Регион: Выбрать регион
Сейчас: 27 ноября 5:52:56
Среда
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ОБЗОР РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕПЕЙ В ТОРГОВЫХ СЕТЯХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

УДК 658.7

 

ОБЗОР РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕПЕЙ В ТОРГОВЫХ СЕТЯХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Семеновская Марина Андреевна

магистрант 1 курса,

Сибирский Федеральный университет, г. Красноярск, Россия

E-mail: yellooww@yandex.ru

Научный руководитель – Лукиных Валерий Федорович

д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики

Красноярский государственный аграрный университет,

г. Красноярск, Россия

E-mail: somcl@mail.ru

 

AN OVERVIEW OF THE DISTRIBUTION CHAINS IN TRADE NETWORKS OF KRASNOYARSK KRAI

Semenovskaya Marina Andreevna

1st grade master-student,

Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia

                  Scientific adviser Lukinikh Valery Fedorovich

Doctor of economics, professor, head of Logistics department,

 Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia

 

В данной статье представлен обзор трех торговых сетевых компаний г. Красноярска. Раскрываются их методы работы с поставщиками, организация цепей поставок внутри предприятий и некоторые существующие проблемы логистического менеджмента.

Ключевые слова: ритейл, логистическая сеть, цепь поставок

 

This article presents an overview of the three network shopping companies in Krasnoyarsk. Reveal their working methods with suppliers, organization of supply chains and some existing problems of the logistics management.

Key words: retail, logistics network, supply chain

 

В современной торговле наблюдается активное развитие коллективных логистических цепей, которые, в большинстве случаев, представлены сетевыми компаниями. Среди основных тенденций развития как зарубежного, так и отечественного ритейла, к наибольшей конкурентоспособности приводит создание сбытовых сетей с привлечением товаропроводящих мощностей поставщиков и производителей и строительством собственных распределительных логистических центров.

За прошедшие годы на продуктовый рынок Красноярского края зашли несколько крупных федеральных ритейлеров – питерские сети «Окей» и «Лента», краснодарский «Магнит», немецкая оптово-розничная сеть «Метро» формата Кэш энд Керри. Эта агрессивная экспансия федералов существенно потеснила местные региональные сети, ужесточив конкуренцию за покупателя, а также внесла корректировки в развитие бизнеса по-красноярски.

Стоит отметить, что уровень обеспеченности населения торговыми площадями является показателем развития инфраструктуры потребительского рынка и одним из критериев оценки уровня социально-экономического состояния субъектов РФ, доступности товаров и качества жизни населения. По официальным данным Правительства Красноярского края оборот розничной торговли в регионе за 2015 г. составил 487,1 млрд. рублей, что является лучшим показателем среди всех субъектов Сибирского федерального округа даже на фоне рецессии в экономике и ухудшения покупательской способности. Доля оптовой и розничной торговли в 2013 г. в формировании ВРП достигала отметки 9,1% [1].

 Целью данной статьи является обзор нескольких красноярских торговых сетей с точки зрения структуры  логистического менеджмента, а также методов, которые позволяют им быть конкурентоспособными и востребованными в современных рыночных условиях.

Первым объектом исследования является сеть супермаркетов «Красный Яр», основанная в г. Красноярске в 1997 г. В настоящее время компания развивается в двух направлениях. Во-первых, открытие непосредственно гастрономов под торговой маркой «Красный Яр», которых насчитывается уже 70 в городах Красноярск, Ачинск, Лесосибирск и респ. Хакасии. Во-вторых, запуск новой сети дискаунтеров под торговой маркой «Батон».

Центральным объектом логистической сети данного предприятия является распределительный центр (далее – РЦ), созданный на базе складского комплекса класса А «Тетра-Логистик». Через РЦ проходит до 23% всех поставок сети, остальную долю снабжения магазинов обеспечивают местные поставщики и дистрибьюторы, а также сами производители. Все иногородние поставки осуществляются через РЦ кросс-докингом, «черным ящиком» либо товар помещается в зону хранения на «Тетра-Логистик». По данным сети, затраты на складскую логистику в 2015 г. составляли в среднем 7-8% от стоимости товара. Ежедневно транспортом «Тетра-Логистик», а также привлеченными перевозчиками, происходит доставка укомплектованного под текущие потребности магазинов товара. Биржевой либо сезонный товар с глубокой скидкой продуктовая сеть закупает самовывозом из других регионов.

