За окнами август. Значит, скоро осеннее умирание природы, что печалит, и, возможно, конструктивное обновление законодательных и исполнительных органов власти, что воодушевляет. Определенную надежду на это дали майско-июньские праймериз. Накануне предварительного голосования «Единая Россия» отстранила от отборочной процедуры 96 региональных кандидатов, уклонившихся от участия в дебатах. Более того, для контроля над подтасовками в ходе голосования в самые проблемные регионы отправился десант, состоявший из сотрудников ЦИК партии и депутатов Государственной Думы.
Предвыборная чистка партийных рядов свидетельствует, что «Единая Россия» вполне серьезно рассчитывает на обновление правил движения во власть. Впрочем, этот год характерен и заметной чисткой рядов непосредственно в структурах государственной власти. Закачались даже губернаторские кресла, а некоторые и совсем развалились. Решением президента Владимира Путина лишились должностей губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин, губернатор Тверской области Андрей Шевелев, губернатор Забайкалья Константин Ильковский, губернатор Тульской области Владимир Груздев… Если снизить должностную планку, то уволенных чиновников, как говорится, и не сосчитать.
Но до сих не сосчитать и жалоб населения, поступающих из проблемных социально и экономически регионов на местных «эффективных менеджеров». К таким регионам, кроме названных выше, можно отнести, например, Ставрополье. РИА «Рейтинг», следящее за социально-экономическим положением субъектов РФ, по итогам минувшего года опустило край на 44 место, т.е. на семь позиций, объясняя падение возросшей долговой нагрузкой региона и нехваткой бюджетных средств.
На таком фоне несколько утешает осознание того, что на Петербургском международном экономическом форуме губернатором Владимиром Владимировым и другими представителями Ставрополья были подписаны соглашения по проектам на общую сумму свыше 10 миллиардов рублей. Самый экзотический проект формирование Национального аэрозольного кластера.
Слабость к кластерам у В. Владимирова, можно сказать, наследственная. Он и краевой министр энергетики, промышленности и связи Виталий Хоценко до сих пор верны мечте, которой в 2012 году заразился тогдашний губернатор Валерий Гаевский. Мечте, щедро подкрепленной активами края, о создании крупного фармацевтического кластера на базе Научно-производственного концерна «Эском».
В 2012 году мечтать о таком кластере было совсем не вредно. Концерн тогда признали главным отечественным производителем инфузионных растворов, входящих в «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» Минздрава РФ. Его доля отечественного рынка целебных растворов в перспективе должна была достичь почти 47%. Следовательно, было чем вдохновить солидную группу инвесторов, кредиторов и акционеров на выделение средств для освоения новых рубежей фармацевтики.
Но уж чересчур вдохновился тогда сам генеральный директор и владелец концерна Сергей Азиров. Полученные деньги он в первую очередь направил на личные нужды. И делал это так масштабно, что за 4 года довел предприятие до банкротства. Ведущую роль тут сыграли приснопамятные 90-х годов прошлого века серые схемы, бартер, операции с неучтенной продукцией. К примеру, продает Сергей Григорьевич товар Эскома некоему ООО «ЭСТМедикал» по цене ниже рыночной на 30%. Образуется хорошая дельта посредника. А изюминка заключается в том, что руководит ЭСТМедикал коммерческий директор Эскома Андрей Водолазкин с совладелицей Мариям Газиковой, бывшей домработницей С. Азирова.
Конечно, продукция продавалась ограниченному числу дистрибьюторов. Тем не менее с помощью криминальной схемы быстро испарялись словно аэрозоль средства концерна.
Есть в шляпе Сергея Григорьевича и другие кролики, помогающие выводить активы родного предприятия. Чего стоит только фокус с продажей ОАО «Фирма Медполимер» (питерская «дочка» Эскома) двум частным лицам, среди которых оказалась и мадам М. Газикова. Но апофеоз фокуса в том, что незадолго до этого Азиров продал Медполимеру автоматизированную линию, являвшуюся основой производственной базы Эскома.
