Статья посвящена теме анализа зависимости возраста и стажа водителя на безопасное управление автомобилем.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, водитель, стаж, возраст
K.R. Ryabokonenko,
student,
Saratov state technical University
named after Y. A. Gagarin,
Saratov, Russia
Analysis of the relationship of age and seniority driver on safe driving
The article is devoted to the topic of the impact of age and seniority driver in safe driving.
Key words: car accident, the driver, experience, age
Работу водителя всегда относят и относили к сложному виду человеческой деятельности. В связи с тем, что водитель управляет источником повышенной опасности, то его работу относят к особому виду деятельности с высокой степенью человеческого фактора. Особое внимание заслуживает факт, что безопасность дорожного движения может быть достигнута не каждым водителем, что объясняется не только квалификацией, но и индивидуальными особенностями каждого человека.
Таким образом, на безопасное управление источником повышенной опасности т.е автомобилем большое влияние оказывает влияние опыт работы, т.е стаж и возраст водителя. Как показал анализ ДТП, за последние 10 лет, чем больший стаж водителя, тем меньшее количество ДТП происходит с ним, но этот процесс не всегда равномерен. Чаще всего в ДТП попадают неопытные водители со стажем до 2 лет и водители со стажем 5±1 год. Но увеличение водительского стажа может и не привести к повышению надежности водителя, так как у водителя на стадии обучения могли сформироваться неверные навыки и ошибочные знания. Всяческие систематические ошибки и плюс завышенная самооценка своего мастерства могут водителя привести к плачевным последствиям. Поэтому нужно периодически проводить курсы повышения квалификации и привлекать для обучения опытных преподавателей и специалистов.
По анализу статистических данных наибольшее количество аварий приходится на водителей со стажем до 2 лет, что связано с недостатком и нехватки профессиональных знаний, умений и навыков, а при стаже 5±1 год человек переоценивает свои возможности и осторожности снижается.
Статистика о ДТП показывает, что самые тяжелые ДТП с непоправимыми последствиями часто возникают именно у опытных водителей, у которых стаж вождения большой. Чем больше водитель адаптирован к опасности, тем требуется большее ее внимание, чтобы водитель среагировал на нее, об этой психологической закономерности не допустимо, что об этом забывали опытные водители с большим стажем и опытом работы.
Возраст водителя наряду со стажем работы оказывает большое влияние на вероятность попадания в ДТП. Такая взаимосвязь видна не вооруженным глазом между возрастом и аварийностью, отмечают такую зависимость у водителей моложе 25 лет и у водителей старше 60 лет. На одном и том же уровне индивидуальная безопасность сохраняется у водителей от 25 до 60 лет. У водителей старше 60 лет необратимо преобладает возрастное снижение операторских способностей. Водители этой категории за счет накопленных и сохраненных знаний, умений и опыта способны частично компенсировать это снижение, но сохранить свою защищенность при езде и быстром темпе движения на безопасном уровне становится все сложнее.
Следует отметить, что одинаковые навыки, которые со временем накапливаются в разных возрастных группах, могут оказывать неодинаковое влияние на поведение на дороге. Установлено, что при недостаточном опыте начинающие водители-новички в возрасте от 45 до 60 лет имеют низкий уровень аварийности по сравнению с младшими возрастными группами. Все это можно объяснить следующим: у них повышенное чувство ответственности, адекватный прогноз опасных ситуаций и менее рискованное управление автомобилем.
Выезд на полосу встречного движения, управление ТС в состоянии опьянения, превышение установленной скорости, а также такие действия, как срезание кривых, движение в левом ряду при наличие свободного правого ряда, движение по встречной полосе и как следствие - заносы, съезд с проезжей части, опрокидывания и другое –эти нарушения совершают водители 18-30 лет. Это в основном объясняется стремлением к повышению скорости или к темпу движения, причем опасность в этих случаях нисколько недооценивается. Главными факторами, которые сопутствуют ДТП, по мнению водителей 18-30 лет, являются недостаточное владение навыками управления ТС, недооценка опасности, отвлечение внимания, неверное мнение о состоянии дорожного движения.
Неопытный молодой водитель действует по методу проб и ошибок, тем самым как бы освобождает себя от условностей и общепринятых норм, при этом он исходит из своего опыта и своих критерий правильного поведения на дороге, т.о , можно объяснить склонность молодых водителей к превышению скорости, выезду на полосу встречного движения, управление ТС в состоянии опьянения. Склонность к рискованным и опасным поступкам у молодых водителей обусловлена увеличением показного бесстрашия и одновременно недооценкой опасностей и ситуаций, которые существуют при дорожном движении. При этом молодой водитель сравнивает себя с управляемым автомобилем, а также представляет себе, что мощность управляемого им автомобиля это его собственная.
