Статья американской журналистки Энн Филд (Anne Field) в сокращенном виде
Пару лет назад Джин Энн Бут (Jean Anne Booth) решила: пора обзавестись устройством экстренного оповещения, чтобы точно знать, когда ее маме, только что отпраздновавшей 80-летие, требуется помощь. Проблема заключалась в том, что эта независимая пожилая женщина не хотела иметь ничего общего с традиционными гаджетами данной категории — боялась выглядеть немощной старухой. К тому же у мамы Д. Бут не было смартфона, а значит, ее состояние можно было контролировать только в стенах дома.
Джин, предприниматель в сфере новых технологий, увидела в этом новые возможности для бизнеса. Почему бы, подумала она, не создать носимое устройство, снабженное датчиками, которые смогут выявлять проблему независимо от местоположения человека, оповещать об этом кого нужно и при этом будут хорошо смотреться?
В 2013 году она основала в Остине (штат Техас) компанию Unaliwear, разработавшую новое носимое устройство. Оно выглядит как часы и отслеживает, например, внезапное ускорение тела, возникающее чаще всего при падении. Обнаружив проблему, устройство запускает систему оповещения, которая сначала спрашивает пользователя, нужна ли ему помощь, а затем связывается с его родственниками, сиделкой или службой скорой помощи. Ожидается, что продукт появится на рынке в следующем году. Д. Бут называет его «носимым Большим братом для пожилых людей» по аналогии с известной системой безопасности для автомобилей OnStar.
Как любой продукт, носимые устройства вызывают особую симпатию, если приносят ощутимую пользу с первых секунд. Вполне естественно, что появляется все больше приборов, помогающих пожилым людям сохранять независимость, а членам семьи и сиделкам — следить за тем, все ли в порядке. По данным исследовательской компании ABI Research, с 2011 по 2017 гг. доля аппаратов домашнего мониторинга на рынке носимых медицинских устройств с беспроводной передачей данных увеличится почти вдвое, с 12% до 22%.
Носимые гаджеты, позволяющие следить за состоянием пожилого человека и при этом не слишком ему докучать, сейчас на пике популярности. Некоторые устройства пошли еще дальше: они стараются отследить и зафиксировать такие модели поведения, когда близкие могли бы вмешаться до того, как ситуация примет угрожающий характер. Например, компания CarePredict выпускает устройство, основная задача которого − «знать», что здоровью человека, пока он находится дома, ничто не угрожает. Браслет CarePredict Temp, снабженный датчиками движения и местоположения, отслеживает поведение своего владельца. Программа вычисляет, чем именно занимается «объект» наблюдения, и по беспроводной сети через хаб передает данные на сервер компании для анализа.
В течение первой недели устройство изучает виды деятельности, типичные для данного человека, и в случае отклонения от привычной модели поведения посылает сигнал тревоги по СМС, электронным письмом или через приложение. Если человек прилег днем на пару часов, это, вероятнее всего, послеобеденный сон, а если он все выходные не встает с постели, то есть повод для беспокойства и вмешательства.
Искусственный интеллект Unaliwear аналогичным образом изучает стиль жизни пользователя и фиксирует необычное поведение. Например, если человек идет непривычным маршрутом, система предлагает подсказать знакомый путь. Если же подопечный идет не в ту сторону, гаджет посылает сигнал тревоги медицинскому работнику.
Иной подход к коммуникации в области экстренного оповещения реализован в смартфонах, где используется язык невербального общения. В 2013 году в г. Санта-Барбара (штат Калифорния) эксперт по созданию пользовательских интерфейсов Андреас Форслэнд (Andreas Forsland) запустил стартап, ориентированный на пожилых людей и родителей детей младшего возраста. Андреас решил основать компанию после того, как его мать провела долгое время в больнице, будучи подключена к аппарату ИВЛ, и общаться могла только с помощью касаний. Разработка Андреаса заключается в том, что медперсонал и пожилой человек носят похожее на камень устройство, в которое встроены датчики, улавливающие вибрацию, свет и звук. Сначала датчики определяют смысл того или иного движения (одно касание, например, означает, что человек нуждается в помощи или же благополучно добрался до места назначения). Затем, когда человек совершает такое движение, данные передаются по Bluetooth или сотовой сети в облака и рассылаются на другие устройства владельца.
Мониторинг — не единственная область применения носимых гаджетов, призванных помочь пожилым людям. Возьмем, к примеру, WalkJoy, носимое устройство, предназначенное для людей с невропатией, которым сложно сохранять равновесие при ходьбе. Соучредители калифорнийской компании из города Лонг-Бич начали разрабатывать свой продукт пять лет назад. В продажу он поступил в конце прошлого года, после того как был одобрен федеральным Управлением по контролю за продуктами и лекарствами (FDA).
Люди с неврологическими расстройствами (большинство из них — пожилые), потеряв чувствительность стопы, а иногда икр и коленей, не могут определить положение ноги в пространстве и поэтому часто падают. Устройство WalkJoy крепится под коленом на липучкеи снабжено набором датчиков, отслеживающих скорость перемещения и угол наклона ноги. Анализируя эти данные, система определяет, когда пятка коснулась земли, и посылает сигнал нервным окончаниям, расположенным под коленом. Таким образом, двигательная система активизируется, и мозг получает сигнал о сделанном шаге. В результате человек вновь обретает способность ходить.
Рекомендуем также:
· Носимые устройства становятся носителями знаний — http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2014/04/042914c.html
· Носимое и совместно используемое: тренды 2014 года — http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2014/01/011614a.html
· О будущем носимых технологий — http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2013/11/112213b.html
Метки: Cisco, носимые устройства, «умные» технологии.
О компании Cisco
Cisco, мировой лидер в области информационных технологий, помогает компаниям использовать возможности будущего и собственным примером доказывает, что, подключая неподключенное, можно добиться поразительных результатов.
Чистый объем продаж компании в 2014 финансовом году составил 49,2 млрд долларов. Информация о решениях, технологиях и текущей деятельности компании публикуется на сайтах www.cisco.ru и www.cisco.com.
Cisco, логотип Cisco, Cisco Systems и логотип Cisco Systems являются зарегистрированными торговыми знаками Cisco Systems, Inc. в США и некоторых других странах. Все прочие торговые знаки, упомянутые в настоящем документе, являются собственностью соответствующих владельцев.