Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби (872 год, Фарар, ныне – Отрар, Южный Казахстан –951 год, Дамаск, Сирия) — древневосточный учёный-энциклопедист, философ. Общепринятый сокращённый вариант имени — аль-Фараби. Его называли «Вторым учителем» – вторым после Аристотеля, к чьим трудам он составил подробнейшие комментарии. Портрет аль-Фараби с 1993 года помещается на казахстанских тенге.
Жизнь «Второго учителя»
О жизненном пути аль-Фараби сохранилось
крайне мало достоверных сведений. Более того, как это часто бывает, то, что
дошло до наших дней, обросло легендами и домыслами. Доподлинно известны лишь
даты рождения и смерти учёного и время его переезда в Сирию. Все прочие вехи
жизненного пути условны. Дело в том, что все исторические документы и
свидетельства, содержащие сведения о нём, были созданы много позже его смерти.
Единственное достоверное сочинение о великих учёных древности, где упоминается
и аль-Фараби, было написано в XI веке, однако оно не сохранилось до наших дней,
а известно лишь по цитатам и ссылкам в более поздних документах.
По той же причине недостатка сведений нельзя
наверняка определить, какому этносу принадлежал аль-Фараби. Однако слово
«тархан» в его имени свидетельствует о том, что он происходит из
привилегированных слоёв тюрков. Считается, что аль-Фараби родился в местности
Фараб, ныне располагающейся на территории Южного Казахстана.
Предположительно, первоначальное
образование будущий философ получил у себя на родине. Однако стремление к изучению
мира не позволило аль-Фараби оставаться на месте. В юности (а в некоторых
источниках – приблизительно сорока лет от роду) он покинул Фараб и посетил
Багдад, Харран, Каир, Дамаск, Алеппо. Багдад в те времена был столицей Арабского халифата. Этот город
слыл местом паломничества для образованных людей, здесь зарождалось множество
новых духовных и интеллектуальных течений. В некоторых источниках есть
сведения, что до обращения к науке аль-Фараби был судьёй. Однако, переселившись
в Багдад, он занялся изучением языков и самых разных отраслей науки: по
дошедшим до нас сведениям, он учился греческому языку, логике, медицине.
Здесь аль-Фараби мог полностью удовлетворить свой
интерес к древним грекам, и прежде всего – Аристотелю. В Багдаде того времени существовала
известная далеко за пределами халифата школа переводчиков. В ней, кроме
прочего, переводили и комментировали труды древних авторов.
Именно подробные комментарии к трудам Аристотеля стали одним из основных направлений деятельности аль-Фараби. Стоит заметить, что освоить, а тем более прокомментировать наследие великого грека для арабоязычных мыслителей было делом очень трудоёмким. Об этом, в частности, говорит заметка, оставленная аль-Фараби на копии трактата «О душе»: «Я прочёл этот трактат двести раз». Столь подробные комментарии, какие оставил Фараби, требовали буквального знания аристотелевских текстов. Есть легенда, согласно которой учёного однажды спросили, кто больше знает: он или Аристотель? На что невозмутимый аль-Фараби ответил: «Живи я с ним в одно время, я стал бы лучшим его учеником!».
Уже будучи известным учёным, аль-Фараби переехал в Дамаск. Согласно некоторым источникам, произошло это в 941 году, т.е. за десять лет до смерти. Все последние годы жизни он продолжал заниматься наукой. Есть сведения, что в первое время по приезде в Дамаск Фараби познал нужду. Одна из литературных легенд о его жизни гласит, что учёный вынужден был днями работать сторожем в садах, а ночами, при свете свечи, создавал свои великие труды.
Впрочем, крайняя бедность не продлилась долго: вскоре
аль-Фараби нашёл богатого покровителя – правителя из Алеппо Сайф ад-Даула Али
Хамдани, который помогал многим учёным и поэтам своего времени. Однако жить
Фараби остался в Дамаске, роль придворного учёного его не прельщала. Он лишь
изредка наведывался в Алеппо к своему покровителю. В последние годы жизни
учёный вёл уединённый образ жизни, довольствовался малым и не знал умеренности
лишь в одном – своей работе.
Даже смерть аль-Фараби обросла легендами. Согласно
одной из них, он умер естественной смертью, в своём доме в Дамаске. По другой
версии, учёный был убит разбойниками по пути в Аскалан. Есть сведения, что он
был погребён без участия духовенства. В иных источниках указывается, что Фараби
был правоверным мусульманином, и на его похоронах сам правитель Сайф ад-Даула
читал молитву, начертанную на четырёх папирусах.
Наследие
аль-Фараби
Наиболее известны в наше время социально-этические
работы восточного мудреца, которые он посвятил учению об общественной жизни. Основываясь
на политических и этических идеях древнегреческих философов, компилируя их с
социальными идеями древнего Востока, аль-Фараби разработал интереснейшую теорию
о городах, названных им добродетельными и невежественными. Первыми правят
философы. Жители этих городов имеют представление об истинном счастье и
стремятся достичь его. В основе таких городов – добро и справедливость, а злу и
несправедливости места здесь нет. Правители и жители невежественных городов не знают
об истинном счастье и заняты лишь земными наслаждениями и стяжанием богатства.
Взгляды и научные искания аль-Фараби были
удивительно широки. Так, немаловажен его вклад в музыковедение. Его «Большая
книга о музыке» интересна и современным учёным, ведь она содержит множество
сведений о музыке Востока, а также о древнегреческой музыкальной системе.
Невозможно переоценить значимость естественнонаучных
работ аль-Фараби. Написанное им «Слово о пустоте», вероятно, стало первой в
истории научной работой о вакууме. Энциклопедический ум учёного интересовался
также физикой, химией, анатомией, биологией, филологией, психологией, правом,
медициной, социологией. По данным нескольких источников, аль-Фараби знал около
70 (!) языков.
Столь широкие научные интересы вылились в ещё одну
значительную работу, аналогов которой в те времена не существовало. Это трактат
«О классификации наук», где перечислялись все науки того времени, а кроме того,
для каждой из них был назван предмет изучения.
Сегодня рукописи аль-Фараби находятся во множестве
библиотек по всему миру. Наследие этого удивительного мудреца вызывает самый
живой интерес в научной среде. Это не удивительно, ведь о многих вопросах учёный
древнего Востока опередил своё время на несколько веков: многие его работы не
потеряли актуальность до сих пор.
Аль-Фараби
на денежных знаках
Аль-Фараби в
Казахстане, на территории которого когда-то находился Фараб, – фигура очень
значительная и почитаемая. Достаточно сказать, что Казахский Государственный
Национальный Университет носит его имя, и становится ясно, насколько уважаем
казахами этот поистине выдающийся учёный.
Когда в ноябре 1993
года в Казахстане была введена национальная валюта – тенге – аверс банкноты
номиналом в один тенге украсил портрет философа и учёного аль-Фараби. На
реверсе купюры поместили его геометрические построения и формулы. Эти банкноты
были изъяты из обращения в 2006 году. Интересный факт: во времена аль-Фараби
монетные дворы тюркских правителей располагались в основном в южной части
современного Казахстана, и один из них функционировал именно в Фарабе. Так что
появление аль-Фараби на самой расхожей банкноте символично ещё и с точки зрения
денежных традиций.
С 1993 по 2003 год
казахстанская валюта выпускалась с портретом аль-Фараби на аверсе банкнот
номиналом 200, 500, 1000, 2000, 5000 и 10000 тенге. Иными словами, подавляющее
большинство купюр в Казахстане в те годы украшал портрет древнего восточного
мудреца! Любопытно, что в 2016 году банкнота достоинством 10000 тенге была
признана британским изданием “The Telegraph” самой красивой банкнотой мира. Справедливости
ради стоит отметить, что это «заслуга» не только выразительного портрета
древнего мыслителя. На реверсе банкноты изображён не менее выразительный
снежный барс, который считается одним из символов Казахстана.
Портрет аль-Фараби был
помещён также на памятной банкноте номиналом 5000 тенге, выпущенной в 2001
году.
Анна БЕНЕДИКТОВА,
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ.