Анфалов А.А.,кандидат экономических наук,
доцент, заведующий кафедрой менеджментаКрымского института бизнеса.
Симферополь, Россия
Как известно, Евразийский экономический
союз (ЕАЭС) - проект, путем которого
Россия пытается увеличить свое влияние на постсоветском пространстве, преследуя
такие основные цели: 1) укрепление
влияния РФ на регион; 2) воспрепятствование интеграции стран региона с Западом
и уменьшение угрозы «цветных революций»; 3) уменьшение растущего влияния Китая
в регионе; 4) легитимизация элиты Кремля в глазах населения РФ и постсоветского
пространства; 5) альтернатива ЕС [15]. Этот процесс также воспринимается как процесс «собирания» постсоветских стран, которые «не стали участниками других интеграционных проектов или же побоялись остаться без серьезной поддержки внешней политической силы» [4].
Однако долгосрочные перспективы развития предпринимательства и эффективность управления социально-экономическими системами в рамках ЕАЭС на сегодняшний день выглядят крайне сомнительными по ряду обстоятельств, среди которых целесообразно выделить следующие основные.
1. Создание на постсоветском пространстве эффективного интегрированного объединения с большим международным влиянием возможно только в случае участия Украины, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, а также (возможно) других постсоветских стран в этом процессе совместно с РФ. Однако Украина, как известно, выбрала путь интеграции с ЕС. Молдавия и Грузия также подписали Соглашение об Ассоциации с ЕС. В результате, ещё более ослаблен и без того слабый СНГ, поставлен под сомнение режим свободной торговли на территории СНГ.
2. Будущее ЕАЭС трудно представимо особенно без интеграции центрально-азиатских стран. При этом крупнейшая страна Центральной Азии - Узбекистан (оценочное население на 2016 г., по данным Википедии, 31,6 млн. чел.) является одним из тех постсоветских государств, которое старается избегать зависимости от РФ в любой форме. В евразийской интеграции нынешнее руководство Узбекистана занимает подчеркнуто «антиинтеграционную» позицию [11].
Ташкент не только не содействует евразийским проектам, но и критикует их; в 2008 г. Узбекистан покинул ЕврАзЭС, в 2012 г. - прекратил участие в ОДКБ, поддерживая хорошие отношения с НАТО, усиливается торгово-экономическая инфильтрация в эту страну США, ЕС и Китая. Евразийские проекты в Узбекистане встречают культурные препоны: спад роли русского языка в деловой коммуникации, сокращение численности русскоговорящих меньшинств и др. Рычаги влияния РФ в Узбекистане остаются слабыми. Без Узбекистана геополитическое и геоэкономическое пространство Евразии остается неполноценным.
3. Туркменистан также в числе государств, выступающих против членства в региональных объединениях с РФ во главе [10].
В последние годы власти Туркмении осуществляет «политику ускоренного открытия миру», при этом не заметно существенных политических и социально-экономических рычагов давления РФ на Туркмению при том, что большинство населения страны - туркмены. Туркмения также не входит в ОДКБ. Численность трудовых мигрантов-туркменов в России незначительна, т.е. денежные переводы, получаемые от мигрантов, несущественно влияют на экономику и социальную жизнь страны. В последние годы Туркмения сумела нейтрализовать зависимость от РАО «Газпром», переориентировав свои экспортные потоки газа на Китай и Иран. Поэтому руководство страны имеет достаточно ресурсов противодействовать Москве в вопросе присоединения к ЕАЭС.
4. Таджикистан - член ОДКБ, с дислокацией на его территории 201й военной базы МО РФ. Однако Таджикистан до сих пор дистанцируется в вопросе членства в ЕАЭС. Душанбе обуславливал это членством Киргизии, не имея непосредственной границы с ЕАЭС, однако вступление в ЕАЭС Киргизии повышает шансы и на вступление Таджикистана. Трудовые мигранты значительно влияют на экономические связи Таджикистана с ЕАЭС. Однако девальвация российского рубля и тяжелое положение экономики РФ уже вернуло домой большое количество граждан Таджикистана.
5. Несмотря на присоединение Киргизии к ЕАЭС с 12.08.2015 г., отношение к этому шагу в стране неоднозначно. Высокие таможенные пошлины призваны защищать российское производство от дешевого экспорта КНР. Взамен на членство в ЕАЭС Киргизия выдвинула ряд условий, в т.ч. - прямая финансовая поддержка РФ, отсрочка применения новых высоких таможенных пошлин и др. Кроме того, Киргизстан имеет планы строительства железной дороги при поддержке Пекина, однако против этого выступает Москва.
