Регион: Выбрать регион
Сейчас: 21 ноября 14:52:01
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Анализ зависимости возраста и стажа водителя на безопасное управление автомобилем

Статья посвящена теме анализа зависимости  возраста и стажа водителя на безопасное управление автомобилем.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, водитель, стаж, возраст

K.R. Ryabokonenko,

student,

Saratov state  technical University

named after Y. A. Gagarin,

Saratov, Russia

Analysis of the relationship of age and seniority driver on safe driving

The article is devoted to the topic of the impact of age and seniority driver in safe driving.

Key words: car accident, the driver, experience, age

 

Работу водителя всегда относят и относили к сложному виду человеческой деятельности. В связи с тем, что водитель управляет источником повышен­ной опасности, то его работу относят к особому виду деятельности с высокой степенью человеческого фактора. Особое внимание заслуживает факт, что безопасность дорожного движения может быть достигнута не каждым водителем, что объясняется не только квалификацией, но и индивидуальными особенно­стями каждого человека.

Таким образом, на безопасное управление источником повышенной опасности т.е автомобилем большое влияние оказывает влияние опыт работы, т.е стаж и возраст водителя. Как показал анализ ДТП, за последние 10 лет, чем больший стаж водителя, тем меньшее количество ДТП происходит с ним, но этот процесс не всегда равномерен. Чаще всего в ДТП попадают неопытные во­дители со стажем до 2 лет и водители со ста­жем 5±1 год. Но увеличение водительского стажа может и не привести к повышению надежности водителя, так как  у водителя на ста­дии обучения могли сформироваться неверные  навыки и ошибочные знания. Всяческие систематиче­ские ошибки  и плюс завышенная самооценка своего мастерства могут водителя привести к плачевным последствиям. Поэтому нужно периодически проводить курсы повышения квалификации и привлекать для обучения опытных препо­давателей и специалистов.

По анализу статистических данных наибольшее количество аварий приходится на водителей со стажем до 2 лет, что связано с недостатком и нехватки профессиональных знаний, умений и навыков, а при стаже 5±1 год человек переоценивает свои возможности и осторожности снижается. 

Статистика о ДТП показывает, что самые тяжелые ДТП с непоправимыми последствиями часто возникают именно у опытных води­телей, у которых стаж вождения большой. Чем больше водитель адаптирован к опасности, тем требуется большее ее внимание, чтобы водитель среагировал на нее, об этой психологической закономерности не допустимо, что об этом забывали опытные водители с большим стажем и опытом работы.

Возраст водите­ля наряду со стажем работы оказывает большое влияние на вероятность попадания в ДТП. Такая взаимосвязь видна не вооруженным глазом между возрастом и аварийно­стью, отмечают такую зависимость у водителей моложе 25 лет и у водителей старше 60 лет. На одном и том же уровне индивидуальная безопасность сохраняется у водителей от 25 до 60 лет. У водителей старше 60 лет необратимо преобладает возрастное сни­жение операторских способностей. Водители этой категории за счет на­копленных и сохраненных знаний, умений и опыта способны частично компенсировать это снижение, но сохранить свою защищенность при езде и быстром темпе движения на безопасном уровне становится все сложнее.

Следует отметить, что одинаковые навыки, которые со временем накапливаются в разных возрастных группах, могут оказывать неодинаковое влияние на поведение на дороге. Установлено, что при недостаточном опыте начинающие води­тели-новички в возрасте от 45 до 60 лет имеют низкий уровень аварийности по сравнению с младши­ми возрастными группами. Все это можно  объяснить следующим: у них повышенное чувство ответственности, адек­ватный прогноз опасных ситуаций и менее рискованное управление автомобилем.

Выезд на полосу встречного движения, управление ТС в состоянии опьяне­ния, превышение установленной скорости, а также такие действия, как срезание кривых, движение в левом ряду при наличие свободного правого ряда, движение по встречной полосе и как следствие - заносы, съезд с проезжей части, опрокидывания и другое –эти нарушения совершают водители 18-30 лет. Это в основном объясняется стремлением к повышению скорости или к тем­пу движения, причем опасность в этих случаях нисколько недооце­нивается. Главными факторами, которые сопутствуют ДТП, по мнению водителей 18-30 лет, являются недостаточное владение навыками управления ТС, недооценка опасности, отвле­чение внимания, неверное мнение о состоянии дорожного движения.

Неопытный молодой водитель действует по методу проб и ошибок, тем самым как бы освобождает себя от ус­ловностей и общепринятых норм, при этом он исходит из своего опыта и своих критерий пра­вильного поведения на дороге, т.о , можно объяснить склонность молодых водителей к превыше­нию скорости, выезду на полосу встречного движения, управление ТС в состоянии опьянения. Склонность к рискованным и опасным поступкам у молодых водителей обусловлена увеличением показного бесстра­шия и одновременно недооценкой опасностей и ситуаций, которые существуют при дорожном движении. При этом молодой води­тель сравнивает себя с управляемым автомо­билем, а также представляет себе, что мощность управляемого им автомобиля это его собственная.

Для водителей 31-45 лет наиболее часто совершаемыми нарушениями являются: нарушение правил обгона и нарушение правил перестроения и другое. Факторы, которые способствуют ДТП, по мнению водителей данной группы, недооценка собственного неправильного поведения, а также помехи действиям, состояние дорожного движе­ния, ошибочный прогноз поведения других участников дорожного движения.

Для человека-водителя 46-60 лет - нару­шение требований сигналов светофора и нару­шение правил перестроения. Факторы, которые способ­ствуют ДТП, по их мнению -  это помехи действиям, состояние дорож­ного движения, недооценка опасности и оши­бочный прогноз поведения других участников дорожного движения.

Для водителей старше 60 лет - наруше­ние правил проезда пешеходного перехода и не­правильный выбор дистанции  между автомобилем, это можно объяснить тем, что у них ухудшились функции восприятия и ориентации.

04b104f1b92480ac37129d196ab10169.jpg

Анализируя исследования  водителей ТС  о преимуществе молодых водите­лей (18-25 лет) перед водителями старшего возраста (55-60 лет) и наоборот, можно сказать, что первые считают, что у вторых много недостатков, а именно более слабое зрении и слух, меньший уровень знаний. Но водители старшего возраста выделяют следующие преимущества: сдержанность, а также спокой­ствие, уравновешенность, вежливость, - они предпо­читают умеренное и не торопливое вождение, тем самым такое вождение не создает конфликтов, или их становится мень­ше. Проблема молодых водителей - это более высо­кий интеллект в отношении технических зна­ний об автомобильном транспорте.

Исследования показывают, что среднее коли­чество аварий с увеличением возраста водите­лей уменьшается, это объясняется заменой юно­шеской эмоциональности и взбалмашенности чувством ответственности и сдержанности в более старшем возрасте.

Хочется отметить, что на этапе подготовки или переподготов­ки водителей, каждый учиться умению правильно и вовремя делать анализ и понимать информацию о дороге.

Психологические установки и личностные качества, имеющие свои неповторимые осо­бенности в каждой возрастной группе - все это влияет на поведение водителей в дорожной ситуации и является важным фактором при безопасном вождении, но не следует забывать и об операторских способностях.

В Канаде для водителей старше 60 лет читают курсы. Главная цель этого повышение безопасно­го управления автомобилем. На занятиях води­телям разъясняют об их возрастных изменени­ях, о том какие ситуации на дорогах лучше избегать, затрагивают тему об управлении автомобилем в темное время суток, а также прием каких медицинских препа­ратов оказывает влияние на операторские спо­собности.

Разделение водителей на различные категории в зависимости от уровня водительского опыта, стажа и возраста создает условия риска и по­следствий ненадежного поведения в сложных ситуациях

Для снижения уровня аварийности в России необходимо учитывать положительный опыт стран, у которых низкий уровень аварийности: Канады, Австралии, Новой Зеландии и других. На основе анализа данной информации предлагается внедрить систему «ступенчатых води­тельских прав», которая в свою очередь учитывает как стаж, так и воз­раст. Для водителей-новичков должны вводиться опреде­ленные ограничения на управления транспортным средством, в том числе и запрет на езду в темное время суток и в сложных погодных ус­ловиях, ограничение езды на скоростных маги­стралях. Контролировать данный процесс поможет спутниковая система ГЛОНАС, так как в ней есть система слежения. Для водителей самых первых ступе­ней обучения запрет на управле­ние общественным транспортом. В такой системе необходимо предусмотреть переход на ступень выше, только после того как водитель наберется опыта и пройдет дополнительное обучение с периодичной пе­реэкзаменовкой. Следовательно, овладев умениями и знаниями и доказав это, водитель требует снять ограничения на управление транспортным средст­вом. Система должна работать также и в обратном направлении - при грубом нарушении ПДД водитель должен переходить на низшие ступени или более жесткое наказа­ние - лишение водительских прав [1].

Таким образом, анализ аварийности показал прямую зависимость возраста и стажа водителя на безопасное управление автомобилем, однако можно влиять за счет внедрения системы «ступенчатых води­тельских прав».

Библиографический список

1.      Железнов. Е. И. «Актуальные проблемы граждан­ской ответственности водителей как способ повышения безопасности дорожного движения» / Волгоградский институт бизнеса. - Волгоград, 2011.-С. 108-110.

2.      Рябчинский А.И. «Динамика автомобиля и БДД». – Москва, 2002. – С. 25-30.

3.      Илларионов В.А. «Экспертиза ДТП». – Москва Транспорт, 1989. – С. 44-54.

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 537-541


Количество просмотров: 33433
теги:
24.06.2015 08:01 | Kaflogблог автора

Еще публикации: