Представители стран Азиатско-Тихоокеанского региона на форуме в Пекине рассмотрели возможности реализации китайской инициативы «Экономический пояс Великого шелкового пути» для повышения глобальной энергетической безопасности
В Пекине состоялся 4-й Глобальный форум по энергетической безопасности, совместно организованный Китайской академией общественных наук и Советом энергетической безопасности США. Собравшиеся в отеле «Пекин Интернешнл» представители науки, бизнеса и государственных органов стран Азиатско-Тихоокеанского региона обсудили перспективы поддержания энергетической безопасности в АТР и во всем мире в свете радикального изменения глобального рынка углеводородов и инициативы президента КНР «Экономический пояс Великого шелкового пути». Особое внимание было уделено инвестиционным проектам по развитию энергетической и транспортной инфраструктуры, которые должны сыграть определяющую роль в усилении экономической интеграции стран АТР – потребителей энергоресурсов со странами Европы и Ближнего Востока.
С чего начинать строительство дома?
Открывая форум, содиректор Института качественной и технологичной экономики Китайской академии общественных наук профессор Ки Цзяньго заявил, что ключевой проблемой для обеспечения роста экономики Евразии сегодня является слабость инфраструктуры. Как говорит старинная китайская пословица, начинать строительство дома надо со строительства дороги к нему. Учитывая определяющую роль Китая в обеспечении роста мировой экономики, провозглашенная 2 года назад президентом страны Си Цзиньпином инициатива «Экономический пояс Великого шелкового пути» рассматривается китайскими учеными, в первую очередь, как средство улучшения экономических связей с другими странами, усиления уже идущих процессов интеграции с охватом всего континента Евразии.
Важнейшим элементом этого проекта является создание общего рынка энергетики в Азии с подключением к нему Евросоюза и США. Строительство системы трубопроводов, железных и шоссейных дорог и линий электропередач с участием китайских частных предприятий по всему континенту позволит не только значительно повысить надежность энергоснабжения действующих предприятий, но и создать базу для строительства новых добывающих и перерабатывающих заводов и повышения благосостояния населения прилегающих регионов. Важную роль в осуществлении этих проектов, по мнению китайских специалистов, должен сыграть недавно созданный Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. В настоящее время в КНР завершается работа над формированием целей и задач 13-й пятилетки. Важное место в ней занимает задача осуществления «чистой энергетики», предполагающей сокращение в энергобалансе Китая доли каменного угля, в особенности в производстве электроэнергии, и замену его на природный газ и возобновляемые источники энергии. Профессор Ки Цзяньго выразил готовность китайских ученых активно сотрудничать с иностранными мозговыми центрами в реализации широкой программы развития инфраструктуры Евразии.
Инициатива Си Цзиньпина – новый план Маршалла?
Содиректор Института глобальной энергетической безопасности и консультант Совета энергетической безопасности США доктор Гэл Люфт посвятил свою речь произошедшим за последние годы радикальным изменениям в мировой энергетике. Они были вызваны не только такими важными экономическими факторами, как смещение центров экономического роста в Азию и «сланцевая революция» в США, но и политическими факторами, в особенности дестабилизирующими страны ОПЕК, например, активностью группировки Исламского государства Леванта и Ирака (ИГИЛ).
«В следующем году нас ожидают такие важные события, как принятие Стратегии 13-й пятилетки в КНР и выборы нового президента США, отметил Гэл Люфт. В этом контексте инициатива “Экономический пояс Великого шелкового пути” может оказать гораздо большее влияние на страны АТР, чем в свое время План Маршалла на Западную Европу. Хотя бы потому, что охватывает 65 стран и две трети населения Земли». Ученый подверг критике явно недостаточную поддержку администрацией Б. Обамы этой инициативы китайского президента. Инициатива «Экономический пояс Великого шелкового пути», заключил представитель Совета энергетической безопасности США, с одной стороны, открывает новые возможности расширения сотрудничества США с Китаем, а с другой стороны, предъявляет более высокие требования к китайской стороне, в первую очередь, к недостаточной прозрачности ее планов и деятельности институтов.