6. Из-за применения Западом санкций против РФ обострились отношения внутри традиционной евразийской тройки (РФ, Белоруссия, Казахстан) - последний имеет тесные связи с Западом и не желает их портить. Во избежание международной изоляции совместно с Россией, прагматичный путь сближения с Западом и двойных стандартов во внешней политике выбрала также формально союзная РФ Белоруссия. Минск и Астана отказались присоединиться к торговой войне России против Запада, открыто выступили против политики Кремля. Более того, руководство Казахстана открыто заявило, что выйдет из ЕАЭС, если членство станет угрожать суверенитету страны. Таким образом, отсутствие общей позиции в евразийской тройке ослабляет ЕАЭС и формирование общего рынка.
7. Перспективы ЕАЭС в Центральной Азии сомнительны при столкновении с экономической экспансией КНР, направленной на формирование вокруг себя буферной зоны из дружественно настроенных государств (Казахстан, Киргизия, Монголия, Мьянма, Лаос и др.), в которых КНР стремится играть роль гегемона. Политика протекционизма, проводимая Россией через ЕАЭС, противоречит политике Китая. Проект «Великого шелкового пути» Китай желает включить в Азиатско-Тихоокеанскую зону свободной торговли. При этом КНР стремится к ликвидации всех барьеров и достижению максимально свободной торговли в этой и смежных с ней зонах. По мнению аналитиков, «Китай не может проглотить амбиции России, и Центральная Азия для Пекина имеет чрезвычайно высокую цену» [4].
В ноябре 2014 г. Китай объявил об инициативе формирования «Экономической зоны Шелкового пути», в рамках которой намерен инвестировать в страны Центральной Азии миллиарды долларов для развития региональной торговли. Руководитель Китая Си Цзинпинь объявил, что Пекин выделил 40 млрд. долл. на реализацию инфраструктурных проектов в Азии, которые явно не могут конкурировать с инвестициями слабеющей России [4]. Учрежденный в ноябре 2015 г. КНР и Турцией совместно с Казахстаном, Азербайджаном и Грузией консорциум по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России китайской стороной подан как альтернативный транспортный маршрут в рамках проекта «Экономический пояс Шелковый путь» [12].
8. Рецессия в РФ (с перспективой стагнации и углубления комплексного социально-экономического политического кризиса) сильно повлияла на экономику стран ЕАЭС. Несмотря на публичные заявления властей РФ о приоритете экономической кооперации с ЕАЭС, торговля со странами ЕАЭС составляет только порядка 6,6% внешней торговли РФ, тогда как со странами ЕС - 49,5% [15].
Негативные эффекты присоединения Крыма, санкций и войны в Украине и Сирии, проблемы РФ в экономике - резко сократили финансовые и инвестиционные возможности РФ в поддержке партнеров по ЕАЭС. Из-за попадания ряда компаний РФ в санкционные списки ЕС и США, сотрудничество с сопряжено с различными сложностями. Казахстан и Белоруссия не могут в полной мере воспользоваться правом реэкспорта в Россию товаров, ввоз которых она ограничила; при этом жесткая позиция РФ проигнорировала фундаментальные правила любого таможенного союза о свободном перемещении товаров между его членами. Обрушение рубля сделало его дешевле по отношению к тенге и белорусскому рублю, усложнив экспорт из Казахстана или Белоруссии в Россию, т.к. цены этих товаров на рынке РФ будут расти быстрее цен на российские товары.
С другой стороны, в 2015-2016 гг. произошел рост российских поставок в эти страны при сокращении на их рынках доли национальных производителей. Девальвация в РФ также спровоцировала мощные ожидания обесценения валют в соседних странах, что требует от их правительств новых мер по стабилизации экономики. Кроме того, крайне неэффективная политика Центробанка РФ с высокой процентной ставкой служит тормозом экономического развития не только РФ, но и давит на финансовый сектор сопредельных стран, препятствуя инвестиционной активности. Ситуация осложняется крайне неэффективной экономической политикой и управленческим кризисом в России в целом. Интеграционные объединения успешны, прежде всего, при наличии сильного центра. Например, в 1960-х годах, когда были сделаны основные шаги по созданию Европейского экономического сообщества, темп экономического роста в ФРГ составлял около 4,7% в год, а безработица долгое время колебалась в районе 1%. Во время масштабного расширения Евросоюза в начале 2000-х экономика находилась на локальном пике, и даже во время мощного кризиса в 2010-2012 гг. Германия поддерживала экономический рост в еврозоне [5].
Евразийская же интеграция начинается на этапе потенциально долгой хозяйственной рецессии и выстраивается вокруг государства, которое, по оценкам экспертов [9, 4, 5, 13-16], вошло в стадию длительного структурного экономического кризиса и может стать весьма уязвимым. Все это придает постсоветскому интеграционному проекту дополнительные риски.
Эксперты говорят о том, что «союз не получился таким удачным, каким его замышляли, а надежды простых граждан на свободное передвижение не оправдались. Тренд на разочарование наметился практически в каждой из стран ЕАЭС, хотя вслух об этом чиновники не говорят» [2]. Несмотря на ряд негативных тенденций, сегодня ЕАЭС достиг определенных успехов: устранены основные торговые барьеры; общий рынок, хотя и с рядом изъятий, уже функционирует; обеспечено свободное перемещение рабочей силы; созданы площадки для обсуждения позиций сторон; сформирована существенная нормативно-правовая база; частный сектор и власти широко осведомлены о преимуществах ведения бизнеса в рамках ЕАЭС и др. Однако эти достижения пока носят преимущественно формальный характер, а комплексную и объективную оценку реальных экономических последствий создания ЕАЭС, возможную только в длительной перспективе, осложняет негативное влияние внешних факторов: санкции, рецессия, стагнация, торговые войны (в т.ч. имевшие место между РФ и Казахстаном в 2015 г.) и др.
Выводы. 1. После распада СССР объемы внешнеторгового оборота между странами СНГ значительно снизились, произошла торговая дезинтеграция. Вся совокупность этих негативных для экономики РФ тенденций до сих пор не преодолена. Наряду с этим выросли объемы торговли СНГ с другими внешними партнерами (ЕС, КНР, США, Турция, Иран и др.). По сути, эти тренды до сих пор разрывают пространство Евразийской интеграции под эгидой РФ.
2. В своем нынешнем виде ЕАЭС не соответствует первоначальному проекту Москвы. Проблемы единой политики в сфере нефти и газа, а также финансов предполагается решить до 2025 года, что практически означает их откладывание на неопределенные времена. Из договора исключены также положения по регулированию важнейших вопросов: общее гражданство, внешняя и военно-техническая политика, общая охрана границ, идея общего парламента, общий визовый и паспортный режим, контроль экспорта, а также пункт о праве РФ защищать своих граждан в других странах. Причем последний пункт предложил исключить Казахстан [4, 5].
3. ЕАЭС поспешно формировался в том самом 2014 году, когда РФ потерпела одно из крупнейших внешне- и геополитических поражений за свою историю - утратила Украину не только как союзное, но и как дружественное государство явно на длительную перспективу. Это не может не сказаться на перспективах и дальнейшей жизнеспособности ЕАЭС в условиях экономических санкций Запада, прогрессирующих стагнации и экономического (а значит и социально-политического) кризиса в самой РФ.
4. ЕАЭС лишь на время закрепляет частичную расстановку сил, сложившуюся к 25-летию краха СССР. На западе очевиден провал интеграционной политики РФ: страны Балтии уже в НАТО и ЕС (а с 1.01.2015г.- в зоне евро); Украина и Молдова также ориентируются на Брюссель. На юге осталась вошедшая 2.01.2015г. в ЕАЭС одна Армения - бедная ресурсами слабая страна без эффективных экономических реформ, без выхода к морю, находящаяся в состоянии незавершенной (и недавно вновь разгоревшейся) войны с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Сложившаяся конфигурация ЕАЭС нестабильна и слаба при углублении кризиса в экономике РФ и усилении КНР, что может привести к распаду ЕАЭС и переформатированию его в новые структуры под гегемонией КНР и других сильных стран.
5. На востоке ЕАЭС находятся еще 2 страны-члена без океанских торговых путей (Казахстан и Киргизстан), и только одна из них (Казахстан) способна к самостоятельно выжить без помощи РФ (при этом в Киргизии, а также в Таджикистане денежные переводы мигрантов, работающих в России, превышают 30% ВВП, а доля РФ во внешней торговле этих стран составляет соответственно порядка 28 и 26%) [5].
6. Даже после включения в ЕАЭС Киргизии, а также в свете спорных перспектив присоединения к ЕАЭС Таджикистана, России удастся собрать только около 30% населения и 40% экономического потенциала стран, существующих ныне за ее пределами на территории бывшего СССР, в условиях рецессии, стагнации, серьезных кризисных явлений в экономике, социуме и политике самой России.
7. Вследствие вышеизложенного, ключевой вопрос на сегодня - не столько расширение Евразийского союза (шансы на присоединение к нему других стран, кроме Киргизии и Таджикистана, а также Монголии, представляются незначительными, принимая, впрочем, во внимание переговоры и соглашения с рядом стран о режиме свободной торговли), сколько сохранение самой структуры ЕАЭС даже в ее нынешнем виде на протяжении, по крайней мере, ближайших 5-20 лет. Выдвинутая В.В. Путинным идея «большой Европы от Лиссабона до Владивостока» представляется, во многом, декларативной, т.к. с самого создания союза важной частью развития ЕАЭС считалось его сопряжение с китайской инициативой «Один пояс и один путь», призванной связать Китай с ЕС [3].
Однако КНР, будучи экономически многократно сильнее РФ и социально-политически более стабильным государством, как уже было отмечено выше, вступает в противоречия с РФ по ряду моментов работы ЕАЭС и руководство КНР явно выступает за собственную модель евразийской интеграции. Таким образом, в этой связи высказываются соображения, что «еще не родившись, это уже мертвый проект, свидетельствующий о том, что все попытки реинтеграции постсоветского пространства со стороны Москвы обречены на провал» [5].
8. Более того, конструкция власти самой Российской Федерации, согласно теории систем, остается жизнеспособной только до тех пор, пока она обладает достаточными ресурсами для своего воспроизводства. Сокращение ресурсной базы РФ в ходе очередного (с 2014 г.) витка экономического кризиса ниже критического уровня способно вызвать рост социального напряжения (вплоть до гражданской войны и дальнейшей внешней вооруженной интервенции), демотивацию региональных элит уже в самой России подчиняться центру, потерю региональной управляемости и дезинтеграцию политической конструкции. Именно такой сценарий «управляемого хаоса» и демонтажа государственности успешно и последовательно развивается в современной России по мнению ряда отечественных и зарубежных экспертов [13, 12, 7, 8, 15]. По мнению аналитиков авторитетной американской компании STRATFOR, «мы не думаем, что Российская Федерация способна просуществовать в своём нынешнем виде ещё десять лет. Подавляющая зависимость от экспорта углеводородов и непредсказуемость цен на нефть не позволяют Москве поддерживать государственные институты на всей обширной территории Российской Федерации. Мы ожидаем заметного ослабления власти Москвы, что приведёт к формальному и неформальному раздроблению России. Безопасность российского ядерного арсенала будет всё более важной проблемой по мере того, как этот процесс начнёт ускоряться к концу десятилетия... Маловероятно, что Российская Федерация в её современном виде уцелеет. Неспособность России превратить прибыль от экспорта энергоресурсов в устойчивую экономику делает её уязвимой к колебаниям цен на углеводороды. У РФ нет способа защититься от этих рыночных процессов. Учитывая структуру федерации, в которой прибыль от экспорта сначала идёт в Москву, и только потом перенаправляется местным правительствам, регионам будет доставаться очень разное количество этой прибыли. Это приведёт к повторению советского опыта 1980-x и 1990-x, когда Москва утратила способность поддерживать государственную инфраструктуру. Всё это заставит регионы спасаться от проблем самостоятельно, образуя формальные и неформальные автономные объединения. Экономические связи между Москвой и периферией ослабнут» [6].
