Одним из путей дальнейшего развития предприятий целлюлозно-бумажной промышленности является использование логистического аутсорсинга как мощнейшего рычага сокращения издержек. В первую очередь это относится к процессам транспортировки готовой продукции. Автотранспортные цеха целлюлозно-бумажных предприятий имеют большой парк устаревшего транспорта, требующего значительных затрат на ремонт и техническое обслуживание. Расчет эффективности использования собственных транспортных средств в связи с несовершенной системой управленческого и бухгалтерского учетов не представляется возможным, что усложняет процесс принятия решения о переводе на аутсорсинг.
Ключевые слова: аутсорсинг, логистические издержки, цепи поставок целлюлозно-бумажной продукции, транспортировка готовой продукции
T. R. Tereshkina,
Doctor of Economics, Professor,
S. Y. Ivshin,
Saint-Petersburg State Tecnological University of Plant Polymers,
Saint-Petersburg, Russia
Improving the System of transport costs for the decision to transfer to outsourcing
One of the ways of further development of the pulp and paper industry is the use of logistics outsourcing as a powerful lever to reduce costs. This primarily refers to the process of transporting the finished product. Motor Transport Department pulp and paper mills have a large fleet of obsolete transport is costly repairs and maintenance. The calculation of the efficiency of using their own vehicles due to imperfect system of administrative and accounting is not possible, which complicates the decision-making process of the transfer to outsourcing.
Keywords: outsourcing, logistics costs, supply chain pulp-paper products, transportation of finished products
Кризисы последних лет негативно сказались на развитии ЦБП России. Приоритетным стало решение проблем повышения экологической и энергетической эффективности, оптимизации затрат, изменения стратегии продаж и закупок, в связи с чем выросла необходимость инвестирования в основные процессы. Целлюлозно-бумажные предприятия, испытывая настойчивое давление со стороны акционеров, требующих увеличения доходов, оказались заинтересованы в том, чтобы перераспределить ресурсы и направить их на усиление основных конкурентных преимуществ, а также на решение стратегических задач, стоящих перед предприятием.
Это обуславливает актуальность перевода на аутсорсинг неключевых процессов, в первую очередь процесса транспортировки, что, в свою очередь, позволяет повысить операционную эффективность процессов за счет сокращения численности работников транспортного цеха, повышения качества выполняемых операций с обеспечением их точности и стабильности, увеличения производительности и снижения операционных издержек [5].
Традиционно все предприятия ЦБП имели в своем составе транспортные цеха с большой численностью персонала (до 500 чел.) и значительным парком устаревших автотранспортных средств (до 400 единиц техники). Статистические данные предприятий ОАО «Сясьский ЦБК», ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «Кондопога» и ОАО "Каменская БФ" показывают, что фактический срок службы более 60% всего автотранспорта, а на отдельных предприятиях и более 90%, превышает 5 лет.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что предприятия имеют как морально, так и физически изношенный парк автотранспорта, который требует скорейшего обновления, поскольку значительный износ автотранспортных средств предприятий ЦБП обуславливает высокую долю затрат на ремонт и техническое обслуживание.
Таким образом, передача транспортировки готовой продукции на аутсорсинг для предприятий ЦБП в сложившейся ситуации является весьма актуальной.
Для обоснования решения о передаче транспортных процессов на аутсорсинг главной задачей является постановка учета соответствующих затрат. Необходимо проводить анализ и детализацию структуры стоимости работ и услуг, которые возможно передать на аутсорсинг, для формирования стратегии реструктуризации производственного процесса [3]. Однако на этом этапе возникает масса проблем, поскольку учет логистических затрат, а, следовательно, достоверность анализа, неразрывно связаны с принятием правильного решения. Весомым недостатком при формировании грамотного решения об использовании логистического аутсорсинга является вопрос о методах учета и разделении постоянных и переменных затрат [1].
Однако, на большинстве предприятий ЦБП детализированный учет затрат по отдельно взятому автотранспортному средству не проводится. Ведется учет лишь переменных затрат, к которым относится горючесмазочные материалы (ГСМ) и частично заработная плата.
Прямые затраты непосредственно включаются в состав затрат на перевозки и прочие виды деятельности по каждой единице автотранспортного цеха (АТЦ).
Косвенные затраты (по статье «Общехозяйственные расходы») распределяются между автотехникой пропорционально общим суммам прямых затрат [4].
Общая величина затрат на автотранспортные услуги по каждой единице автотранспорта определяется суммированием прямых и относимых на них косвенных расходов.
Усредненные показатели калькуляционных статей затрат по АТЦ предприятий ОАО «Сясьский ЦБК», ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «Кондопога» и ОАО "Каменская БФ" за 2013 год представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура себестоимости услуг АТЦ предприятий ЦБП
(средние значения)
Из рис. 1 видно, что постоянные расходы варьируют от 60 до 70 % от общих затрат АТЦ предприятий ЦБП, что обусловливает высокую значимость и необходимость формирования на предприятиях ЦБП такой системы управленческого учета, которая позволит вести учет по отдельным техники с переносом большей части затрат в категорию.
Выявление комплексной содержательной характеристики воздействия логистики на конечную эффективность цепей поставок невозможно без глубокого анализа логистических издержек. В процессе анализа необходимо исследовать структурно-аналитическую типологию факторов, влияющих на формирование логистических затрат, а также структурировать отраслевые особенности определения себестоимости продукции с выделением логистической составляющей [2].
