Каждый день руководители компаний во всем мире принимают решения, которые приводят их компании к успеху или неудачам. Согласно новому исследованию Международной ассоциации специалистов в области управленческого учета CIMA, процесс принятия решений во многих организациях уже не отвечает поставленным задачам: утопая в избытке информации, руководители испытывают большие трудности при поиске правильных решений.
В рамках исследования, озаглавленного Joining the Dots: Decision-Making for a New Era («Складывая мозаику: принятие решений в новой эре»), был проведен опрос 300 руководителей крупных компаний со всего мира, для того чтобы оценить, насколько эффективны их процессы принятия решений. Оказалось, что многие компании не справляются с огромным объемом доступной им информации, а ее превращение в выводы стратегического характера неизменно оказывается для них проблемой. Так, 36% респондентов сказали, что их компания не справляется с переизбытком получаемой информации.
Мнения относительно важности данных в процессе принятия решений сильно разнятся. И хотя 37% респондентов утверждают, что данные помогают принимать им более эффективные решения, 32% считают, что переизбыток данных оказывает отрицательное влияние. Исследователи выявили изъяны процесса принятия решений, свойственные большинству компаний, и пришли к выводу о том, что возможности для совершенствования огромны.
Так, 80% участников сказали, что за последние три года в их компании был хотя бы один случай, когда стратегическое решение принималось на основе ложной информации. Это говорит о том, что немногие организации проводят анализ результатов стратегических решений и делают выводы на его основе. Всего 28% опрошенных считают, что они эффективно извлекают уроки из результатов решений, которые принимают.
Отсутствие эффективного процесса анализа принятых решений означает, что компании рискуют повторять одни и те же ошибки, одновременно не выявляя и причины прошлых успехов. Исследователи говорят о том, что, по мере того как организация перестает придерживаться принципа постоянного обучения, объем инноваций сокращается, а степень вовлеченности сотрудников падает.
Путь к более эффективному принятию решений
Руководители, принявшие участие в опросе, считают, что для повышения эффективности процесса принятия решений необходимо повышать уровень квалификации работников, а также оказывать поддержку сотрудникам компании в иных областях. Участники исследования советуют использовать новые источники данных, бросать вызов традиционным способам мышления, а также обеспечивать более тесное сотрудничество руководителей как между собой, так и с сотрудниками компании.
Среди других важных факторов, которые зачастую упускаются из виду руководителями, — преодоление разобщенности в коллективе, включение в работу «правильных» людей, привлечение сторонних участников к процессу принятия решений и создание условий для того, чтобы различные точки зрения были услышаны.
В результате исследования ученые выяснили, что в компаниях, где имеет место эффективный процесс принятия решений, применяется метод комплексного мышления. Комплексное мышление понимается авторами исследования как активный процесс анализа организацией отношений между различными ее операционными и функциональными подразделениями, а также ресурсами и всеми связями, которыми она пользуется или на которые оказывает влияние. Комплексное мышление способствует более целостному принятию решений, в которых учитывается создание ценности в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.
Снижая разобщенность в коллективе и стимулируя обмен важнейшей информацией между операционными и функциональными подразделениями, комплексное мышление дает лидерам лучшую основу для принятия решений. Авторы исследования выделяют восемь способов применения комплексного мышления в процессе принятия решений:
1. Укреплять доверие. Высокий уровень доверия между руководителями и подчиненными упрощает обмен информацией и позволяет услышать новые точки зрения при принятии решений.
2. Ценить нефинансовые данные. Одна лишь финансовая информация больше не может охватить все важнейшие факторы создания ценности. Вместо этого, для того чтобы иметь более полную картину, руководители должны гармонично совмещать финансовые и нефинансовые данные.
3. Выделять значимую информацию. Самые эффективные организации, рассмотренные в данном исследовании, ранжируют и обрабатывают поступающие данные таким образом, чтобы выделять из них лишь значимое, донося до руководителей четкие и ясные посылы.
4. Поддерживать сотрудничество. Благодаря развитому сотрудничеству, работникам из разных отделов, обладающих необходимым знанием и опытом, становится легче включиться в процесс.
5. Создавать стимулы для достижения средне- и долгосрочных целей. Скорректируйте систему поощрений таким образом, чтобы она способствовала принятию решений, ориентированных на создание ценности как в краткосрочной, так и в средне- и долгосрочной перспективе.
6. Привлекать сторонних участников. Лучшее понимание ценности вашего бизнеса для заинтересованных сторон поможет формировать бизнес-стратегию, эффективную в долгосрочной перспективе.
7. Осуществлять обзор результатов. Извлекайте уроки из результатов своих прошлых решений; совершенствуйте процессы и корректируйте критерии оценки эффективности.
8. Соблюдать прозрачность. Прозрачность в плане того, как и почему принимаются те или иные решения, помогает сотрудникам понимать бизнес-модель и более общую стратегию.