Совершая подобные престидижитации, Сергей Григорьевич почему-то забывает поинтересоваться мнением Совета директоров Эскома, а о том, что существуют ещё и акционеры, вообще не помнит (а они, в свою очередь, даже не догадываются о земном существовании дивидендов). О работниках концерна и говорить не приходится: для них получение зарплаты праздник, спровоцированный судебным постановлением, прокурорской проверкой или требованием Общественной палаты РФ.
Кстати, и сам Азиров сегодня, строго говоря, акционер почти мифический. Что могут стоить акции предприятия, обремененного долгом около 6 млрд рублей?
Все потерял Сергей Григорьевич как глава процветавшего концерна, но не хватку. Цепко держится за должность генерального директора Эскома и торопится выводить активы на «доверенных лиц», чтобы успеть прихватить все самое ценное до окончательного банкротства вчерашнего лидера отрасли. Его надеждам пока сопутствует творчество краевого Арбитражного суда. Здесь, как сообщала электронная газета The Moscow Post, «Сергей Азиров дает уроки местного правосудия, постоянно перенося судебные заседания по банкротству». Видимо, не без помощи начальника отдела кадров суда Валентины Рядновой бывшего заместителя Азирова по кадрам и социальным вопросам в Эскоме.
И все же юридическое решение о судьбе концерна и возврате многомиллиардного долга неизбежно. Хотя на сегодняшний день в эту сторону сделан слишком мелкий шаг: выплата задолженности по зарплате 18 миллионов рублей, конечно, важна для сотрудников Эскома, но никто не знает, когда Азиров вновь поделится «личными сбережениями», поскольку долговая яма предприятия слишком глубока. Значит, и работы для налоговых, следственных и судебных органов, можно сказать, непочатый край. Особенно по вопросу: куда и на что ушли заимствованные миллиарды?
Иначе смотрит на ситуацию местная исполнительная власть. Министр Виталий Хоценко чаще других оглашает в СМИ «светлые перспективы» фармацевтического кластера во главе с Эскомом. Одной попытки, сопряженной с потерей огромных, в том числе государственных средств, ему, видимо, мало. Не думается, что несусветные долги концерна он покроет из своего кармана. Если же из кармана края, то при возросшей долговой нагрузке региона и нехватке бюджетных средств рейтинг Ставрополья опустится как минимум ещё на 7 позиций. Лично Сергей Азиров к этому готов, поскольку публично говорит о нуждающемся в поддержке «развитии предприятия». Несомненно, что накопленный опыт позволит ему развалить и целый кластер, созданный за чужой, включая государственный, счет. Кроме того, вдруг потенциальные 10 млрд, возникшие на форуме в Санкт-Петербурге, тоже можно пусть на ветер.
Догадываются ли об этом местные кандидаты в депутаты Государственной Думы РФ и, разумеется, Думы Ставропольского края?
Подчеркнем: верховной властью задан четкий вектор морального и профессионального оздоровления в среде всех, от кого зависит жизнь регионов. Это касается и вдумчивого формирования партийных списков, и взыскательного обсуждения кандидатур, и необходимого обновления кадров, что немыслимо сделать без гражданской активности электората. Никто в стране, включая президента, в одиночку порядка не наведет. Никто в одиночку не определит верное направление развития государства. Никто в одиночку не победит коррупцию на всех уровнях главного губителя инвестиционного климата, не прекратит разбазаривание бюджетных и иных средств, не избавится от некомпетентных руководителей госорганов и предприятий.
Поэтому, оценивая кандидатов в преддверии выборов, мы обязаны прежде всего учитывать их нравственные и профессиональные качества. Особенно в тех случаях, когда в руках претендентов уже были государственные средства и активы, а эффективность их использования оказалась низкой или даже отрицательной.
Выбор за нами. От него зависит, как будут заботиться народные избранники о развитии регионов и росте благосостояния народа.