Заместитель председателя правления неправительственной организации Комитет Китайского энергетического фонда Патрик Хо сообщил, что эта мощнейшая организация в энергетике Китая (прибыль в 2014 г. – около 40 млрд долларов) ставит своей задачей радикальное углубление энергетического сотрудничества в Азии. В настоящее время планируется создать инвестиционный фонд в энергетике Великого шелкового пути с объемом инвестиций в 21 млрд долларов из частных источников и 12 млрд долларов от правительства КНР. Строительство объектов энергетической инфраструктуры с государственными гарантиями позволит значительно усилить интеграцию энергосистем стран, расположенных вдоль Экономического пояса Великого Шелкового пути. Одним из элементов повышения надежности энергоснабжения и развития регионального рынка китайцы считают создание в ближайшее время на территории страны газового хаба и нефтяной биржи. По мнению П. Хо, это резко простимулирует формирование единого рынка энергоресурсов региона и будет способствовать повышению прозрачности и эффективности торговли природным газом, нефтью и нефтепродуктами.
Российские проекты и Великий шелковый путь
Единственный представитель России на форуме, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России (СНГП) Юрий Шафраник свое выступление посвятил возможностям развития сотрудничества РФ с КНР путем сочетания российского проекта «Развитие» с инициативой «Экономический пояс Великого шелкового пути».
В России идея председателя КНР Си Цзиньпина рассматривается как важный элемент дальнейшего усиления экономической интеграции стран Евразии. Стремление Китая диверсифицировать различные виды и источники энергии, обеспечить надёжные сухопутные поставки нефти и газа из РФ и стран Центральной Азии совпадает с заинтересованностью руководства России в развитии экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока, отметил председатель Совета СНГП.
На данном этапе чёткая концепция маршрутов «Экономического пояса Великого шёлкового пути» ещё не выработана. В контексте развития энергетической инфраструктуры Евразии, мы, подчеркнул Ю. Шафраник, вкладываем в данное понятие, прежде всего, территорию государств центральной части нашего континента. Эта территория обрамляется с севера Северным морским путём, а с юга – Морским шёлковым путём. Именно здесь находится узел сопряжения Евразийского экономического союза с инициативой Нового шёлкового пути, где концентрируются новые нефте- и газопроводные проекты, включая проект «Алтай» и возможность его развития в направлении Индии, другие энергетические инфраструктурные проекты, включая ЛЭП и морские терминалы.
Реализация создания новых энергетических центров в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России будет способствовать не только повышению энергетической безопасности нашей страны, но и, в сочетании со строительством энергетической инфраструктуры (нефте- и газопроводов и ЛЭП), позволит увеличить надёжность снабжения потребителей Китая, Японии и других стран Восточной Азии.
«Мы понимаем и поддерживаем стремление Китая к диверсификации различных видов и источников энергии, заявил Ю. Шафраник. Наше сотрудничество могло бы стать примером того, как, диверсифицируя рынки, и, соответственно, источники поставок, можно концентрировать усилия на нескольких масштабных проектах: Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества и китайского сухопутного проекта “Экономический пояс Великого шёлкового пути”. Их реализация, безусловно, способна стать крупнейшим явлением в мировой экономике и политике начала XXI века».
В заключение председатель Совета СНГП представил новую российскую идею проект Транс-Евразийского пояса «Развитие». Проект предполагает размещение на территории Сибири и Дальнего Востока важнейших элементов нового техно-промышленного и социокультурного уклада. Его ядром станет интегральная инфраструктурная система. Она объединит транспорт, энергетику, телекоммуникации, транспортировку воды, нефти и газа, обеспечит создание новых отраслей промышленности и новых научно-технологических инженерных городов вдоль БАМа и Транссиба. Кроме того, будет способствовать развитию вдоль транзитных коридоров предприятий нефте- и газохимии, дающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Многообразие предлагаемых сейчас проектов развития энергетики и энергетической и транспортной инфраструктуры на евразийском пространстве не только даёт бизнесу обеих стран широкое поле выбора для предложения своих инвестиционных возможностей, но и свидетельствует о том, что совместные инвестиции в энергетические проекты могут стать реальным инструментом повышения энергетической безопасности всего этого региона на длительную перспективу.