Для водителей 31-45 лет наиболее часто совершаемыми нарушениями являются: нарушение правил обгона и нарушение правил перестроения и другое. Факторы, которые способствуют ДТП, по мнению водителей данной группы, недооценка собственного неправильного поведения, а также помехи действиям, состояние дорожного движения, ошибочный прогноз поведения других участников дорожного движения.
Для человека-водителя 46-60 лет - нарушение требований сигналов светофора и нарушение правил перестроения. Факторы, которые способствуют ДТП, по их мнению - это помехи действиям, состояние дорожного движения, недооценка опасности и ошибочный прогноз поведения других участников дорожного движения.
Для водителей старше 60 лет - нарушение правил проезда пешеходного перехода и неправильный выбор дистанции между автомобилем, это можно объяснить тем, что у них ухудшились функции восприятия и ориентации.
Анализируя исследования водителей ТС о преимуществе молодых водителей (18-25 лет) перед водителями старшего возраста (55-60 лет) и наоборот, можно сказать, что первые считают, что у вторых много недостатков, а именно более слабое зрении и слух, меньший уровень знаний. Но водители старшего возраста выделяют следующие преимущества: сдержанность, а также спокойствие, уравновешенность, вежливость, - они предпочитают умеренное и не торопливое вождение, тем самым такое вождение не создает конфликтов, или их становится меньше. Проблема молодых водителей - это более высокий интеллект в отношении технических знаний об автомобильном транспорте.
Исследования показывают, что среднее количество аварий с увеличением возраста водителей уменьшается, это объясняется заменой юношеской эмоциональности и взбалмашенности чувством ответственности и сдержанности в более старшем возрасте.
Хочется отметить, что на этапе подготовки или переподготовки водителей, каждый учиться умению правильно и вовремя делать анализ и понимать информацию о дороге.
Психологические установки и личностные качества, имеющие свои неповторимые особенности в каждой возрастной группе - все это влияет на поведение водителей в дорожной ситуации и является важным фактором при безопасном вождении, но не следует забывать и об операторских способностях.
В Канаде для водителей старше 60 лет читают курсы. Главная цель этого повышение безопасного управления автомобилем. На занятиях водителям разъясняют об их возрастных изменениях, о том какие ситуации на дорогах лучше избегать, затрагивают тему об управлении автомобилем в темное время суток, а также прием каких медицинских препаратов оказывает влияние на операторские способности.
Разделение водителей на различные категории в зависимости от уровня водительского опыта, стажа и возраста создает условия риска и последствий ненадежного поведения в сложных ситуациях
Для снижения уровня аварийности в России необходимо учитывать положительный опыт стран, у которых низкий уровень аварийности: Канады, Австралии, Новой Зеландии и других. На основе анализа данной информации предлагается внедрить систему «ступенчатых водительских прав», которая в свою очередь учитывает как стаж, так и возраст. Для водителей-новичков должны вводиться определенные ограничения на управления транспортным средством, в том числе и запрет на езду в темное время суток и в сложных погодных условиях, ограничение езды на скоростных магистралях. Контролировать данный процесс поможет спутниковая система ГЛОНАС, так как в ней есть система слежения. Для водителей самых первых ступеней обучения запрет на управление общественным транспортом. В такой системе необходимо предусмотреть переход на ступень выше, только после того как водитель наберется опыта и пройдет дополнительное обучение с периодичной переэкзаменовкой. Следовательно, овладев умениями и знаниями и доказав это, водитель требует снять ограничения на управление транспортным средством. Система должна работать также и в обратном направлении - при грубом нарушении ПДД водитель должен переходить на низшие ступени или более жесткое наказание - лишение водительских прав [1].
Таким образом, анализ аварийности показал прямую зависимость возраста и стажа водителя на безопасное управление автомобилем, однако можно влиять за счет внедрения системы «ступенчатых водительских прав».
Библиографический список
1. Железнов. Е. И. «Актуальные проблемы гражданской ответственности водителей как способ повышения безопасности дорожного движения» / Волгоградский институт бизнеса. - Волгоград, 2011.-С. 108-110.
2. Рябчинский А.И. «Динамика автомобиля и БДД». – Москва, 2002. – С. 25-30.
3.
Илларионов В.А. «Экспертиза ДТП».
– Москва Транспорт, 1989. – С. 44-54.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 537-541