Для принятия грамотного взвешенного решения о передаче транспортировки готовой продукции на аутсорсинг первоначально следует провести инвентаризацию транспорта с учетом следующих данных: тип, марка, водитель, номер государственной регистрации, год выпуска, грузоподъемность, тип прицепа и грузоподъемность с прицепом, следует указать габаритные размеры кузова и прицепа (длина, ширина, высота) и полный пробег транспорта на дату проведения инвентаризации.
Необходимо изменить систему учета затрат на транспортировку. Единицами учета должны стать сами транспортные средства: автомобили, автопогрузчики, тягачи и т.д. Все затраты по ремонту, техобслуживанию, страхованию и т.д. следует относить непосредственно на транспортное средство, переведя их из разряда постоянных в переменные.
По собственному внешнему транспорту ежемесячные затраты на ремонты и техобслуживание каждого автомобиля следует распределять по видам перевозимого груза (при условии того, что в течение месяца автомашиной перевозились разные виды продукции) пропорционально тонна-км (расчет тонно-км проводится умножением пробега с грузом на объем перевезенного груза).
По собственному внутреннему транспорту затраты нужно списывать по цехам пропорционально отработанному времени (1 машино-час), также раздельно по каждому типу техники.
Далее следует разделить учет по трем категориям транспорта: собственному внешнему, собственному внутреннему и наемному транспорту в отдельные центры финансового учета.
На следующем этапе проводится анализ эффективности использования собственного внешнего транспорта по доставке всех видов готовой продукции: по каждому рейсу определяется грузоподъемность автомобиля, общий пробег (км) (в том числе с основным грузом, с обратным грузом, без груза), объем перевезенного груза (т, кв.м), тонно-км, выручка, затраты, затраты на т, кв.м, тонно-км.
Затем следует провести анализ использования наемного транспорта за месяц: по каждому виду продукции определить рейс, фирму исполнителя, автомобиль, грузоподъемность, расстояние перевозки (км), объем перевезенного груза (т, км), тонно-км, затраты, стоимость на тонну и т-км.
После чего необходимо сравнить затраты по собственному транспорту с утвержденными тарифами на перевозку и стоимость услуг наемного транспорта по видам перевозимого груза с учетом сопоставимости всех показателей. Расчет тарифов необходимо проводить в привязке к типу транспортного средства исходя из среднерыночных цен на транспортные услуги, сравнивая с фактическими затратами на этот процесс, при чем тарифы следует пересматривать с той же периодичностью, как и сторонние экспедиторские организации. Необходимо дифференцировать тарифы в зависимости от специфики предоставляемых услуг. Нельзя допускать отклонений в платежных документах от утвержденных тарифов.
В заключении важно проанализировать эффективность использования транспорта, рассматривая динамику затрат и прибыли по видам перевозимого груза с анализом факторов, влияющих на процесс.
В том случае, если анализ подтвердит эффективное использование собственного внешнего транспорта в текущий период, это не означает, что в последующий период такая тенденция сохранится. Необходимо постоянно анализировать использование собственного внешнего транспорта по доставке всех видов готовой продукции за новый отчетный период и сравнить затраты на собственный внешний и наёмный транспорт для оценки эффективности их использования.
При условии, что по анализируемым показателям можно сделать вывод о неэффективном использовании собственного внешнего транспорта, то следует принять обоснованное решение об использовании аутсорсинга процессов транспортировки.
Аутсорсинг транспортных процессов позволит решить ряд ключевых вопросов: имеющийся большой парк автомобилей и штат сотрудников, который используется для одновременного обслуживания нескольких компаний, позволяет обеспечивать стабильное обслуживание, даже в случае возникновения нестандартных ситуаций; предприятие может максимально точно и на длительный период спланировать транспортные расходы; значительно сократится объем документарной и бухгалтерской работы, появляется возможность вести только учет услуг с фирмой-аутсорсером; уменьшить как транспортные, так и имущественные налоги; снижается риск недобросовестности контрагентов, так как компания работает с одним подрядчиком, в лице которого получает полный комплекс услуг; задействовать освободившихся людей на новых участках работы и направить сэкономленные денежные средства на развитие основного производства; снизить расходы на ведение бухгалтерского учета и технической документации. При этом уменьшить как транспортные, так и имущественные налоги.
Исходя из сложившихся тенденций, для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности использование логистического аутсорсинга можно рассматривать как мощнейший рычаг сокращения издержек и повышения уровня обслуживания потребителей. Выведение непрофильных бизнес - процессов за пределы предприятий ЦБП служит залогом их лучшего функционирования, снижения издержек, развития основного производства, повышения качества процессов и продукции, а, следовательно, и увеличения прибыли.
Библиографический список
1. Аникин Б. А., Рудая И. Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента. — М.: Инфра-М, 2007. 288 с.
2. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2003. 192 с.
3. Как организовать цепочку поставок: Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 208 с.
4. Кузинс П. Стратегическое управление цепочками поставок: теория, организационные принципы и практика эффективного снабжения: учебно-практическое руководство / П. Кузинс, Р. Ламминг, Б. Лоусон и др.; [пер. с англ. и науч. ред. В.М. Дудникова]. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 302 с.
5. Хейвуд Дж.Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ: Пер. с англ. - М.: Издат. «Вильямс», 2002. – 176 с.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 563-567