Существует
множество оценок объема обувного рынка в России. Несоответствие между оценками
обуславливается как разницей в используемых методах оценки, так и значительной
долей теневого сектора на рынке.
По данным РСКО объем потребления обуви в
России в 2009 году составил всего 280 млн пар. По оценкам Национального
обувного союза, общий объем рынка обувных товаров в России составляет
около 400-450 млн пар. Отечественное производство занимает всего четверть
от общего объёма рынка.
Несмотря на
кажущийся обувной бум в последние пару лет, потребление обуви в России заметно
уступает европейским странам и США. Так, по последним данным, сейчас россияне в
среднем покупают 1,4 пары обуви в год, тогда как европейцы не скупятся
тратиться на 4,5 пары, а американцы и на 6,5.
По итогам 2009
года в России было произведено 57,8 млн. пар обуви, что на 3,9% больше, чем в
2008 году (55,7 млн. пар).
Лидером в
производстве обуви является компания Брис-Босфор из Краснодарского края. На её
долю приходится около 17% общероссийского производства обуви (2009 год). Также
в тройку крупнейших производителей обуви входят МУЯ Продакшн (Владимирская
область) и Обувная фирма Юничел (Челябинская область) – их доля составляет
приблизительно 3,5% от общероссийского производства.
Импорт обуви в
2009 году снизился на 22,3% и составил 222,1 млн.пар вместо 285,8 млн.пар в
2008 году. Средняя контрактная цена одной пары обуви остается на уровне 10
долл. США или 290 рублей. Из Китая завезено 83% обуви.
С 1 января 2010
года стала действовать единая пошлина в 10% на все виды импортной обуви.
В I квартале 2010 г. рынок обуви вырос на 5-10% в натуральном выражении и
на 15-20% в рублях по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как
отмечают участники рынка, спрос восстанавливается, цены растут.