В настоящей работе представлена статья о логистических стратегиях. Благодаря этой статье можно узнать, основные роли логистической стратегии в бизнес – процессах компании.
Ключевые слова: логистическая стратегия, назначение логистической стратегии, главная задача логистической стратегии, цели логистической стратегии, виды логистических технологий
A.E. Selivanova,
Scientific adviser - I.V. Moor,
Kansk College of technology ,
Kansk, Russia
Logistics strategy - a modern tool for managing business-processes of the company
In this work we presented the Logistics strategies. Trough this article you can learn the basic role of logistics strategy in the business-processes of the company.
Keywords: Logistics strategy, the purpose of sourcing, the main task of sourcing, goals logistics strategy, types of Logistics technology, strategy
Исходя из предназначения логистики применительно к бизнесу, логистическая стратегия является поддерживающей корпоративную стратегию с целью оптимизации ресурсов организации при управлении материальными и сопутствующими потоками. Поэтому под логистической стратегией следует понимать комплекс решений, планов и мероприятий, связанных с эффективным управлением материальными потоками.
Обычно причинами использования стратегии являются стремления к более совершенному обслуживанию потребителей, более высокой гибкости, к снижению затрат, стремление избежать инвестиций в сооружения, отсутствие опыта у организации. Наиболее часто партнерства создаются между транспортными компаниями, к другим областям сотрудничества относится складирование, услуги в сфере импорта/экспорта, обработка информации.
Назначение логистической стратегии – поддержка корпоративной, деловой и функциональных стратегий предприятия при управлении материальными и сопутствующими потоками с оптимальными затратами ресурсов.
Главная задача логистической стратегии – формирование связи между стратегиями корпоративного, делового и функционального уровней для эффективного управления материальными и сопутствующими потоками.
Построение логистических бизнес-процессов и эффективное управление ими подразумевает разработку четкой логистической стратегии с учетом общих и частных целей компании. Это достаточно важный момент в управлении компанией в целом, поскольку не в последнюю очередь результатом эффективного логистического менеджмента является формирование конкурентных преимуществ, позволяющих компании вести конкурентную борьбу с другими участниками целевого рынка, а также поддержание общей корпоративной стратегии с оптимальными затратами ресурсов и обеспечение стратегической устойчивости на рынке.
Выбирая логистические стратегии, компании делают целевой акцент на следующих целях:
- снижение затрат на логистику (что, как уже было сказано, может существенно снизить конечную цену товара);
- увеличение производительности логистической инфраструктуры (что также может привести к значительной экономии ресурсов компании);
- повышение качества сервиса (например, оптимизация процесса доставки продукции потребителю - немаловажный фактор повышения качества обслуживания);
- поддержание баланса «затраты - качество» и «затраты - сервис».
Эффективное достижение вышеперечисленных целей приводит, в свою очередь, и к достижению более общих – стратегических целей компании, таких как:
-рост прибыли компании (за счет роста продаж, оптимизации и минимизации расходов, а также более эффективного использования активов);
- прочная позиция или даже лидерство компании на целевом рынке (за счет оптимального соотношения «цена-качество»).
При построении логистической стратегии необходимо четко придерживаться следующей последовательности развития компании:
- анализ деятельности компании по результатам продаж за предыдущие периоды и финансовых результатов;
- планирование объемов продаж на будущие периоды на основании полученного тренда и данных маркетингового исследования, формирование ассортимента;
- определение географии и объемов продаж по торговым точкам;
- формирование концепции (стратегии) развития компании на планируемый период;
- определение основных товарных потоков по цепочке (Поставщик – Склад – Покупатель) и видов транспортировки;
- определение основных операций с товарами и порядка доставки товаров покупателям;
- определение потребности в инфраструктуре, оборудовании и персонале для обслуживания планируемых товарных потоков;
- корректировка товарных объемов и потоков по результатам расчета потребности в инфраструктуре, оборудовании и персонале;
- окончательное формирование товарных потоков, складской и транспортной системы – логистической стратегии;
- корректировка концепции (стратегии) развития компании на планируемый период.
На основе концепции развития компании формируется логистическая стратегия. Поэтому важное значение имеет тщательность ее разработки и включение в концепцию основных составляющих:
- сформированную цель компании, период, который планируется для ее достижения, и показатели, которых надо достигнуть;
- задачи, которые надо решить для достижения поставленной цели, и предполагаемые способы их решения;
- определение этапов и промежуточных результатов, в течение которых будут последовательно решены поставленные задачи, и промежуточные показатели, которых надо достигнуть;
- предполагаемые способы решения планируемых задач.
Очень важно отразить в концепции развития компании цели, способы и механизмы реализации поставленных целей. А если планируемый период развития достаточно продолжительный, то его необходимо разбить на этапы. В этом случае для каждого этапа определяется время его начала и завершения, решаемые задачи, способ решения этих задач и какой результат должен быть достигнут по его окончанию.
В первоначальном виде в разработке концепции развития компании принимают участие менеджмент компании и специалисты по маркетингу, коммерции и финансам. Если это производственная компания, то к ним добавляются менеджеры по производству. Они формируют концепцию развития исходя из своего видения и на основе маркетингового и коммерческого подхода и соответствующих принципов. Далее подготовительный и одобренный менеджерами компании проект концепции передается для изучения и разработки мер по его реализации в подразделение по логистике. Здесь проект концепции прорабатывается исходя из логистического способа решения поставленных задач. Поэтому очень важно, чтобы уже в первоначальном варианте проекта концепции развития компании были представлены данные, позволяющие осуществить логистическое моделирование поставленных задач и сформировать логистическую стратегию развития.
Для разработки логистических стратегий широко применяются следующие логистические технологии (таблица 1).
Таблица 1
Логистические стратегии (технологии).
Вид стратегии |
Пути (способы) реализации стратегии |
Стратегия минимизации общих логистических издержек |
1.Сокращение (оптимизация) операционных логистических издержек в отдельных логистических функциях. 2.Оптимизация уровней запасов в логистической системе. 3.Выбор оптимальных вариантов «складирование-транспортировка» (переключение с одной логистической функции на альтернативную). 4.Оптимизация решений в отдельных функциональных областях и (или) логистических функциях по критерию минимума логистических издержек. |
Стратегия улучшения качества логистического сервиса |
1.Улучшение качества выполнения логистических операций и функций (транспортировки, складирования, грузопереработки, упаковки) 2.Логистическая поддержка пред – и послепродажного сервиса. 3.Логистический сервис с добавленной стоимостью. 4.Использование логистических технологий поддержки функционального жизненного цикла продукта. 5.Создание системы управления качеством логистического сервиса. 6.Сертификация фирменной системы управления качеством в соответствии с национальными и международными стандартами и процедурами. 7.Использование процедуры бенчмаркинга. |
Стратегия минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру |
1.Оптимизация конфигурации логистической сети. 2.Прямая доставка товаров потребителям, минуя складтрование. 3.Использование логистических посредников в транспортировке, складировании, грузопереработке. 4.Использование логистической технологии «точно в срок». 5.Оптимизация дислокации объектов логистической инфраструктуры и др. |
Стратегия логистического аутсорсинга |
1.Решение «производить или покупать». 2.Сосредоточение компании на своих ключевых компетенциях. 3.Оптимизация выбора источников внешних ресурсов. 4.Оптимальная дислокация производственных мощностей и объектов логистической инфраструктуры. 5.Использование инвестиций и инноваций поставщиков. 6.Оптимизация количества логистических посредников и закрепляемых за ними функций. |
При разработке стратегии развития компании необходимо выделять ключевые и вспомогательные компетенции. Выбор компанией компетенции, т.е. решение «делать» самим или «купить» у специализированной компании, обуславливает формирование соответствующей системы управления, как самой компании, так и управления логистикой. Этот выбор должен обуславливаться достижением наилучшего результата для деятельности компании в целом.
Целью логистики компании является обеспечение предприятия необходимыми материалами или конечной продукцией с оптимизацией запасов с одновременным снижением логистических затрат и повышением уровня логистического сервиса.
Библиографический список
1.Таран С. А. Логистическая стратегия предприятия: разработка и реализация. Практические рекомендации. – М.: Издательство « Альфа-Пресс», 2010. – 312с.
2.Дыбская В.В., Сергеев В.И. Корпоративные логистические стратегии и технологии: выборы и способы реализации// Логинфо. 2002. №3.
3.Карпов
А. Стратегия: от разработки до реализации// Управление компанией. 2006. №3.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 546-549