В статье рассматривается методология логистического подхода в управлении материально-техническим обеспечением нефтегазовых проектов сверхглубоких скважин, которыми занимается компания нефтегазовой отрасли «NorthCaspianOilDevelopment». Особенность сверхглубокого бурения – большое число колонн в скважине, спускаемых на большую глубину, с различными диаметрами, среднее время поисковых работ 25—30 месяцев на бурение одной сверхглубокой скважины. Логистический подход в управлении материально-техническим обеспечением является важнейшим фактором снижений затрат проекта.
Ключевые слова: сверхглубокая скважина, бурение, нефтегазовая промышленность, логистика, материально- техническое обеспечение проекта, мультимодальная перевозка
A.S. Turganbaev,
master-student,
Scientific adviser - M.B. Tyshkanbaeva,
candidate of physical and mathematical sciences, associate professor,
Satbayev Kazakh National
Technical University,
Almaty, Kazakhstan
Logistics support of the project of searching super-deep mining well
In clause we considered methodology the logistical approach in management of material support of oil-and-gas projects of super-deep chinks in which the company of oil-and-gas branch "NorthCaspianOilDevelopment" is engaged. We featured the super-deep drilling - the big number of columns in a chink, lowered on greater depth, with various diameters, average time of search works of 25-30 months for drilling of one super-deep chink. The logistical approach in management of material support is the major factor of decrease in expenses of the project.
Key words: super-deep mining well, boring drilling, oil and gas industry, logistics support, multimodal transportation
В современной экономической деятельности активно используется логистический подход для повышения эффективности управленческих функции экономики. Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия, но на всех стадиях развития производства она с помощью совокупности различных видов деятельности, способов и средств стремится сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте. Логистика проникая во все сферы деятельности предприятия охватывает процесс планирования, реализации, контроля затрат, перемещения и хранения материалов, а также, связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления. Многие предприятия, которые перешли на организацию производства по принципам логистики стали рациональнее организовывать весь производственный цикл. Благодаря этой концепции стали рациональнее использовать кредиты на покупку материальных ресурсов, рациональнее осуществлять закупку сырья и материалов, выбирать поставщиков, организовывать процесс производства продукции, а также связанные с этим информационные процессы, сопровождающие все стадии организации производства. Благодаря соблюдению всех этих условий, предприятия, перешедшие на систему организации производства по принципам логистики стабильно обеспечивают конкурентоспособность фирмы.
В настоящее время коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды. Для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, уже недостаточно использовать лишь маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами. Наиболее прогрессивным научно-прикладным направлением данной области является логистика.
Возрастающий интерес со стороны предпринимателей к логистике обусловлен потенциальными возможностями логистики в вопросах повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем. Практика показывает, что компании, использующие логистику добились преимущества перед конкурентами и значительно увеличили прибыль за счет снижения затрат связанные с сокращением производственных издержек в области ресурсного потенциала.
Вопросам оптимизации материальных потоков предприятий посвящены довольно большое количество работ. [1] Отдельные авторы рассматривали проблемы движения материальных потоков нефти. Но в работах этих ученых недостаточно рассмотрены проблемы внутрипроизводственной транспортировки нефтяных грузов. Что же касается проблемам логистического подхода проектов по буровым работам, то можно утверждать, что они вовсю отсутствуют.
Методология исследования производственного материального потока общеизвестная схема, где рассматриваются входящие, выходящие, обратные и сопутствующие потоки. [1] Схематично эти потоки можно представить следующем образом (см.рис.1).
На представленной схеме стрелки обозначают потоки: материальные, информационные, энергетические. Подробный анализ потоков включает:
1. Основные функции по управлению МТР:
· планирование потребностей,
· осуществление закупок,
· распределение,
· хранение,
· организация учета.
2. Классификация ресурсов:
· по номенклатуре,
· по назначению,
· по стоимости,
· по временным параметрам.
3. Планирование потребностей в ресурсах и нормирование потребностей.
4. Организация распределения и хранения ресурсов
5. Проблемы учета движения МТР.
Рисунок 1. Основные и вспомогательные потоки производственного процесса
Для исследования материальных и сопутствующих потоков любого производственного процесса нужно, прежде всего, изучить сам процесс. С этой целью необходимо ознакомиться особенностями буровых работ нефтедобычи.
Как известно наибольшее развитие в Казахстане получили добывающие подотрасли. Одна из них нефтегазовая отрасль экономики. Оценка независимыми экспертами извлекаемых резервов нефти, определила объем –3,8 млрд. тонн – это объем нефтяных запасов в целом по государству на конец 2014 года, с ежегодной добыче не менее 82 млн. т. По запасам нефти Казахстан на 12 месте в мире. [2]
В последние годы в практике бурения во многих странах мира, происходит значительный рост числа скважин, проводимых на большой глубине.
Сверхглубокие скважины бурят с целью поисков промышленной нефтеносности и газовых месторождений. Кроме того, это позволяет получить данные с нижних горизонтов земной коры.
Бурение сверхглубоких скважин позволит также решить фундаментальные задачи, стоящие перед наукой (прогнозирование землетрясений, улучшение геологической интерпретации). [3]
Скважины глубиной более 6000 м считаются сверхглубокими. Сверхглубокие скважины бурят в соответствии с разработанными проектами. Особенность сверхглубокого бурения – большое число колонн в скважине, спускаемых на большую глубину, с различными их диаметрами. А в среднем затрачивается 25—30 месяцев на бурение одной сверхглубокой скважины.
Товарищество с ограниченной ответственностью «НорсКаспиан Ойл Девелопмент» осуществляет свою деятельность в нефтегазовом секторе и занимается разведкой месторождений углеводородного сырья. Компания обладает правом недропользованием на участке Атырау (Атырауская область Республики Казахстан).
Одним из успешных достижений в 2010 году стало бурение глубокой подсолевой скважины Тасым Юго-Восточный – 1 (ТЮВ-1), глубина которой составила 7050 м. Скважина расположена Каиршахтинском сельском округе города Атырау.
Бурение скважины - сложный технологический процесс строительства ствола буровых скважин, состоящий из следующих основных операций:
- углубление скважины посредством разрушения горных пород буровым инструментом;
- удаление выбуренной породы из скважины;
- крепление ствола скважины в процессе ее углубления обсадными колоннами;
- проведение комплекса геолого-геофизических работ по исследованию горных пород и выявлению продуктивных горизонтов. [4]
Несмотря на то, что сверхглубокое бурение находится на начальном этапе развития, уже достигнуты значительные успехи в изучении геологического строения и нефтегазоносности глубокозалегающих осадочных комплексов пород.
Характерные особенности сверхглубокого бурения: возрастание с глубиной температуры и гидростатического давления; потеря устойчивости пород под действием гидростатического давления; замедление темпов углубления за счёт увеличения времени спуска-подъёма бурильной колонны; необходимость отбора керна в больших объёмах и проведения внутрискважинных геофизических исследований.
Скважина ТЮВ-1 с проектной глубиной 6800м и фактическим пробуренной до глубины 7050 м находится в 43 км от ближайшего населенного пункта. Ближайшим крупным населенным пунктом является областной центр г. Атырау. Проезд к участку работ осуществляется автотранспортом по асфальтированной (25 км) и проселочной дороге (18 км). Состояние дороги до буровой в плохом состоянии.
Задачи компании по обеспечению буровых работ заключались в следующем:
- доставка технической воды от Атырау до буровой площадки;
- доставка дизельного топлива для бурения и нужд лагеря;
- доставка грузов и оборудования сервисных компаний;
- перевозка грузов и оборудования самой компании-заказчика;
- чистка подъездных дорог от снега и сопровождение транспорта во время непогоды;
- вывоз твёрдых бытовых отходов;
- вывоз отходов бурения. [4]
К сожалению, в Казахстане не налажен выпуск товаров (обсадных труб, долот и прочее) требуемого качества и еще не налажен рынок сервисных компаний. Таким образом, местные поставщики товары работы услуги (ТРУ) не смогли победить в крупных тендерах, т.к. не соответствовали предъявляемым техническим требованиям и компания «NorthCaspianOilDevelopment» вынуждена была заключать договора с иностранными поставщиками ТРУ (предпочтение отдавалось компаниям, которые работали в РК через зарегистрированные филиалы).
Как всем известно, мультимодальные перевозки - это перевозки, при которой используется несколько видов транспорта, а компания-перевозчик организует ее целиком. Такие перевозки чаще всего осуществляются тогда, когда требуется доставить товар из какой-либо отдаленной страны или с другого континента. Мультимодальные перевозки требуют максимальной слаженности действий всех участников ее процесса.
В большинстве случаев доставка грузов производится по схеме «от двери до двери». То есть, компания полностью берет на себя весь процесс перевозки: от погрузки товара на складе поставщика в любой стране до отгрузки товара на складе покупателя. На стадии планирования перевозки служба логистики разрабатывает оптимальную схему мультимодальной перевозки.
Предлагается внедрение в логистическую систему предприятия новых инноваций, а также систематическое использование мультимодальных перевозок. Так как мультимодальные перевозки осуществляются как по суше и по морю. Таким образом, сокращается время провождение «заказа» в пути. Как раз в случае со сверхглубоким месторождением Тасым Юго-Восточный-1, среди поставщиков ТРУ были такие отдаленные страны как Румыния и Бразилия. [5]
Библиографический список
1 Кулжабай Н.М., Тышканбаева М.Б., Исмаилова Р.Т., Ботаева С.Б. «Логистика», учебное пособие, изд. КазНТУ им.К.И.Сатпаева, 2014, 295 с.
2 Нефть и газ. Научно-технический журнал. Алматы, 2009. №5. -25 с.
3 http://vgeologiirabotat.blogspot.com
4 Финальный отчет о строительстве поисковой скважины Тасым Юго- Восточный – 1 на блоке Атырау
5
Бергалиев Т.М. Некоторые проблемы развития логистики в Казахстане.
//АльПари, № 1, 2005. – С. 17-21.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 550-555