факторов: отсутствием у органов управления и населения осознанной необходимости в проведении рыночных реформ; отставанием с разработкой законодательной и нормативно-правовой базы; завышенной в большинстве случаев оценочной стоимостью приватизируемых предприятий при недостаточности средств у потенциальных субъектов приватизации; нежеланием руководителей предприятий брать на себя полную ответственность за результаты хозяйственной деятельности; слабой профессиональной подготовкой управленческих кадров для работы в рыночных условиях. В настоящее время в Республике Беларусь преобладает “точечное” реформирование объектов республиканской собственности с учетом эффективности проекта, его привлекательности для инвесторов, возможностей внедрения новых технологий, создания дополнительных рабочих мест.

Вместе с тем обвальных процессов в экономике удалось избежать. Размеры внутреннего и внешнего государственного долга находятся в пределах параметров экономической безопасности страны.


Количество просмотров: 4267
теги:
06.10.2009 10:54 | mrakkблог автора

Еще публикации: