В настоящей работе представлена история развития логистики в России, где рассматривается понятие логистики с начала происхождения этого термина, до сегодняшнего дня. На основании данных представленных в статье можно выделить исторические этапы развития логистики в России.
Ключевые слова: логистика, история логистики, история логистики в России
K.A. Hnatiuk,
Scientific adviser - I.V. Moor,
Kansk College of technology ,
Kansk, Russia
The history of the development of Logistics in Russia
In this paper the history of logistics in Russia is considered . We offer the concept of Logistics since the beginning of the origin of the term , until today. Based on the data presented in this paper it can be distinguished historical stages of development of logistics in Russia.
Keywords: logistics, Logistics history, the history of logistics in Russia
Понятие логистики имеет свою давнюю историю. Слово "Логистика" является греческим по происхождению. В Древних Афинах была специальная должность — "логист", на которую ежегодно назначались путем жеребьевки и в их обязанности входила проверка отчетов других чиновников. В Древнем Риме логистами назывались чиновники, выполняющие административные и религиозные функции. Во времена византийского императора Льва VI (866-912 гг.) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями. Слово "Логистика" существует во всех основных европейских языках, но имеет различные значения. Термином " Логистика " пользовались в своих работах известные ученые, философы, военачальники. Так выдающийся немецкий математик Г.В. Лейбниц (1646—1716) использовал этот термин в значении «математической логики». В XIX в. этот термин использовал в своих работах Антуан - Анри Жомини - военный теоретик и историк, швейцарец по происхождению (1779—1869), он с 1813 г. paботал в России, состоял в штабе Александра I. Был военным советником Николая I и явился одним из основателей военной академии в Санкт-Петербурге (1828). Жомини определил логистику, как практическое искусство управления войсками, включающее широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т.п.
В 1884 г. американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд навигации.
В 1904 г. на философском конгрессе в Женеве было утверждено определение логистики как математическая логика.
Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой войны в области материально-технического обеспечения американской армии. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз, транспорта позволило своевременно и в необходимых количествах обеспечивать армию оружием, горюче-смазочных материалов и продовольствия, также в снабженческо-сбытовой деятельности гражданских предприятий.
Поэтому, во многих западных странах логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новое направление об управлении материальными потоками сначала в сфере обращения, а затем и в производстве. Большое развитие логистика получила в 60-70-ые годы в Японии, где ее методы использовались при разработке и реализации сложных производственных систем, а к 1980г. стали оптимизироваться методы физического распределения материальных потоков.
В конце 20-го века логистическая наука выступает как экономическое направление, включающее в себя закупочную, производственную, сбытовую, транспортную, информационную логистику и т.д. Каждая из этих областей деятельности человека достаточно изучена, однако новизна логистического подхода заключается в интеграции перечисленных сфер деятельности для достижения желаемого результата с минимальными затратами времени, материальных ресурсов и финансовых средств путем формирования наиболее оптимального сквозного управления всеми видами потоков. Таким образом, логистика призвана максимально удовлетворять запросы потребителей[1].
Остановимся подробней на истории развития логистики в нашей стране. Востребование научных подходов и практических методов логистики совпало с началом перехода России к рыночным отношениям. Как показывают зарубежный опыт и эволюция логистики, потребность в конкретном теоретическом аппарате и практическом инструментарии логистики зависела от ряда условий, определяющих уровень развития производственных сил, технологий, политической обстановки, зрелости рыночных отношений, сложившихся в определенном историческом периоде. Возможность и темпы развития логистических подходов в отечественном бизнесе также нельзя рассматривать в отрыве от сложившейся социально-экономической и политической обстановки в России и прогноза хода экономических реформ.
К началу 1990-х гг., к моменту перехода к рыночным отношениям, в России существовали определенные предпосылки для развития логистических идей в различных отраслях экономики. Эти предпосылки можно разделить на две большие группы: научно - теоретические и производственно-технические (технологические).
Научно - теоретические предпосылки связаны с вузовской подготовкой специалистов по широкому кругу дисциплин, прямо или косвенно имеющих отношение к логистике, а также с большим количеством научных трудов и методических разработок, затрагивающих в той или иной степени проблемы логистики и составляющих ее теоретическую и научно-методическую основу.
В течение длительного периода в экономике СССР, а затем и Российской Федерации складывалась производственно-техническая база (инфраструктура) в различных отраслях производства и в сфере обращения, назначением которой было управление материальными потоками, что мы сейчас относим к прерогативе логистики.
Интерес к логистике быстро возрастал, особенно в среде вузовских преподавателей России, готовящих специалистов по материально-техническому снабжению и транспорту. Поэтому достаточно длительное время в нашей стране логистика воспринималась именно как развитие и комплексное взаимодействие транспорта и снабжения.
В 1991 г. в СССР создается Всесоюзная ассоциация логистики (ВАЛ), основным направлениями деятельности которой стали координация научно-исследовательских работ и учебно-педагогической деятельности в области логистики, совершенствование систем управления материальными и информационными потоками, развитие складского хозяйства, участие в продвижении актуальных логистических технологий контейнеризации и пакетирования грузов, создание банка данных по проблемам логистики. Первым президентом ВАЛ стал проф. Михаил Петрович Гордон. В 1993г. ВАЛ была преобразована в Фонд логистических разработок (ФОЛОР), являвшийся членом Европейской логистической ассоциации, с момента основания вплоть до 1996 г., когда по организационным причинам он прекратил своё существование.
В 1993г. в нашей стране произошло поистине революционное событие в экономики - были ликвидированы централизованные системы Госснаба и Госплана бывшего СССР. Это положило начало развертыванию свободной оптовой торговли материально-техническими ресурсами и стало знаковым моментом в становлении отечественной логистики. В том же году в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов создается первая в России кафедра, в названии которой присутствует слово "логистика",- кафедра коммерции и логистики, которой заведовал доктор экономических наук, профессор Олег Александрович Новиков.
По инициативе ряда российских вузов, специализирующихся в основном на снабженческих и транспортных специальностях, Министерство образования РФ в 1995 г. приняло решение о включении в учебные планы более 200 экономических и инженерно-экономических вузов страны дисциплины "Основы логистики". Это стало важной вехой в популяризации логистики и толчком к ее дальнейшему развитию в России.
Практически вплоть до 1998-1999 гг. логистика в России в основном продвигалась и развивалась в вузовской среде, чему в немалой степени способствовало упомянутое введение новой учебной дисциплины.
Тем не менее, почву для открытия будущей специальности "логистика" и популяризация ее в стране готовили вышедшие в период с 1992 по 1998 г. учебники, пособия и монография ряда специалистов, профессоров и преподавателей вузов.
Одной из кардинальных проблем дальнейшего развития логистики в России стала подготовка квалифицированных логистов. Наконец, 25 апреля 2000 г. был подписан приказ № 1213 "Об эксперименте по подготовке специалистов по специальности 062200 "Логистика".
Проект Государственного образовательного стандарта (ГОС) новой специальности 062200 "Логистика" был разработан кафедрой логистики ГУ-ВШЭ под руководством профессора В.В. Дыбской. В группу основных разработчиков проекта стандарта вошли профессора В.В.Дыбская и В.И Сергеев и доцент А.Н.Стерлигова. ГОС специальности 062200 "Логистика" предусматривалось наименование квалификации специалиста - "Логист".
Позднее к эксперименту в области подготовки логистов подключилось ещё два вуза: Московский государственный технический университет им. Э.Н. Баумана и Российский государственный химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева.
11 ноября 2002г. Официально зарегистрирована новая общественная организация - Национальная логистическая ассоциация России (НЛА). Миссией НЛА было определено становление и развитие логистики в России как нового научного и практического направления, способствующего социально – экономическому развитию хозяйствующих субъектов, отраслей экономики и страны в целом, а также повышению благосостояния граждан.
В период с 26 по 30 мая 2003 г. в Международном центре подготовки кадров в области логистики Государственного университета, произошло историческое событие - состоялось защиты первых в России выпускных квалификационных работ в рамках программы второго высшего профессионального образования по логистике. Всего было выпущено 27 логистов.
В 2001-2005 гг. быстрыми темпами росло число кафедр логистики. Кроме таких кафедр, созданных в вузах, вошедших в эксперимент по специальности "Логистика", подобные уже существуют во многих других вузах нашей страны.
Начало 21 века охарактеризовалось поистине революционным взлетом интереса к логистике уже со стороны организаций бизнеса России.
Все более востребованными на отечественном рынке труда становятся логисты, причем, что особенно примечательно, не только в привычных видах логистической деятельности : транспортировке, экспедирования, складирования и грузопереработке, управления запасами, таможенном оформлении, но и как координаторы (супервайзеры) логистического процесса компании, организаторы стратегического планирования и управления корпоративной логистической системой, аналитики логистических бизнес- процессов, топ - менеджеры, умеющие правильно выбирать и применять современные интегрированные логистические технологии и информационные системы.
Оценивая сегодняшнее состояние дел в отечественной логистике, можно отметить, что сейчас она переживает этап ускоренного становления, для которого характерны такие черты, как спонтанное возрастание числа компаний, имеющих логистические отделы и службы, расширяющаяся практика использования стандартных логистических технологий в различных сферах бизнеса компаний, попытки позиционирования логистики как важного элемента корпоративной стратегии и т.д.[2]
Библиографический список
1. Аникин Б.А. Логистика / Б.А. Аникин; под ред. Б.А. Аникина, Т. А. Родкиной. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 408с.
2.
Дыбская В.В. Логистика / В.В.
Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под ред. В.И. Сергеева. –
М.: Эксмо, 2013. – 944с.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 422-426