Контроль сотрудников — стандартная функция любого руководителя. Однако многие служащие очень негативно к ней относятся, ведь работникам нередко кажется, что использование компьютера в рабочее время для личных целей нормально и приемлемо.
В связи с этим на Западе появился термин cyberloafing (от английского loaf — «ничегонедалание»), который означает использование компьютера для неслужебных задач в рабочее время. Совершенно логично, что такое положение дел не радует руководителей, ведь контроль сотрудников в некотором роде и нужен для пресечения неограниченного использования нерабочих ресурсов.
Национальный институт Сингапура в лице профессоров Вивьен К. Дж. Лима и Джона Дж. К. Чена, провел среди 200 человек исследование «Использование служебных компьютеров в личных целях: теряют работодатели или выигрывают?». Ученые пришли к выводу, что в среднем опрошенные (сингапурские работники) 51 минуту в течение рабочего дня тратят на нерабочие задачи. Согласно данным других исследований (к примеру, WebSense.com) за неделю рабочие часы могут достигать 10. Цифра в вопросе контроля сотрудников некритичная, но, тем не менее, стоит иметь ввиду этот показатель. Люди не могут посвящать работе 100% своего времени, т.е. трудиться, не отрываясь от задачи все 8 часов.
Не менее интересно, на что же именно уходят эти 10-12% от рабочего времени. Чаще всего, это просмотр электронной почты, чаты и разнообразные новостные ресурсы. Как утверждают респонденты, это даже способствует их рабочей продуктивности. Однако авторы исследования отмечают, что сайты, тематика которых связана с рабочей деятельностью, благотворно сказываются на эффективности труда персонала, а вот посторонние ресурсы — негативно отражаются на труде. В контроле сотрудников на это также нужно обращать внимание и не заниматься тиранией, запрещая просмотр всех посторонних ресурсов в рабочее время.
Исследователи обратили также внимание на гендерные отличия использования служебных компьютеров для личных вопросов. Оказалось, что женщины отвлекаются от работы таким образом гораздо реже, чем мужчины: 46 минут против 61. В свою очередь 85 % женщин и 97% мужчин считают, что использование рабочего времени для личных целей, вполне приемлемо.
Как было сказано выше, контроль сотрудников не должен перерастать в слежение за каждым действием работников, и любая деятельность требует перерывов и отдыха. Исследователей заинтересовало, сколько же времени можно отвлекаться от служебных обязанностей в течение 8 рабочих часов. Мнения респондентов разошлись: от 15 минут до 1 часа, как они считают, допустимо выделять на отвлечения.
Участники исследования так объяснили свой личный cyberloafing:
- 75% респондентов так «интереснее работать»;
- 57% опрошенных с помощью отвлечений решают как практические, так и личные вопросы;
- 52% респондентов убеждены, что это повышает их компетенции, эффективность труда, а также помогает в решении служебных проблем.
Авторы исследования, опираясь на полученные данные, рекомендуют компаниям в рамках контроля сотрудников: жестко не ограничивать посещение сайтов и ресурсов, не относящихся к рабочим обязанностям, т.к. они дополнительно стимулируют персонал работать лучше. Но, чтобы сделать это процесс управляемым, необходимо использовать автоматизированные системы контроля рабочего времени персонала, а так же установить правила пользования сетью Интернет в личных целях. Таким образом, даже «безделье» при грамотном контроле сотрудников станет фактором, повышающим производительность труда и эффективность компании.