Однако, в исследуемой компании регулярно возникает ряд проблем: недешевая тарификация услуг «Тетра-Логистик» порой приводит к отказу в сотрудничестве с некоторыми иногородними партнерами; возникают постоянные претензии по недопоставкам товаров с РЦ на магазины; вследствие низкой квалификации рабочих-подборщиков склада часто обнаруживаются пересорты и недовложения товара в развезенных заказах; имеют место сравнимо высокие потери по скоропортящемуся товару. Кроме вышеперечисленного, наблюдается слабая межорганизационная координация между РЦ и отделом закупок сети «Красный Яр», что в свою очередь приводит к несвоевременным заказам товара.

К сокращению вышеперечисленных негативных ситуаций приведет повышение требований со стороны компании «Красный Яр» к своему логистическому аутсорсеру, которым является «Тетра-Логистик».

Наличие распределительного центра создает, безусловно, сильное конкурентное преимущество. Кроме того, «Красный Яр» активно развивает партнерские отношения с другими региональными ритейлерами. Например, в настоящее время проводится совместная переговорная компания торговых сетей «Красный Яр» и «Слата» (г. Иркутск) с дистрибьюторами и производителями продуктов питания. Целью данного альянса является усиление закупочной силы и получение лучших коммерческих условий. «Красный Яр» наряду с городской сетью «Биг Си» входит в кооператив ПО РОСТ (Первое всероссийское кооперативное объединение независимого ритейла), через который происходят совместные закупки и заключение контрактов с отечественными и зарубежными производителями.

Вторым объектом исследования в данной статье является группа компаний «Командор», которая позиционирует себя одним из крупнейших торговых холдингов России. ГК «Командор» представлена несколькими направлениями бизнеса – производство мебели на территории г. Красноярска и сеть одноименных мебельных салонов,  сдача недвижимости в аренду, пищевое производство, сетевая продуктовая розница в виде мультиформатных магазинов – супермаркетов «Командор», гипермаркетов «Аллея», дискаунтеров «Хороший», которых в совокупности насчитывается уже более 130 в регионе. Подразделения данной компании располагаются в респ. Хакасии, и городах Шарыпово, Ачинске, Назарово, Боготоле, Лесосибирске, Канске.

Поставки товаров в торговые точки сети осуществляются в основном силами дистрибьюторов и местных производителей.  Кроме того, компания «Командор» имеет собственный логистический центр в г. Красноярске и автопарк грузовых разнотоннажных автомобилей, а также привлекает сторонних логистических операторов для хранения и перевозок режимного температурного товара. Общая схема логистической цепи ГК «Командор» представлена на Рисунке 1. Стоит отметить, что данная модель цепи поставок не является уникальной и подходит, за исключением специфического мебельного направления,  для обширного количества региональных ритейлеров, в том числе и для ранее рассматриваемой компании «Красный Яр».

Важнейшим преимуществом торговой компании «Командор», которое привело ее к лидерству по товарообороту и доле рынка  среди других продуктовых сетей Красноярского края, является дифференциация бизнеса по разным форматам современной FMCG-торговли. Это позволяет конкурировать как с местными (в формате супермаркета и дискаунтера), так и с федеральными (в формате гипермаркета) сетями, повышать лояльность покупателей различного достатка и социальных слоев, обеспечивая им ежедневные покупки продуктов в магазинах «у дома» и закупки товаров «на неделю» в гипермаркетах.

Последним объектом исследования в данной статье является молодая, но активно растущая торговая сеть «Светофор». Проект «Светофор» стартовал в г. Красноярске в 2009 г. в формате «жесткого дискаунтера» и стал развивать стратегию охвата рынка в одном целевом сегменте потребителей. Такой подход оказался достаточно правильным, эффективным и более чем перспективным бизнес-решением. Компания не стала бороться с местными маститыми ретейлерами, а выбрала малоосвоенную в России, но популярную в Европе и во всем прогрессивном мире нишу эконом-магазинов.

 

9b8619251a19057cff70779273e95aa6.jpg

Рисунок 1 – Схема логистической цепи ГК «Командор»

 

В настоящий момент дискаунтеры «Светофор» расположены в 27 субъектах РФ в количестве более 400 магазинов. География торговой сети чрезвычайно обширна – Иркутская область, Свердловская область, Хабаровский край, Читинская область, Алтайский край, респ. Татарстан, Краснодарский край, – вот далеко не полный список регионов присутствия.

Как правило, основные площади «Светофоров» находятся преимущественно в небольших городах с численностью населения от 15 тыс. человек. В каждом регионе компания регистрирует отдельное юридическое лицо, однако контролирует деятельность филиалов красноярский центр. С этой торговой сетью аффилированы через собственников несколько оптовых поставщиков алкогольной продукции; кроме того, прошлым летом была запущена аптечная сеть «Здоровье», которую владельцы планируют развивать параллельно с дискаунтерами [2].

Торговая компания «Светофор» предпочитает работать напрямую с заводами-изготовителями, минуя оптовых дистрибьюторов и посредников. На каждой новой освоенной территории проводится тендер на поставку товаров как внутри данного региона, так и в соседние области. При этом обязательным условием сотрудничества является возможность доставки товара до торговых точек силами самих поставщиков или производителей. В связи с отсутствием собственного логистического центра или складских комплексов, компания привлекает сторонних логистических операторов, которых использует в качестве «перевалочной базы» для кросс-докинга при межрегиональных перевозках. Хранение товара паллетоместами осуществляется непосредственно в торговых залах, площадь которых редко составляет менее 800 кв.м.

В целом, информации о данной торговой сети достаточно мало: сотрудники и собственники практически не дают интервью, компания не входит в торговые объединения с другим ритейлерами и редко фигурирует в СМИ. Однако по некоторым экспертным оценкам в настоящий момент выручка «Светофора» может потенциально достигать 60 млрд. рублей в год [2].

В данной статье был проведен сравнительный анализ трех красноярских торговых сетей по формам ведения бизнеса, позиционированию на рынке и применяемым логистическим структурам. У первых двух рассматриваемых ритейлеров – «Красный Яр» и «Командор», - логистика построена по схожему принципу: компании активно используют товаропроводящие сети своих поставщиков и пользуются распределительными центрами для закупок и хранения больших партий продукции, для перевалки грузов от поставщика в магазины кросс-докингом, а также для хранения нереализованных сезонных непродовольственных товаров. Стоит отметить, что данные сети развиваются только в пределах двух смежных регионов – Красноярского края и респ. Хакасии, поэтому их распределительные цепи довольно компактны, а все перевозки «РЦ–магазин» имеют сравнительно короткое логистическое плечо. Однако содержание и обслуживание распределительного центра и автопарка (в случае с «Командором»), а также оплата услуг стороннего складского комплекса (в случае с «Красным Яром») неизбежно увеличивает издержки на логистику в данных предприятиях.

Напротив, сеть дискаунтеров «Светофор» имеет протяженную географию и работает в большом количестве регионов при полном отсутствии собственных распределительных центров и складских комплексов. На данный момент, компания значительно экономит на затратах, не вкладываясь в капитальное строительство или дорогостоящую аренду. Но возможно, в более далекой перспективе суммарные затраты на услуги логистических операторов перевесят расчетные затраты на создание собственных распределительных цепей. Тем более учитывая тот факт, что производство продуктов питания в России находится в сильной зависимости от климатических и экономических условий конкретных регионов, и заполнить покупательскую корзину только товарами местного производства в большинстве случаев не представляется возможным. Вопрос состоит только в том, как долго собственники компании планируют развивать это направление бизнеса.

 

Библиографический список:

1)                Торговля // Красноярский край (официальный портал): Красноярск, [2005 – ]. Дата обновления: 01.04.2016. URL: http://www.krskstate.ru/promtorg/torg  (дата обращения 02.04.2016).

2) Модель Н. Красноярская экспансия // Retailer.RU. Ежедневные коммуникации: ежедн. интернет-изд. 24.09.2015. URL: http://www.retailer.ru/item/id/122170/ (дата обращения 03.04.2016)


Количество просмотров: 1600
теги:
17.06.2016 05:48 | Loglem2016-2блог автора

Еще публикации: