Регион: Выбрать регион
Сейчас: 26 декабря 20:19:49
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Современные тенденции развития штрихового кодирования в логистике распределения

В статье рассматриваются аспекты развития штрихового кодирования в логистике. Освещены используемые способы кодирования и возможность их использования в логистике распределения. Проанализированы проблемы использование штрих-кодирования, преимущества и ожидания от использования штрих-кодирования.

Ключевые слова: штрих-коды, линейные штрих-коды, двухмерные штрих-коды, информационные технологии, логистика распределения

L.A. Sverdyuk,

Scientific adviser - M.V. Pimenova,

Siberian State Aerospace University

named after academician M. F. Reshetnev,

Krasnoyarsk, Russia

Modern development trend bar coding in logistics distribution

The article deals with the aspects of bar coding in logistics. Highlights the encoding method used and the possibility of their use in logistics distribution. The problems of the use of bar coding, benefits and expectations from the use of bar coding.

Keywords: bar codes, linear bar codes, two-dimensional barcodes, information technology, distribution logistics

 

Современная система логистики распределения немыслима без активного использования информационных технологий. Сложно представить себе структуру работы цепей доставки товаров без постоянного, интенсивного, оперативного обмена информацией в целях быстрого реагирования на потребности рынка.

С усовершенствованием информационных технологий всё актуальнее возникает вопрос надёжного и быстрого ввода информации о товаре в ЭВМ для последующего мгновенного решения задач, связанных с фиксацией факта его поступления, получения, продажи, отгрузки и передачи на последующие этапы товародвижения.

В последние годы наиболее перспективным и стремительно развивающимся направлением автоматизации процесса ввода и обработки информации становится штриховое кодирование [3].

Первое практическое использование штрихового кодирования относят к 60-м годам, когда в США при помощи штрих-кодов производили идентификацию железнодорожных вагонов. Широкое применение штрихового кодирования товаров стало возможным лишь в 70-е годы, что связано с развитием  микропроцессорной техники. В России широкое распространение штрих-коды приобрели на 10 лет позже, чем в Европе и США. В отличие от российского, мировой рынок, развивается стремительными темпами. И важное внимание уделяется вопросам сокращения затрат, доступности решений и автоматизации на базе штрихового кодирования.

Штрих-коды постоянно совершенствуются. Главной задачей модификаций является увеличение объёма кодируемой информации с уменьшением площади самого кода. Если линейный штрих-код применяет одномерную систему кодирования, то двухмерный раскодируется и по горизонтали, и по вертикали. Поэтому по сравнению с обычным штрих-кодом у двухмерного есть пара весомых преимуществ: существенно больший объём хранимой информации и возможность восстановления до 30% повреждённых данных.

В зависимости от объема вложенной в штрих-код информации используют линейные и двухмерные способы кодирования [1].

Линейные (обычные) штрих-коды, читаемы в одном направлении (по горизонтали). Линейные символики кодируют малый объём информации (до 20 – 30 символов).

Наиболее распространёнными линейными символиками являются следующие коды.

UPC (англ. Universal Product Code) – американский стандарт штрих-кода, предназначенный для отслеживания товаров в магазинах. В полном штрих-коде UPC-A кодируется 12 цифр, в сокращенном – UPC-E –  8 цифр (он применяется для идентификации мелких розничных товаров).

EAN (European Article Number) – европейский стандарт штрих-кода. Существует полный 13-значный код EAN-13 и сокращенный 8-значный код EAN-8.

UPC-коды традиционно используются в США,   EAN-коды используются во всем остальном мире. В настоящее время в большинстве магазинов по всему миру используются штрих-коды обоих форматов. Они содержит только числа и никаких букв или других символов.

Стандарт штрих-кода Code 128 позволяет кодировать цифры, буквы латинского алфавита и специальные символы. Цифровой код очень компактен, за счет «двойной упаковки» данных, когда два числа записываются в один модуль штрих-кода. Буквенные же символы кодируются обычным «одиночным» способом, в результате буквенный код вдвое длиннее цифрового.

Codabar – штрих-код переменной длины для шифровки числовых данных.

Двухмерными символики разработаны для кодирования большого объёма информации.

Двухмерные коды подразделяются на матричные (matrix) и многоуровневые (stacked). Многоуровневые штрих-коды появились исторически ранее, и состоят из поставленных друг на друга нескольких обычных линейных кодов. Матричные же коды упаковывают информационные элементы более плотно по вертикали. Часто применяемыми двумерными штрих-кодами являются: Aztec Code , Data Matrix, QR код , MaxiCode , PDF417 и Microsoft Tag.

Наибольшее распространение в данное время получили стандарты QR-код и Data Matrix. Data Matrix изобретён в 1989 году, а QR-код разработан в 1994 году Японской компанией Denso Wave Inc для задач логистики распределения – быстрой и точной доставки запчастей и деталей для автомобилей [1]. Важнейшее отличие QR от Data Matrix – это умение работать с символами японского языка. Штрих-код Data Matrix, в свой черед, на 30-60% меньше по площади, чем QR код, который содержит идентичные данные. В отличие от старого штрих-кода, который сканируют тонким лучом, QR-код определяется сенсором или камерой смартфона как двумерное изображение.