Разумеется, войска НАТО и КНР при этом войдут на территорию РФ для обеспечения безопасности и неприменения ядерного оружия в условиях соглашения стран Запада и Китая (для КНР связи с США и Западом намного важнее и сильнее, чем партнерство с РФ), а также при переходе хаотизированных территорий РФ под внешнее управление. Эта модель распада РФ и гражданской войны уже успешно апробирована США на примере Украины и далее будет скорректирована для России. Таким образом, долгосрочные перспективы и тренды Евразийского экономического союза представляются нам стагнирующими: обострение конфликтов стран-участников на фоне рецессии, прогрессирующего, системного спада эффективности управления социально-экономическими системами в ядре ЕАЭС - России. Это с большой вероятностью повлечет за собой вероятный распад или переформатирование ЕАЭС с доминирующей при этом ролью КНР и других мощных стран, в условиях закономерно прогнозируемого социально-экономического и политического распада РФ, создания новых государственных структур и квази-структур, обострения хаоса, миграций на евразийском пространстве, межнациональных, военных конфликтов на постсоветских территориях в ближайшие десятилетия и других острых кризисных явлений в Евразии, - по планам теории «управляемого хаоса», успешно реализованной США при развале СССР, Югославии, Ливии, Афганистана, Ирака, Сирии и т.д. Основным выгодоприобретателем этих процессов будут США и сателлиты США (Канада и некоторые другие страны Запада, а также Япония), а также хозяева доллара - ФРС (Федеральная резервная система США). При этом по оценке экспертов ИМЭМО РАН, «в условиях нестабильной ситуации в мировой экономике США являются, и в ближайшие годы будут оставаться опорой мирового экономического роста» [9]. КНР окажется в выигрыше от этих процессов лишь частично, т.к. политика и стратегии основных «мозговых центров» и истэблишмента США направлены на взаимное ослабление как РФ, так и КНР, на стравливание их между собой.
Cписок литературы:
1. ЕАЭС в условиях хронической стагнации мировой экономики. -[Электронный ресурс].-URL: https://www.banker.kz/news/the-eurasian-economic-union-in-conditions-of-chron/
2. Евразийский экономический союз уходит в Китай. - [Электронный ресурс].-URL: http://www.ng.ru/cis/2016-05-31/6_china.html
3. Евразийский экономический союз. - [Электронный ресурс].-URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Евразийский_экономический_союз
4. Егиазарян А. Создание и развал Евразийского экономического союза. -[Электронный ресурс].-URL:http://inosmi.ru/sngbaltia/20150602/228360924.html
5. Иноземцев В. Союз утопающих: вовремя ли Россия взялась строить ЕАЭС. -[Электронный ресурс].-URL: http://www.rbc.ru/opinions /economics/12/01/2015/ 54b126fb9a79470f12ed817b
6. Мир грядущего десятилетия: перевод прогноза Stratfor на 2015-2025.-[Электронный ресурс].-URL:http://inosmi.ru/world/20150305/226676529.html
7. На Западе Путину дали прогноз: развал России и три войны сразу.-[Электронный ресурс].-URL:https://charter97.org/ru/news/2015/4/13/147393/
8. Развал СССР расчистил дорогу к развалу России. -[Электронный ресурс].-URL: http://www.km.ru/front-projects/belovezhskoe-soglashenie/razval-sssr-raschistil-dorogu-k-razvalu-rossii
9. Россия и мир: 2016. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз /Рук. проекта - А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. - М.: ИМЭМО РАН, 2015.-147 с.
10. Туркмения считает Россию партнером, но в ЕАЭС вступать не будет. -[Электронный ресурс].-URL:https://ria.ru/economy/20140714/1015832476.html
11. Узбекистан никогда не войдет ни в какой союз - Ислам Каримов. .-[Электронный ресурс].-URL:https://tengrinews.kz/sng/uzbekistan-nikogda-ne-voydet-ni-v-kakoy-soyuz-islam-karimov-268275/
12. Уживутся ли в Центральной Азии китайский проект Шелкового пути и Евразийский экономический союз? -[Электронный ресурс].-URL:http://russian.eurasianet.org/node/61461
13. Фурсов А. США готовят медленный развал России. -[Электронный ресурс].-URL: http://andreyfursov.ru/news/ ssha_gotovjat_medlennyj_ razval_rossii /2016-01-30-526
14. Эксперты прогнозируют распад России.-[Электронный ресурс].-URL: http://www.expert.ua/novosti/0/122-eksperti-prognoziruyut-raspad-rossii--karta-/
15. The Eurasian Economic Union: a time of crisis.https://www.osw.waw.pl/en/publikacje/osw-commentary/2016-02-01/eurasian-economic-union-a-time-crisis
16. 40 warning signals of the disintegration of Russia by Walter Derzko: ridiculous or serious? - [Электронный ресурс].-URL:http://www.profi-forex.us/news/entry 4000001017.html