
Логистическая инфраструктура Красноярского края отстает от большинства соседей
Развитие логистической инфраструктуры неотделимо от успешного развития региона. Можно сравнить её одновременно с кровеносной и нервной системой организма: откажут они – откажет и весь организм. Тот, чья логистическая инфраструктура будет функционировать лучше, получит большое преимущество перед соседями.
Насколько хорошо развита логистическая инфраструктура нашего края? Тот факт, что она уступает в развитии регионам центральной полосы России обусловлено целым рядом факторов, увы, не только объективных. Но попробуем сравнить Красноярский край с соседними регионами, входящими в Сибирский Федеральный округ. По определению В.И. Сергеева, в состав логистической инфраструктуры несколько подсистем, включая транспортную сеть в разрезе отдельных видов транспорта. Как известно, в логистике выделяют 6 основных видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, морской, речной и воздушный. Так как же эти отдельные виды транспорта смотрятся на фоне Новосибирской, Иркутской области, Республики Хакассии и других регионов СФО?
Пожалуй, наиболее динамично развивающимся на территории СФО является трубопроводный транспорт (один из магистральных нефтепроводов проходит и по территории Красноярского края). Однако, данный вид транспорта сложно оценивать в разрезе регионов по отдельности. Поэтому, остановимся на развитии водного, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта.
На первый взгляд, с развитием водного транспорта в Красноярском крае полный порядок. 3 морских порта, 2 из которых функционируют круглый год. Однако суммарный грузооборот этих портов (около 1130 тонн грузов в год) не превышает 0,25% от общего грузооборота морских портов Российской Федерации. Красноярский речной порт относится к крупнейшим речным портам всей страны. Но функционирует на уровне, не превышающем 30-40% от своей пропускной способности. Сказывается кризис и зависимость от нескольких определенных грузоотправителей. Хотя… многие наши соседи не могут сегодня похвастаться и этим.
Воздушный транспорт в крае, на мой взгляд, смотрится неплохо на фоне соседей (как-никак, масштабы края обязывают). 43 действующих аэродрома, 16 из которых выполняют коммерческие операции. Вдобавок, в последние годы малая авиация в крае получает развитие. Большим плюсом является возобновление авиасообщения с Шушенским. Надеюсь, это направление начнет пользоваться спросом.
Оценивая обеспеченность автомобильным и железнодорожным транспортом, не совсем корректно, на мой взгляд, оценивать их протяженность исключительно по отношению к площади территории. Более корректным является учет также численности людей, проживающих на территории (коэффициент Эйнгеля).
Регион |
Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, км |
Кэйнгеля |
Протяженность железных дорог общего пользования, км |
Кэйнгеля |
Красноярский край |
13 292 |
5.10 |
3160 |
1.21 |
Красноярский край без Туруханского, Эвенкийского, Таймырского р-нов |
13014 |
10,84 |
3160 |
2,63 |
Республика Алтай |
2 942 |
20.81 |
- |
- |
Алтайский край |
1 5712 |
24.86 |
1803 |
2.85 |
Республика Бурятия |
6 236 |
10.62 |
2044 |
3.48 |
Забайкальский край |
15 834 |
23.15 |
2446 |
3.58 |
Иркутская область |
12 409 |
9.08 |
2483 |
1.82 |
Кемеровская область |
8 357 |
16.38 |
1685 |
3.30 |
Новосибирская область |
10 725 |
15.31 |
1530 |
2.18 |
Омская область |
11 315 |
21.41 |
752 |
1.42 |
Томская область |
4 093 |
7.03 |
344 |
0.59 |
Республика Тыва |
3 068 |
13.30 |
- |
- |
Республика Хакасия |
2 797 |
15.39 |
663 |
3.65 |
И вот тут всё выглядит не столь блестяще (а не учти я численность населения – получилось бы и вовсе печально). Казалось бы: 13292 километра автодорог с твердым покрытием, 3160 километров железных дорог общего пользования - это немало. Но взглянем на масштабы нашего региона, вспомним численность жителей. И получим лишь 5.1 по обеспеченности автодорогами и 1,21 - по железным дорогам. В 2-3 раза ниже чем у соседей! Даже не учитывая малонаселенные Туруханский, Эвенкийский и Таймырский районы, мы всё равно проигрываем многим регионам СФО. В первую очередь, это касается автодорог: лишь с Томской и Иркутской областями (где, по справедливости, тоже следовало бы исключить из анализа северные районы) мы находимся на сопоставимом уровне. А ведь именно эти 2 вида транспорта принимают на себя основной поток грузов и пассажиров - как в масштабе края, так и в масштабе всей страны! К тому же, если дорожное строительство, пусть и небольшими темпами, но осуществляется, то строительство железных дорог в крае остановилось. Не видно конца строительству линии "Карабула - Ярки", остановлены работы по строительству ветки "Курагино - Кызыл". Впрочем, эта же проблема существует и для всех регионов России... кроме тех, что имеют выход к Азовскому морю.
Отмечу также, что эффективность функционирования логистической инфраструктуры находится в целом нуждается в интеграции различных видов транспорта, для чего создаются логистические центры. Пока наш край (как, впрочем, и все остальные регионы СФО) уступают в этом Новосибирской области целую пропасть. В общем, пусть сделано уже немало, предстоит ещё больше. Если мы хотим занять достойное место (для начала) среди сибирских регионов, необходимо создание единой концепции развития транспортно-логистической инфраструктуры Красноярского края, увязанной с федеральными программами развития различных видов транспорта. Важно понимать, что выполняться она должна, в первую очередь, в интересах всех жителей нашего края. Ведь, экономика существует для людей, а не наоборот.