Эффективность использования автоматизированной системы управления, основанной на сканировании штриховых кодов, хорошо иллюстрируется на примере крупной американской торговой компании «Kmart Corporation», которая широко применяет систему управления товародвижением, основанную на автоматическом считывании информации о товаре со штриховых кодов. Данная технология позволяет отслеживать вид товара, его количество, место, время и необходимую цену продажи для максимизации прибыли. Еще в начале 90-х гг. в разных регионах США компания обслуживала более 2200 магазинов, ассортимент которых включал приблизительно сто тысяч наименований, что позволяет оценить возможности управляющей системы [3].

Система штрих-кодов открывает потрясающие преимущества для любого рода бизнеса. Область применения штрихового кода в распределении весьма разнообразна. В сфере товарных потоков главное – это контроль над поступлением и выходом продукции. В сфере управления информацией – это планирование распределения и управление складским хозяйством. В настоящее время наибольшее развитие получают двухмерные штрих-коды, использование  линейных штрих-кодов сокращается.

Что можно ожидать от применения двухмерного штрих-кодирования? Каковы его возможности? В реальности ситуация такова, что современным компаниям становится недостаточно информации, получаемой из одномерного штрих-кода. Двухмерный код восприимчив хранить данных до 20 раз больше, по сравнению с линейным штрих-кодированием. Например, штрих-код EAN-13 позволяет кодировать всего 13 символов, в то время как, например, двухмерный код Data Matrix включает 2 500 и бoлее буквенных или 3 500 числовых символов. Двухмерные штрих-коды за счет использования совершенно иного алгоритма шифрования обладают огромными размерами.

В чем же может заключаться эффект от двухмерного типа штрих-кода? Многие логистические компании печатают этикетки с несколькими линейными штрих-кодами. В частности, при доставке в магазин или при перемещении груза из одного распределительного центра в другой, создается внутренняя накладная на груз. В этом документе в виде отдельных линейных штрих-кодов формулируются требования бизнеса (код товара, код получателя, дата отгрузки или срок годности). При получения груза оператор последовательно сканирует каждый штрих-код в определенную форму ввода в информационной системе. Важную роль при редактировании и сканировании информации выполняет человек, что неизбежно ведет к возникновению ошибки [2].

Данная проблема просто решается с помощью двухмерного штрих-кода, который способен содержать большое количество структурированных данных. Сканируется только один штрих-код, и, по заранее настроенным правилам, неограниченное количество параметров, встроенных в штрих-код, самостоятельно перемещается в нужные поля интерфейса оператора и сохраняются в базу данных, поэтому здесь исключен человеческий фактор.

Другой особенностью двухмерного штрих-кода является его самодостаточность. Что же это означает? Зачастую необходимым требованием является получение детальной информации о товаре или грузе за пределами организации, то есть в местах где нет доступа к информационной системе. Например, при выполнении приемки товара оператором на улице. В данном случае двухмерный шрих-код разрешает полноценно обработать груз, так как вся информация о нем содержится непосредственно в штрих-коде. Не требуется считывать идентификатор груза с линейного штрих-кода, отправляя его в удаленную информационную систему и получать информацию из нее. Поэтому вся информация о товаре есть на нем самом, и ее легко считать буквально за одно сканирование.

Большинство дистрибьюторов и крупных производителей в настоящее время обеспечивают свои товары и грузы двухмерными штрих-кодами, для того чтобы конечные потребители или продавцы обладали достаточно полной информацией о товаре, могли удобно и просто вписывать ее в свои информационные системы непосредственно с самого товара. Сканируя коды на месте, они получают информацию о времени производства товара, сроке годности товара, о том, когда и кем он был отгружен, а так же предложения по расположению товара на полках.

Все это обеспечивает прозрачность в цепях поставках. Применение двухмерных штрих-кодов в современных компаниях приводит к тому, что  логистика становится прозрачной. Отсканировав один двухмерный штрих-код можно легко понять, откуда, кому и куда привезенный товар направлялся из распределительного центра, узнать даже информацию о свойствах любой партии внутри груза: датах производства, сроках годности, вплоть до серийных номеров. В двухмерный код можно произвести запись всего состава партии и реквизиты по направлению, кому и куда предназначена каждая партия.

Использование в логистике распределения автоматизированной технологии идентификации штриховых кодов позволяет значительно улучшить управление потоками на всех этапах логистического процесса [2].

В последнее время штриховое кодирование стало быстро развивающимся и наиболее перспективным направлением автоматизации процесса ввода и обработки информации. Сейчас штриховой код наносится на 98-99% выпускаемой продукции.

Библиографический список

1. Сергеев В. И, Григорьев М. Н,  Уваров С. А. Информационные системы и технологии.- М.: Издательство: Альфа-Пресс, 2008. 608с.

2. Фролова Г. Зачем нужен штрих-код? // Склад и Техника: [Электронный ресурс]. URL: http://www.sitmag.ru/.

3. Левкин Г.Г. Логистика. Теория и практика. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. 221 с.

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 541-545 


Количество просмотров: 5353
теги:
24.06.2015 08:02 | Kaflogблог автора

Еще публикации: